«Надо не с диагнозом работать, а с ребенком»
Обозреватель «Репортера» Елена СЕРОВА сделала репортаж из детского центра реабилитации.
Обозреватель «Репортера» Елена СЕРОВА сделала репортаж из детского центра реабилитации.
Это было по весне: пересекаю площадь Героев, а навстречу мне компания детей в сопровождении взрослых – все лучатся, как солнышко в тот день, на лицах истинная радость. По тому, что одни детки передвигаются в инвалидных колясках, другие – на костылях, понимаю: группа вышла из центра реабилитации, который находится вот здесь, совсем рядом с Вечным огнем. Помню, тогда подумала: «Вот бы всем нам такие лица: счастливые вопреки всему и вся!»
Чем пахнет центр?И точно так же солнечно улыбались мне на днях воспитанники этого самого центра, когда мы вместе с его директором Татьяной Кочуевой заглядывали в каждый кабинет, где шли занятия, – это меня знакомили с учреждением. Понимаете, не испугались, не насторожились, а улыбались – мне, незнакомому человеку. Для обычных деток это норма, а вот с особенностями физического и психического развития – достижение, победа, точка отсчета, непременное условие для дальнейших перемен в жизни. «Главное, что мы должны сделать, – научить наших воспитанников жить в этом большом мире и перво-наперво – общаться », – поясняет моя собеседница и экскурсовод по центру Татьяна Геннадьевна.
А ведь и правда: что может быть для человека важнее и нужнее общения?! Разве что любовь – и она здесь повсюду. Любовь побуждает мам и пап отчаянно сражаться с недугами деток, идти наперекор всем медицинским диагнозам и прогнозам, совершая ежечасный подвиг. Именно любовь заставляет сотрудников центра не относиться к тому, что они делают, как к работе или еще хуже – к трудовой повинности. Любовью же они спасаются от профессионального выгорания. Потому и их лица светятся. Следы любви в этом центре заметны даже в мелочах: в рукотворных интерьерных картинках, в натянутых на самые обычные стулья изящных чехлах, во всей той уютности, которая делает похожей казенные помещения на приветливый дом.
Одна девочка, по рассказам Татьяны Геннадьевны, заходя в здешний вестибюль, всегда с довольной улыбкой говорила: «Центром пахнет!» Что она имела в виду, никто доподлинно не знает. Но если здесь чем-то и пахнет, то именно любовью, теплом, заботой. Потому и тянет детей сюда даже после совершеннолетия, когда они уже «переросли» центр. Потому и верят их родители в чудо. С кем-то оно действительно случается – несмотря на приговор медиков.
Навалиться всем миром – и победитьПервое чудо произошло ровно через год после открытия центра – в 1997 году. Девочка пошла, а врачи говорили – никогда. Теперь вот замуж собирается. Через какое-то время – воспитанница, которая и не должна была, а все ж заговорила. Впервые в 10 лет! Потом, когда переступала порог центра, все спрашивала директора: «Чего губы-то не накрасила?» А недавно еще одну девчонку разговорили.
«Надо не с диагнозом работать, а с ребенком», – реагирует на мое изумление Татьяна Геннадьевна. И настаивает: обязательно целой командой, используя все возможные средства – педагогики, медицины, искусства, психологии. Вот так вместе, всем миром навалиться на патологию – и победить. «Мы не можем дать другого полноценного здоровья, – гласит девиз реабилитационного центра. – Мы можем дать другую полноценную жизнь!» Вот что значит победить в данном случае.
Этой цели в ГБУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями города Дзержинска» служат почти два десятка специалистов, а по большому счету – все полсотни его работников, начиная от уборщицы и гардеробщицы. Каждый на своем месте делает все от него зависящее. И каждый – неслучайный человек в центре. Потому это обычная история: пришел, задержался да так и застрял на годы-десятилетия. Да что далеко ходить? С самой Татьяной Геннадьевной приключилась такая штука: с первого дня существования центра возглавляет его, вот уже 23 года. И еще шутит: дескать, еще на одну жизнь дел здесь хватит.
Работа в таких учреждениях – все-таки глубоко осознанный выбор. А когда видишь результаты этой коллективной борьбы за совсем еще юную жизнь, и вовсе остановиться невозможно: хочется еще лучше, еще больше. Здешние специалисты жадны до новых методик: постоянно учатся, пробуют, выискивают, как говорится, только крупный жемчуг – и проявляют чудеса изобретательности, чтобы стать его обладателями. Как итог: дзержинский центр технически оснащен – позавидовать можно. В чем-то даже опережает своих соседей-коллег. Вообще, в нашей области таких реабилитационных учреждений всего четыре. И только у нас, к слову, есть специальная комната для аутистов – по словам специалистов, очень нужный, результативный инструмент терапии. Из последних же крупных приобретений центра (спасибо меценату от его сотрудников за подарок) – песочница. Да еще какая! С компьютером, который предлагает десятки игр, нацеленных на развитие определенного навыка. «Еще бы вот бассейн из фасоли обустроить», – делится своими мечтами Татьяна Геннадьевна. Да что-то пока не находятся желающие пожертвовать центру 100 кг отборной фасоли…
Игра! Татьяна Кочуева называет ее детским счастьем. Игра – главная в познании мира для ребенка. Любого, с особенностями в развитии или без. И неудивительно, что в центре очень много игрушек. Играя, его маленькие посетители учатся жить, общаться, радоваться.
Кто не мечтает, тот не летаетДвор, куда выходят окна реабилитационного центра, мне знаком с детства: рядом живут мои родственники. Помню его еще с тех самых времен, когда в здании центра жил-поживал детский сад, а напротив, занимая практически все дворовое пространство, располагалась его прогулочная площадка. Сегодня от нее камня на камне не осталось. Но ни во что другое, полезное, например в сквер, она не превратилась – так, неухоженная территория с десятком нестриженных деревьев и кустарников, которая часто служит местом пристанища для нетрезвых компаний. И это продолжается уже два десятка лет. И почему-то мне всегда казалось, что этот заброшенный, никому не нужный участок земли мог бы сослужить хорошую службу для детей из реабилитационного центра.
Делюсь своими соображениями с его директором – она только «за», если бы бывшая детская площадка снова стала детской площадкой. И сразу же начинает развивать мысль: «Мы бы здесь, по хорошим-то, ровным дорожкам, с детками занимались на ходунках, на велосипедах ездили…» Но тут же сама себя обрывает: «Да хоть бы уж «лежачих полицейских» перед центром, с улицы, положили, о чем я не раз просила город, – и на том спасибо…»
И уж после этого не развить тему директорских мечтаний с моей стороны было бы, как минимум, непрофессионально. Татьяна Геннадьевна уверена, что миссия ее центра не должна заканчиваться после того, как детям исполняется 18 лет. Многие из них, да почти все, посещают его с рождения: для них это второй дом, не меньше. И вдруг, в один день, они лишаются этого дома, где им хорошо, тепло, безопасно, привычно, – как-то бесчеловечно это.
А с другой стороны, кому, как не сотрудникам центра, лучше всего знать, на что их воспитанники способны, к чему склонны, как их возможности направить в нужное русло, да, в конце концов, какие у них привычки, от чего портится настроение и так далее? Ведь вместе они прошли долгий, нелегкий путь. И он мог бы продолжаться вот так, вместе – на пользу их воспитанникам, которые уже стали взрослыми, если бы при центре были организованы трудовые мастерские. Здесь бы они не только получили профессиональные навыки, но и могли бы работать, обеспечивая себя. Именно так, по словам Татьяны Кочуевой, устроена система реабилитации в Германии, нечто подобное есть в белорусском Гродно.
Кто-то, наверное, скажет: для нас это утопия. Но специально для скептиков есть подходящий ответ: кто не мечтает, тот не летает.
Центр ВселеннойКаждый день в дзержинский реабилитационный центр приходит в среднем чуть больше сорока детей. Всего же у него на попечении около пятисот воспитанников. А если брать в расчет еще и родителей, которых здесь тоже здорово поддерживают и даже создали для них клуб с теплым названием «Очаг», то число тех, для кого центр реабилитации стал центром Вселенной, и вовсе многократно увеличивается. Не хочется даже представлять, что было бы, если бы в 1996 году Светлана Александровна Гришина, возглавлявшая тогда местное управление соцзащиты, не рискнула, а Татьяна Геннадьевна Кочуева не взялась за совершенно незнакомое для них обеих дело – организацию реабилитационного центра для детей и подростков в Дзержинске…
Зато с удовольствием, удовлетворением можно теперь констатировать, что за годы своего существования центр изменил жизнь не одной тысячи дзержинцев, – «дал другую полноценную жизнь», выражаясь словами здешнего уже упомянутого девиза. Уверена, случайно вышло, но как-то уж больно символично получилось, что центр реабилитации детей и подростков в нашем городе смотрит прямо на площадь Героев. По сути, всех, кто в этот центр приходит каждый день – работников, детей, их родителей, можно тоже назвать героями, но уже нашего времени. Ведь и они сражаются – стойко и мужественно.
Татьяна Геннадьевна (да и другие специалисты центра, думается, тоже) часто на улицах города встречает своих бывших воспитанников – те искренне радуются, во всю ширь улыбаясь, сердечно благодарят и спешат сообщить о себе новости: кто замуж собрался, кто на работу устроился…
Как любит повторять моя собеседница, жизнь продолжается.
Елена СЕРОВА.
Последние новости
Вопросы и ответы о раке предстательной железы
Все, что вы хотели знать о раке предстательной железы
История Андрея Ивановича: Путь к выздоровлению от рака пищевода
Пациент Нижегородского онкоцентра делится своим опытом борьбы с болезнью.
Понимание системы стадирования TNM для онкопациентов
Разъяснение значений букв и цифр в диагнозе рака.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований