Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?
Некоторые организации и бизнесмены любят играть на удачу. Однако, одного счастливого стечения обстоятельств недостаточно, чтобы заставить бизнес процветать. Но можно положиться на свой опыт и правильно просчитанные расчеты. В наше время можно использовать знания других участников рынка в России и мире, помимо своих собственных. Исследование маркетингового рынка является основным инструментом, который позволяет получить ответы на ключевые вопросы, возникающие перед компанией или бизнесменом, и разработать правильную стратегию для развития фирмы или отдельного бренда.
Исследование рынка – это сложный процесс, включающий изучение множества факторов, таких как структура рынка, свободные ниши и сегменты, конкуренты, потребители, спрос на товары и услуги, их ценность, возможных рисков, а также оценку потребителей и их поведения. Однако, не всегда необходимо тратить ресурсы на поиск и обработку всех данных. Чтобы правильно составить план анализа, выбрать методы и использовать эффективные инструменты, важно понимать, для чего проводятся исследования.
Поэтому качественный маркетинговый анализ рынка начинается с определения его целей. В зависимости от целей анализа, устанавливаются его предмет и методы исследования. Например:
- Для оценки емкости, конъюнктуры и тенденций рынка, важен анализ его структуры.
- Предметный анализ товаров/услуг помогает определить рыночную долю предприятия в сегменте и оценить развитие рынка.
- Анализ рыночных сегментов на предмет незанятых ниш поможет найти новые источники продаж.
- Комплексное изучение целевого сегмента позволит определить его привлекательность и сделать правильный выбор целевого рынка.
- Изучение потребителя поможет выявить ключевые потребности рынка, провести анализ спроса на продукцию и определить требования целевой аудитории.
- Чтобы понять действующую структуру цен в отрасли и выполнить ценовое позиционирование конкурентов, нужно провести экономическое исследование рынка.
- Для понимания общей картины, выявления преимуществ и уязвимых мест компаний, а также разработки собственных конкурентных преимуществ, необходимо исследование конкурентов.
Кроме того, маркетинговый анализ рынка может проводиться для различных сфер бизнеса. В этом отношении важно понимать, чем эти сферы между собой различаются:
- B2B («бизнес для бизнеса») - вид коммерческого взаимодействия, характерный для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства и деревообработка. Основными потребителями в таких сферах являются другие компании.
- B2C («бизнес для конечного потребителя») - речь идет обо всех видах производства потребительских товаров, о торговых центрах и сетях магазинов и прочих предприятиях, производящих товары или оказывающих услуги населению.
- B2G («бизнес для государства») - маркетинговые отношения между бизнесом и государством.
- C2С («потребитель потребителю») - вид информационного и экономического взаимодействия, который включает в себя продажи в соцсетях, объявления и другие продажи.
Для каждой из этих сфер применяется своя модель продаж, а исследование рынка будет направлено на решение различных вопросов, таких как заинтересовать множество потребителей, найти дополнительные точки сбыта и другие.
После того, как были определены цели анализа и методы, можно приступать к подготовке плана исследования. Для этого нужно провести сбор данных через опрос, интервью и/или фокус-группы, после чего аналитикам потребуется последовательно выполнить ряд действий. Наиболее комплексный анализ рынка состоит из десяти этапов, включающих исследование объемов рынка, его динамики и потенциала развития, изучение экономической ситуации, конкурентного окружения, анализ цен и структуры распределения товара/услуг на рынке, оценку спроса, исследование потребителя, определение ключевых тенденций и прогноз развития рынка.
Стоит отметить, что подробный комплексный анализ не всегда необходим. Иногда достаточно только оценить общее состояние рынка или создать краткий срез по одному-двум пунктам.
Инструменты для проведения анализа рынка
Определение целей анализа рынка - это лишь первый шаг в разработке полноценного плана. Следующим этапом является выбор методов и инструментов для проведения исследования, так как анализ рынка заключается в сборе информации и последующей ее обработке. Существует несколько разновидностей методов анализа рынка, которые условно можно разделить на три категории: количественные, качественные и смешанные.
Количественные методы являются наиболее объективными и составляют более 80% всех добываемых данных. Это цифры и результаты опросов, которые позволяют понять мнение покупателя о качестве товаров и услуг, ассортимента, повышении цен и изменении требований в соответствии с влияющими факторами.
Качественные методы охватывают более мягкие данные, которые нельзя выразить цифрами. Это мнения и поведенческие факторы целевой аудитории, аналитиков и конкурентов. Таким образом, эти методы дополняют количественные исследования, чтобы предоставить наиболее полную картину ситуации.
Смешанные методы, как правило, предпочитают использовать экономически эффективные методы экономии бюджета. Они комбинируют количественные и качественные методы, такие как холл-тесты, домашнее тестирование и наблюдение.
Кроме того, существует несколько методов сбора информации, таких как глубинные интервью с представителями целевой аудитории, экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение, кабинетное исследование, а также бенчмаркинг.
После сбора данных, узнаваемость инфраструктуры рынка и потенциальных клиентов, возможно приступать к анализу и структурированию, что можно сделать с помощью таких инструментов, как расчет индексов и показателей, SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели "Пять сил" Портера. Завершая анализ рынка, главной целью является разработка эффективной стратегии развития бизнеса на основе полученных данных.
Стоимость исследования рынка заложена в расходы бизнеса на повышение спроса и продаж, а также на предотвращение возможных угроз. В этой статье мы расскажем о различных методах сбора и анализа информации, которые влияют на окончательную стоимость маркетингового анализа.
В первую очередь, цена на исследование зависит от выбранного метода сбора информации. Ценовой диапазон для проведения опроса составляет от 40 000 рублей до нескольких миллионов, в зависимости от используемого метода опроса, количества вопросов в анкете и критериев отбора аудитории. Онлайн-опросы, как правило, дешевле личных, которые считаются одним из самых затратных методов получения данных. Наиболее дорогой метод – это "холл-тест", который предполагает коммуникацию с целевой аудиторией в специально отведенном помещении и/или непосредственно после тестирования респондентом товара или услуги. Цена на проведение холл-теста начинается от 180 000 рублей.
Для получения полной картины предпочтительно использовать несколько методов сбора информации. К опросу можно добавить фокус-группу, цена на которую начинается от 40 000 рублей, экспертное интервью, которое обойдется в 6000 рублей, или глубинное интервью за 3300 рублей.
Анализ данных, безусловно, также оплачивается отдельно. Краткий отчет-презентация в маркетинговой компании за 20 000 рублей могут предоставить, а полный отчет обойдется в 30 000 рублей. Сжатая информация в виде аналитической записки будет стоить порядка 9000 рублей.
Однако, некоторые маркетинговые компании могут предложить малому бизнесу более выгодные пакеты услуг, включающие в себя все статьи расходов. Например, обзор рынка около 60 000 рублей: здесь входит оценка емкости рынка, определение его тенденций и конъюнктуры, сегментирование клиентов, а также изучение их финансовых возможностей, выявление потребительских критериев, расчет отдачи от инвестиций при выходе на рынок и разработка стратегий развития ассортимента компании. Конкурентный анализ обойдется в 55 000 рублей, а потребительский в 45 000 рублей.
Помните, что любые затраты на грамотно проведенное исследование быстро окупятся, если вы планируете использовать полученные в ходе анализа данные и строго следовать разработанной профессионалами стратегии. Цены на маркетинговый анализ могут быть высокими, но только профессиональный анализ может избавить бизнес от потенциальных угроз и принести прибыль. Убедитесь, что выбранная компания предоставляет качественные услуги, а стоимость маркетингового анализа отвечает вашим ожиданиям.
Фото: freepik.com