Организация расчетов с использованием банковских карт
Большинство российских предприятий выбирают расчеты через банковские карты, однако некоторые пользователи до сих пор сомневаются в удобстве и безопасности этого инструмента оплаты. В данной статье мы расскажем о пластиковых картах, как организовать систему оплаты через них на предприятии, как происходят платежи и что такое банковская услуга эквайринга.
Использование банковских карт стало все более популярным в России с каждым годом. Если в 2019 году доля расчетов с использованием пластиковых карт составляла 76%, то уже в первом квартале 2020 года этот показатель вырос до 86%. Соответственно, количество банковских карт также значительно увеличилось, и на 1 апреля 2020 года их число превысило 283 миллиона, что является историческим максимумом.
Из этого можно сделать вывод, что использование системы расчетов с использованием банковских карт выгодно для современных торгово-сервисных предприятий. Специалисты полагают, что объем безналичных операций будет и дальше расти, поскольку карта создает серьезные преимущества как для покупателя, так и для предпринимателя.
Для покупателя банковская карта обеспечивает удобство, безопасность и экономию времени. А вот для бизнесмена, владельца магазина, ресторана или любого другого торгово-сервисного предприятия дополнительной выгодой является увеличение прибыли. После установки терминала безналичной оплаты объем продаж, как правило, увеличивается. Это связано с тем, что человек с бóльшим трудом расстается с наличными деньгами. Если покупатель запланировал потратить определенную сумму, то ему будет трудно превысить этот лимит. В случае с платежной картой психология работает совсем иначе - электронных денег не видно, и решиться на дополнительные траты гораздо легче.
Установив на своем предприятии систему безналичной оплаты, владелец не только увеличит прибыль, но и сможет достигнуть других стратегических целей, таких как повышение привлекательности своей организации для потенциальных клиентов и расширение клиентской базы, увеличение товарооборота, сокращение издержек на бухгалтерию, сокращение расходов и времени, затрачиваемого на обслуживание клиента, уменьшение затрат на инкассацию и уменьшение риска оплаты фальшивыми банкнотами, повышение сохранности выручки.
Таким образом, решив использовать систему расчетов с использованием банковских карт, предприниматель должен установить терминал безналичной оплаты и настроить его на работу. Это позволит ему не только повысить прибыль, но и совершенствовать свой бизнес в целом.
Как настроить расчеты на предприятии с использованием банковских карт
Система пластиковых карт базируется на двух действующих сторонах: владелец карты и коммерческое предприятие, предоставляющее возможность расплатиться по карте. Для успеха в этой системе нужно, чтобы банки эмитировали как можно больше пластиковых карт, а на предприятиях были созданы условия для безналичных платежей.
Важно отметить, что Положение Банка России от 24 декабря 2004 года № 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" регулирует законодательно правила расчета по банковской карте на территории Российской Федерации.
Процессинговый центр играет роль посредника между компанией и конечным потребителем. Здесь осуществляется связь между банком, который выпустил карту клиента, и банком, в котором предприятие имеет свой расчетный счет.
Банк, предоставляющий услугу включающую в себя осуществление расчетов, совершаемых с помощью банковских карт и операций по выдаче наличных денег держателям банковских карт, называется эквайрером, а сама услуга - эквайрингом.
Схема покупки по карте выглядит следующим образом. Держатель карты получает оплаченный товар или услугу от магазина, ресторана или автозаправочной станции, как бы в кредит - деньги не сразу поступают на счет предприятия. Информация об операциях по картам передается в банк компании, и на ее расчетный счет поступает сумма стоимости товаров, отпущенных по платежным карточкам. Банк предприятия получает эту сумму от банка-эмитента, который списывает ее со счета клиента.
Таким образом, схема полного цикла системы безналичных платежей состоит из следующих этапов:
- Покупатель подает в банк заявление об открытии карточного счета и изготовлении пластиковой карточки, а также передает поручения о депонировании денежных средств.
- Банк выдает пластиковую карту клиенту.
- Для оплаты покупки или услуги потребитель передает свою карту продавцу.
- Для оплаты товара или услуги потребитель подносит карту к платежному терминалу либо вставляет ее в терминал (если карта старого образца и не оснащена чипом). Оборудование считывает данные и отправляет запрос в банк для проверки платежеспособности клиента и получения разрешения на проведение операции. Банк покупателя предоставляет положительный ответ вместе с кодом авторизации или отказ с указанием причины (недостаточно средств, блокировка и так далее). Все это происходит в течение нескольких секунд.
- Получив разрешение на оплату, представитель предприятия изготавливает слип, то есть специальный чек.
- Товар или услуга условно считаются оплаченными и предоставляются клиенту.
- В банк-эквайрер предоставляются слипы.
- В банк-эмитент передается информация о платежах посредством предъявления слипов.
- Средства списываются со счета покупателя и перечисляются на счет в банк продавца.
- Средства за вычетом комиссии банка-эквайрера зачисляются на счет предприятия.
Чтобы организовать на предприятии систему безналичной оплаты, в первую очередь необходимо заключить договор с банком-эквайрером или процессинговым центром, которые будут осуществлять координацию всех платежей, а также предоставят необходимое оборудование и проведут обучение персонала.
Отметим, что в современном мире возможность безналичной оплаты является одной из составляющих успеха любого предприятия, т.к. популярность банковских карт растет с каждым днем, а недавнее повсеместное введение режима самоизоляции только укрепило доверие людей к этой форме расчетов. Неудивительно, что все больше и больше покупателей предпочитает использовать карты. Поэтому эквайринг - это эффективный способ принимать безналичную оплату и не допустить падения продаж.
Фото: freepik.com