Как открыть гостиницу и что для этого нужно?
Подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года, который пройдет по всей России, привела к реставрации старых гостиниц и строительству новых, многие из которых будут под международными брендами. В итоге конкуренция между гостиницами значительно возрастет как на время проведения чемпионата, так и после. Это означает, что людям, желающим открыть свою гостиницу, следует тщательно все обдумать.
Итак, какие же шаги необходимо предпринять для открытия гостиницы? Рассмотрим несколько ключевых этапов:
Этап 1: выберите форму юридического лица. Крупные гостиницы, включая те, что планируются как франчайзинг, требуют образования ООО. Если вы планируете открыть мини-гостиницу (с фондом до 50 номеров), то достаточно зарегистрировать ИП. Если вы уже являетесь индивидуальным предпринимателем, вам необходимо зарегистрировать соответствующий вид деятельности по ОКВЭД. Для гостиницы с рестораном код по общероссийскому классификатору — 55.11, для гостиниц без ресторанов — 55.12.
Этап 2: выберите систему налогообложения. Если вы открываете гостиничное предприятие, то вы можете воспользоваться УСН - упрощенной системой налогообложения, что значительно снизит налоговую нагрузку. Эта система подходит, по крайней мере, до тех пор, пока размер ежегодного дохода вашей гостиницы не превысит 150 миллионов рублей. В ином случае вам необходимо применять общую систему налогообложения. Для малых гостиниц ИП может сочетать УСН и ЕНВД.
Этап 3: выберите и обустройте помещение. Наиболее оптимальным вариантом для малых гостиниц является выкуп и перепланировка помещений. Среди помещений, которые можно использовать для гостиницы, можно выделить этажи общежитий, так как они требуют меньшего переоборудования и имеют общие кухни, душевые, прачечные. Если же вы планируете отдельно стоящую гостиницу, то выкуп особняка, коттеджа будет оптимальным вариантом. Экономически выгоднее строительство гостиницы с нуля, однако и аренда долгосрочного типа также может являться хорошим вариантом.
Важно заметить, что при выкупе жилых помещений требуется их перевод в нежилой фонд (статья 288 ГК РФ). Кроме того, строительство, ремонт и другие работы, связанные с обустройством помещений под гостиницу, должны проводиться в соответствии со строительными, санитарными, экологическими нормами и требованиями безопасности.
Этап 4: подберите персонал. Для мини-отеля с фондом до 10 номеров будет достаточно небольшого кадрового состава: управляющего, администратора (портье), владеющего английским языком, горничной и технического персонала, который может заменить подрядную организацию, оказывающую ремонтные и клининговые услуги. Чтобы управлять гостиницей большего размера, потребуются охрана, расширение состава администраторов и горничных, бухгалтерия, отдел бронирования, команда менеджеров, маркетинговый отдел и другие структуры по решению управляющего (владельца отеля).
Этап 5: организуйте маркетинговую кампанию. На начальной стадии для привлечения клиентов в новую гостиницу подойдет размещение рекламы в интернете и печатных СМИ, на вокзалах, в аэропортах. В туристических городах заключение договоров с турфирмами является эффективным методом.
Весь этот процесс составляет бизнес-план нового предприятия и необходим для его ликвидности.
Сформулировать концепцию будущей гостиницы – главное требование при составлении бизнес-плана открытия гостиничного предприятия.
Концепция гостиницы охватывает ряд параметров: статус гостиничного объекта, местоположение, вместимость и площадь, цены на услуги, штат работников и т.д. Анализируя реальную ситуацию на рынке гостиничных услуг, необходимо определить выбранный сегмент и конфигурацию отеля, которые будут спросом в данном регионе и позволят устоять в конкуренции.
Проведенный маркетинговый анализ, включающий макропоказатели: инвестиционная привлекательность рынка, характеристика существующего гостиничного фонда и спроса, тенденции развития рынка и цены на услуги, позволит более детально изучить выбранный сегмент гостиничного рынка.
Также необходимо провести анализ конкурентной среды, который может быть затруднительным, однако, получение интересующих данных можно обратившись к организациям, специализирующимся на управлении и консультировании в сфере гостиничного бизнеса. Дополнительно рассчитать издержки и доходы по проектируемой гостинице также могут представители указанных организаций.
Для адекватных расчетов издержек и доходов по сдаче номеров, услугам пищеблока, прачечной, бизнес-центра, транспортным услугам необходим опыт (собственный или чужой).
Специальные показатели, такие как вместимость номерного фонда, сезонность спроса, график работы гостиницы, спрос на дополнительные услуги, план загрузки гостиницы, также необходимы при расчете экономической эффективности гостиничного бизнеса.
Если результаты расчетов бизнес-плана оправдают ожидания, можно приступить к практической реализации проекта, предварительно подготовив необходимые документы, соответствующие законодательству.
Необходимый перечень документов для открытия гостиницы включает несколько блоков.
Первым шагом является получение правоустанавливающих документов на помещение и земельный участок. Также необходимо получить свидетельство о регистрации предприятия и о постановке его на учет в ФНС. Если гостиница строится с нуля, то нужно обеспечить разрешительную документацию на строительство или перепланировку помещения. Для получения разрешения на строительство потребуется предоставить кадастровый и ситуационный планы земельного участка, свидетельство о государственной регистрации участка, справку об отсутствии арестов на участок, а также лист согласований с коммунальными службами, планировочная схема участка, проект здания и договор подряда со строительной организацией. Если же проводится перепланировка, то нужно получить разрешение на ее проведение и после этого разработать проект перепланировки, который должен быть согласован с администрацией и утвержден контролирующими органами. Прошедший результативную проверку объект выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.
Если владелец желает, он может добровольно сертифицировать свое предприятие, чтобы получить сертификат соответствия и установить категорию «звездности» своей гостинице. Требования к гостиницам различных категорий прописаны в приказе Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 № 25 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения…». Сертификат соответствия выдается в одной из местных сертифицирующих организаций. С 2019 года ожидается введение обязательной классификации гостиниц с номерным фондом более 50 номеров, с 2020 года — с номерным фондом более 15 номеров, а с 2021 года — всех остальных гостиниц.
Также необходимы уведомление органов местного самоуправления о рекламе и регистрация вывески, а также документы на лицензии на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации. Необходимы также документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выданные контролирующими инстанциями по результатам проверок.
Внутренние документы гостиницы включают перечень предоставляемых услуг, устав предприятия, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схему эвакуации при пожаре, книгу отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.
Для получения консультации по подготовке документов можно обратиться в налоговую инспекцию, органы местного самоуправления, сервис «единое окно», предпринимательские объединения и консалтинговые агентства. Выполнение всех необходимых формальностей процедуры создания гостиницы – ответственный этап, который должен быть проведен бережно и с учетом всех деталей.
После того, как все необходимые документы будут получены и выбрано подходящее помещение, можно приступать к созданию интерьера будущей гостиницы. Здесь необходимо учесть вопросы по уходу за интерьером и его обновлению. Если все будет продумано заранее, то можно быть уверенным, что постояльцы оценят качество предоставляемых услуг и оставят положительные отзывы об отеле.
Фото: freepik.com