Лёд делает сильнее!
В соцсетях, так популярных у детей, восьмилетняя Катя Пурова имела бы немалый успех: ей есть, о чём снять ролики.
К МИШИНУ ПОШЛА БЫ
Для интервью мы встретились перед Катиной тренировкой прямо в раздевалке. Своими вопросами я немного отвлекала её от разминки.
– Катя, следишь за крупными соревнованиями? За кого болеешь?
– Нравится Саша Трусова, – улыбается Катя.
– А к кому бы из известных тренеров хотела попасть, если бы была возможность и можно было выбрать любого? Наверное, к Тутберидзе?
– Нет, к Алексею Николаевичу Мишину. Он сильный тренер и, наверное, не кричит, – улыбка с Катиного лица не сходит, хотя при этом девочка делает сложные разминочные элементы.
В ДВА ОБОРОТА– У тебя второй юношеский разряд. Это значит, что уже делаешь прыжки в два оборота. Какие?
– Сальхов, тулуп.
– Луц ещё получается, хотя пока нестабильно, – добавляет мама Ирина.
– А какие элементы нравятся больше всего?
– Твизлы, тройки всякие (это элементы скольжения-ред.).
УЛЫБКА ПОМОГАЕТДо начала тренировки осталось шесть минут.
– Время есть, поделай выпады, «кораблик», – говорит мама.
Катя садится в «кораблик» всё с таким же весёлым огоньком в глазах, чем покоряет меня окончательно.
– Но всё это очень серьёзная нагрузка: ежедневные занятия, растяжка, хореография, прыжки… Думаю, бывало такое, что хотелось всё бросить.
– Да, один раз…
– Это было после карантина, когда начались и тренировки настоящие, и школьные занятия, – добавляет мама.
– Увидимся через час, – говорит Катя и уходит на лёд.
Ну, а мы с Ириной остаёмся в раздевалке и продолжаем.
РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ
– Чья была идея пойти в фигурное катание?
– Изначально – моя, в четыре года решила записать дочку на массовые занятия просто для укрепления иммунитета. Ещё в самом начале тренер сказала, что нам стоит заниматься, потому что у девочки хорошая координация. Тогда ездили на занятия в Богородск из Ворсмы, потому что в Павловском ФОКе детей такого возраста не брали. А серьёзно занимаемся с пяти с половиной лет, на льду – каждый день, бывает, один выходной в неделю. Три раза в неделю – бесплатный лёд, остальное – «подкатки» с тренером, иначе результатов не будет.
Растяжку берём у балетников: классическая хореография для фигуристов – самая подходящая. Нужна ещё и ледовая хореография.
На тренировках Катя проводит по два-четыре часа каждый день.
ПОПАЛИ В «СЕКТУ»
– Ирина, а какова роль мамы во всём этом?
– Мама – и тренер, и мотиватор, и диетолог. Почему диетолог – за питанием нужно следить: ограничивать сладкое, а вот белок и углеводы обязательно должны быть, чтобы мышцы росли.
Из-за ошибок в питании можно не пройти медкомиссию в спортдиспансере, такое с нами бывало из-за углеводного голодания. У нас и учительница в школе в курсе, что Кате обязательно нужно в столовой хоть три ложки макарон съесть, даже если не хочется.
Раз в месяц родители присутствуют на открытом уроке, в остальное время их появление у бортиков наш тренер, Анна Вячеславовна, не приветствует.
Конечно, при таких объёмах занятий массу времени провожу здесь, в раздевалке, рабочие дела в это время контролирую удалённо. На соревнованиях, на сборах – конечно, я тоже всегда рядом с дочкой.
Пришли мы сюда, и попали в «секту», – смеётся Ирина.
200 ПРЫЖКОВ
– Фигурное катание закаляет и формирует характер, или тут обратная связь: без стального характера на льду делать нечего?
– Катя изначально слабенькая была: маленькие рост и вес, медлительная. По этой причине сначала боялась скорости, когда серьёзно начали заниматься. Сейчас, конечно, этого уже нет.
Для нас было поразительно: как она может справиться со своими переживаниями, собраться перед судьями в незнакомом месте и всё сделать. Для меня это – подвиг.
Тренер Кати, мастер спорта Анна Лопаточкина, справедливо считает, что защищать разряд нужно не на «междусобойных», а на серьёзных региональных соревнованиях. Это даёт колоссальный опыт.
Формирует характер и железная дисциплина – тренер и в этом даёт неукоснительный пример. А для девочек в случае опоздания на лёд – штраф в 200 выпрыгиваний.
Сейчас Катя сама уже старается время планировать, чтобы после тренировок и уроки вовремя выучить, и поиграть вечером успеть. Становится более самостоятельной.
УРОКИ В КОНЬКАХ
– Как всё получается это совмещать с учёбой в третьем классе?
– Уроки часто учим здесь. Чтобы успеть на тренировку, приходится пропускать иногда урок в школе. Договариваемся с учителем, чтобы сдать пропущенное экстерном.
Бывало, что и плакала: ребята после школы гулять идут, Кате на тренировку надо… Говорю: «Ну, можно бросить всё. Но ты ведь сама понимаешь, что быстро потеряешь форму и все твои труды сойдут на нет». И она на самом деле это понимает.
Конечно, после соревнований и новых достижений такого настроения не бывает, как и после последних стартов в Коврове, где она защитила второй юношеский разряд. Это ведь не просто медальки. Это победы, добытые своим большим трудом, – они очень дороги!
– Как пережили тот период, когда все секции были закрыты из-за самоизоляции?
– Занимались дома самостоятельно, хореографией – по видеосвязи. Тренировали прыжки в два оборота «на суше», видео отсылали тренеру.
А ещё выручали роликовые коньки. Это, конечно, не то же самое, что скольжение на льду.
И ещё в школе в это время дистанционка была. Прихожу как-то домой – дочка моя сидит за столом, уроки учит прямо в коньках.
ФОРМУЛА РАЗВИТИЯ
– Фигуристы считаются одними из самых разносторонне развитых спортсменов. Как думаете, почему?
– Кроме очень серьёзной физической подготовки, фигуристы должны уметь проживать на льду самую разную музыку, владеть хореографией разных стилей.
Нынешняя программа Кати поставлена под музыку из мюзикла «Нотр-Дам де Пари». Над программой работают и тренеры, и хореографы: ставят не только сам танец, но и мимику, руки.
Сейчас и по телевизору, и на взрослых соревнованиях, куда мы ездили в качестве зрителей, она уже видит выступления с точки зрения профессионала, комментирует: «Сальхов прыгнула, а плечо поздно увела, из-за этого у неё недокрут четверть оборота».
Это потому, что кроме самих занятий, они должны знать и уметь рассказать и про теорию элементов.
Всё это вкупе с соревновательным опытом, ответственностью, более развитым самоконтролем даёт ощутимый толчок для развития в целом.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
– Ставите перед собой большие спортивные цели, или это занятия больше для развития?
– Для серьёзных спортивных притязаний и достижений всё же нужен переезд в Москву: там работа построена совсем по-другому, поэтому и результаты другие.
Одной ученице нашего тренера удалось попасть в команду к Этери Тутберидзе. Это совсем другая жизнь: ежедневные тренировки по восемь-девять часов – кроме спорта, они больше ничего не видят. Не уверена, что хочу этого для своего ребёнка. Считаю, что развитие должно быть разносторонним, не только в спорте.
Сейчас, когда Катя защитила второй юношеский разряд, сама уже хочет защитить и первый, чтобы перейти к спортивным разрядам. Для этого нужны двойные прыжки в каскаде. Вращения должны быть комбинированные: со сменой ноги, со сменой позиции.
При желании и труде – дойти до разряда кандидата в мастера спорта спорта можно и на уровне области. А статус мастера спорта может дать дополнительные баллы при поступлении в профильный вуз и вообще можно уже связать жизнь с фигурным катанием. В любом случае даже то, что сейчас мы имеем – физическое развитие и закалка характера – стоит вложенного труда.
Елена СОКОЛОВА
Фото предоставлено героиней
Последние новости
Заседание городской Думы Нижнего Новгорода: ключевые вопросы на повестке дня
Обсуждение бюджета и налоговых ставок в Нижнем Новгороде.
Активисты школ Дзержинска получат призы в виде поездок в Санкт-Петербург
Местные инициативы направлены на поддержку активных учеников.
Новая карта объединенного региона
Карта представляет собой важный шаг к интеграции.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку