Препарат для персонализированной терапии опухолевых заболеваний создали учёные ННГУ
Разработка может быть эффективна в лечении метастазирующего рака мочевого пузыря, кожи и других онкозаболеваний Учёным ННГУ им.
Разработка может быть эффективна в лечении метастазирующего рака мочевого пузыря, кожи и других онкозаболеваний
Учёным ННГУ им. Н.И. Лобачевского удалось соединить внутри одного препарата несколько действующих молекул, что позволило провести комбинированную фотодинамическую (ФДТ) и химиотерапию опухолевых заболеваний. Новый препарат может быть особенно эффективен в терапии рака мочевого пузыря, кожи и других онкозаболеваний, где применяется ФДТ.
Комбинация фотосенсибилизатора и химиопрепарата потенциально позволит проводить лечение метастазирующих опухолей. Высокая селективность действия созданной молекулы реализуется благодаря использованию специального линкера-связки, разрушающегося внутри опухолевых тканей.
«Новые препараты для фотодинамической терапии трудно вывести на рынок из-за большого числа экспертиз. Мы же создали комплекс на основе уже известных и проверенных компонентов: фотосенсибилизатора из синезелёных водорослей, аналога фотодитазина, и современного химиопрепарата “кабозантиниб”. Исследование показало, что вместе они дополняют друг друга и эффективнее справляются с опухолью. В процессе разработки комбинированного препарата были использованы наиболее современные подходы медицинской химии», – рассказал автор исследования, доцент кафедры органической химии химического факультета ННГУ Василий Отвагин .
Связующий линкер чувствителен к ферменту глюкоронидаза. Его концентрация особенно высока в опухолях. Благодаря этому, достигая раковой клетки, препарат распадается на компоненты. В этот момент под действием облучения фотосенсибилизатор активируется и уничтожает опухоль, а химиопрепарат ликвидирует выжившие опухолевые ткани, с которыми не справилась ФДТ.
Эксперименты на клеточных культурах показали, что под действием препарата опухоль перестаёт расти и погибает. Комбинированная терапия действует и во время облучения видимым светом, и в темноте.
Добавим, что специально для исследования на кафедре биофизики Института биологии и биомедицины (ИББМ) Университета Лобачевского были созданы искусственные опухоли. По словам учёных, в связи с трендом на отказ от экспериментов с животными сегодня это популярная замена мышиных моделей.
«Мы объединили в одной молекуле два терапевтических агента, которые действуют на различные молекулярные пути в опухолевой клетке. Эффективность ФДТ дополняется точностью таргетной химиотерапии. Исследования показали, что комбинация противоопухолевых агентов значительно повышает результативность лечения. Кроме того, использование такого препарата уменьшит лекарственную нагрузку на пациента и снизит риск развития лекарственной устойчивости у опухоли», – рассказала соавтор исследования, сотрудник кафедры биофизики ИББМ ННГУ Любовь Крылова .
Исходные материалы для создания фотосенсибилизаторов были получены с участием учёных из Ивановского государственного химико-технологического университета.
Проект выполнен при грантовой поддержке Российского научного фонда. Результаты опубликованы в ведущем международном издании European Journal of Medicinal Chemistry в 2024 году.
Последние новости
Какие детали стиральной машины ломаются чаще всего — и почему именно они
Большое расследование о самых уязвимых узлах бытовой техники, которое поможет понять её слабые места и продлить срок службы.
Как фильмы и сериалы формируют наше отношение к деньгам
От глянцевых богатых героев до драм о нищете: почему экранная культура влияет на наши финансовые решения сильнее, чем кажется.
36 социальных предпринимателей из Сарова поборются за гранты до 250 тысяч рублей по программе «Путь к успеху»
Фото: ЦИСС Нижегородской области 36 жителей Сарова стали участниками программы по развитию социального предпринимательства «Путь к успеху».
Когда скидки превращаются в ловушку: как маркетологи учат нас тратить
Почему “-50% только сегодня” не всегда значит выгоду, как скидки играют на эмоциях и почему даже рациональные люди становятся жертвами маркетинговых трюков.