В ЗАЩИТУ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ
За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.
За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести. С амо по себе внерелигиозное воспитание и внерелигиозная нравственность не дают человеку силы стать хорошим.
К сожалению, о христианской нравственности среди людей, неблизких к Церкви ходит немало ложных стереотипов. И часто такие невежественные стереотипы мешают человеку понять, что же в действительности представляет собой жизнь христианина, что она не исчерпывается хождением в храм и проставлением свечек. История описывает «картофельные бунты». Не зная люди ели ядовитые картофельные плоды – отравлялись и категорически отказывались её сажать. В такое глупое и опасное положение ставит людей невежество и ошибочные представления о том, чего они не знают! Но когда невежество было удалено, и они разобрались, как нужно относиться к этому растению, картошка стала едва ли не самым излюбленным блюдом в русских семьях.
Три основных заблуждения о христианской жизни
Многие люди ошибочно воспринимают христианскую нравственность только как некий свод правил. Рассматривая её так, они любят говорить, что этот свод правил, пусть даже и красив, но совершенно невыполним. Нам даже Ветхозаветные «не убивай», «не прелюбодействуй» и «око за око» кажутся неподъёмными, а заповеди Христовы — задают гораздо более высокую планку требований. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.6:21–22, 27–28, 38–39).Ошибка невоцерковленного человека в чём? — соразмеряет эти заповеди со своими силами — чадам Церкви Бог даёт не только заповеди, но и силу для их исполнения.
(Будто Бог дал их людям не для того, чтобы они их исполняли, а как некий идеал, к которому можно стремиться, но которого никогда нельзя достигнуть. «солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф.5:45) и «дающий всем просто и без упреков» (Иак.1:5), Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Сравнение – отец, который увидел, что сын свалился в глубокую яму, сбрасывает ему верёвку и даёт заповедь: встань, возьмись за нижний конец верёвки, и я тебя вытащу. Как видим, спасает всё равно отец, но если сын не исполнит полученной заповеди, то не спасётся.)
Евангелия — по-настоящему добрая весть, из ямы греха, проклятия и смерти действительно можно выбраться, нет преграды между человеком и Богом, во Христе Иисусе нам стало возможно «быть неукоризненными и чистыми чадами Божиими» (Флп.2:15), «ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:26).
Чтобы стать чадом Божиим ему нужно удалить из себя личные грехи и порождающие их страсти, что как раз и достигается соблюдением заповедей. Всё равно что встать и взяться за конец сброшенной верёвки. Сохраняется свобода воли, стать хорошим человеком. Любая нравственность без Христа, как раз является не более чем списком правил, чем-то отличающихся, а в чём-то совпадающих. Они лишь дают информацию о том, что считается хорошим, но не дают человеку силы стать хорошим. Потому что в Церкви человеку даётся не только совет, но и силы к тому, чтобы сделать. Каждому кто захочет такую силу взять.
Это заблуждение связано с тем, что некоторые люди не понимают суть христианской нравственности и смысл исполнения заповедей. Они думают, что их нужно исполнять потому, что это традиция нашего народа и наших предков. Что исполнение заповедей послужит оздоровлению жизни общества. Другие говорят: «это нужно делать, потому что Бог так сказал». Такие ответы не являются удовлетворительными, по существу не объясняют, не дают ясного представления о том, почему нужно исполнять заповеди. Тогда как смысл этот есть, и он очень глубокий. Бог даровал людям свободу воли. И у каждого человека есть два пути: быть с Богом, или быть против Бога. «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30), третьего не дано. Бог любит каждого и хочет, чтобы все люди были с Ним, но никого не принуждает. Смысл этой земной жизни – определиться и сделать выбор. И для тех, кто отвечает Богу « да », исполнение заповедей обретает глубочайший смысл – оно и становится этим ответом и способом соединения с Богом. Мы, на самом деле, почти ничего не можем принести Богу, почти ничем не можем ответить. Все вокруг создано Им. Всё получили от Него — таланты, имущество, семью, и даже само наше бытие. Единственное, что мы можем дать Богу сами от себя – это добровольное исполнение Его заповедей по причине любви к Нему, и боязни огорчить. У многих, к сожалению, представление о христианской нравственности и средствах к её достижению сводится исключительно к списку отрицаний – нельзя то и это. От этого кажется, жизнь нравственного человека непременно скучна и пресна . Скучна же и тосклива как раз жизнь человека безнравственного. Грех, как наркотик, лишь временно помогает забыться и отвлечься от этой тоски. Представив свою жизнь без этого наркотика, понимает, что столкнётся тогда с зияющей пустотой и бессмыслицей, которую она и представляет собой на самом деле, и страшится этого, и снова бежит ко греху. Но Господь в Священном Писании предлагает гораздо большее – «уклонись от зла и сотвори благо» (1Пет.3:11). Уклонение от зла и творение блага оставляет больше возможностей творить добро. Заповедь «сотвори благо» показывает, что у Бога есть для каждого человека перспектива изобильной, насыщенной, интересной и благодатной жизни. Совершаемое ради Бога добро делает жизнь осмысленной. Не потому, что он каждую минуту сидит и трясётся: «ох, как бы не согрешить, как бы не сделать того, как бы не впасть в это», а потому, что чем больше добродетель и благодать Божия вливается в его сердце, тем меньше места в нём остаётся для греха. Конечно, и христианин, серьёзно вступивший на духовный путь, и даже опытный подвижник, может впасть в грех. Однако, как замечал святитель Игнатий (Брянчанинов), «величайшая разница – согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу». Конечно, и живущий на помойке бомж – грязен, и человек, вышедший из своего дома в новом костюме, но споткнувшийся и упавший в лужу, – тоже грязен, но всем понятно, что разница между тем и другим велика, поскольку для одного быть грязным – обычное состояние и образ жизни, а для другого – досадная оплошность, которую он хочет и может немедленно исправить.Поэтому чем более человек укрепляется в их добровольном исполнении, тем более становится святым, и соединяется с Богом. Поэтому на вопрос, почему именно такие заповеди дал людям Бог, существует единственный ответ – потому что именно таков Он Сам, и эти заповеди даны для тех, кто желает уподобиться Богу и через то стать «богом по благодати». Если человек сделал выбор быть с Богом и начал свидетельствовать об этом выборе своими делами и своей жизнью, его уже ничто не сможет сбить или поколебать, как обещал Сам Господь: «всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне…(Мф.7:24–27). Необходимо ещё подчеркнуть, что сами заповеди, данные Богом, не случайны и не произвольны. Например, если человек соблюдает заповедь «не прелюбодействуй» (Исх.20:14), сохраняя верность супруге, то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог верен» (Рим.3:4), если человек соблюдает заповедь «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20:16), то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог истинен» (Ин.3:33), и так всякая заповедь восходит к тому или иному свойству святого Бога. Поэтому чем более человек укрепляется в их добровольном исполнении, тем более становится святым, и соединяется с Богом.
Поэтому на вопрос, почему именно такие заповеди дал людям Бог, существует единственный ответ – потому что именно таков Он Сам, и эти заповеди даны для тех, кто желает уподобиться Богу и через то стать «богом по благодати».
Итак, христианская нравственность и жизнь по заповедям – это истина, любовь, свобода, чистота и святость. Кто может понять это, тому легче сделать главный выбор своей жизни – быть с Богом или против Бога.
Подготовил статью иерей Феодор Цыганков.
Последние новости
Вопросы и ответы о раке предстательной железы
Все, что вы хотели знать о раке предстательной железы
История Андрея Ивановича: Путь к выздоровлению от рака пищевода
Пациент Нижегородского онкоцентра делится своим опытом борьбы с болезнью.
Понимание системы стадирования TNM для онкопациентов
Разъяснение значений букв и цифр в диагнозе рака.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку