Святитель Григорий Чудотворец. Двенадцать глав о вере.
Глава I Если кто называет тело Христово несозданным и не исповедует,
Глава I
Если кто называет тело Христово несозданным и не исповедует, что Сам несозданный Бог Слово представил доказательства воплощения и вочеловечения созданного из человечества, как написано, анафема да будет.
Изъяснение. Ибо как можно называть тело не созданным? Ведь несозданное бесстрастно, неуязвляемо, неосязаемо. Христос же, воскресший из мертвых, показывал своим ученикам и знаки от гвоздей, и прободение копья, и тело для осязания, хотя и вошел к ним при запертых дверях; но это сделано было Им для того, чтобы показать и действие Божества, и истинность тела. Хотя он был Бог, но по естеству познан был как человек, и будучи по истине человеком, по делам Своим явился Богом.
Глава II
Если кто называет плоть Христа единосущной Божеству, и не исповедует, что Он – в образе Божием Сый, предвечный Бог и уничижил Себя и принял образ раба, как написано (Флп. 2, 7), анафема да будет.
Изъяснение. Каким образом явившуюся во времени плоть можно называть единосущной безлетному Божеству? Ибо единосущным называется совершенно тожественное по естеству и по вечности.
Глава III
Если кто говорит, что Христос* воспринял совершенного человека, как одного из пророков, и не исповедует, что Он Сам, чрез воплощение от Девы, соделался человеком, родился в Вифлеме, воспитан в Назарете и показал преуспеяние в возрасте, подлежал счислению времени [по летам], крестился в Иордане и был засвидетельствован Отцом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», как написано (Матф. 3, 17), анафема да будет.
Изъяснение. Как можно утверждать, что Господь** воспринял совершенного человека, как одного из пророков, когда Сам Господь соделался человеком чрез воплощение от Девы? Посему написано, что «первый человек из земли перстный» (1Кор. 15, 47); когда же он, созданный из земли, отошел в землю, то второй, сделавшись человеком, восшел на небеса. И говорится: «первый Адам» и «последний Адам» (1Кор. 15, 45). И как исповедуется, что второй от первого по плоти, – посему Христос и человек и Сын человеческий, – так и засвидетельствовано, что второй – Спаситель первого, ради которого Он и снисшел с неба. Когда же Слово, снисшедшее с неба и соделавшееся человеком, взошло на небеса, то вследствие этого и говорится: второй Адам – с небес.
Глава IV
Если кто говорит, что Христос родился от Девы из семени мужеского, как и все люди, и не исповедует Его воплотившимся и вочеловечившимся от Духа Святаго и от Святой Девы Марии из семени Давидова, как написано (Лук. 1, 34–35; Рим. 1, 3), анафема да будет.
Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос родился от Девы из семени мужеского, когда на благовестие святого благовестника и ангела Мариами Дева сказала: «Как это будет со мною, когда я мужа не знаю»? Почему он (ангел) говорит: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Вышнего осенит тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Вышнего» (Лук. 1, 34 сл.). И Иосифу говорит: «Не бойся принять Мариамь, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына, и нарекут имя Ему Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов его» (Матф. 1, 20 сл.).
Глава V
Если кто говорит: иной прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, и не исповедует, что Сущий прежде веков тот же, что и явившийся в последние времена, как написано, анафема да будет.
Изъяснение. Как можно говорить: иной сущий прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, когда Сам Господь говорит: «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8, 58), и «потому что Я исшел от Отца и пришел, и опять иду к Отцу Моему» (Иоан. 16, 28).
Глава VI
Если кто говорит: иной пострадавший и иной не пострадавший, и не исповедует, что Сам бесстрастный и непреложный Бог Слово непреложно пострадал Своею собственною плотью, как написано, анафема да будет.
Изъяснение. Как можно говорить: иной пострадавший и иной не пострадавший, когда Сам Господь говорит: «должно Сыну Человеческому много пострадать и быть убиту и в третий день воскреснуть из мертвых» (Марк 8, 31; Лук. 9, 22), и: «когда узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Отца» (Матф. 16:28, 26:64): и: «когда придет Сын Человеческий во славе Отца Своего» (Марк 8, 38; Лук. 9, 26)?
Глава VII
Если кто называет Христа спасаемым и не исповедует Его Спасителем мира и светом мира, как написано (Иоан. 3:17, 4:42, 8:12), анафема да будет.
Изъяснение. Как может кто-нибудь называть Христа спасаемым, когда Сам Господь говорит: «Я есмь жизнь» (Иоан. 11, 25), и: «Я пришел для того, чтоб имели жизнь» (Иоан. 10, 10), и: «верующий в Меня не увидит смерти, но узрит жизнь вечную» (Иоан. 8, 51).
Глава VIII
Если кто говорит, что Христос есть совершенный человек – отдельно, и Бог Слово – отдельно, и не исповедует единого Господа Иисуса Христа, как написано, анафема да будет.
Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос – отдельно совершенный человек и отдельно Бог Слово, когда Сам Господь говорит: «что́ вы ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую Я слышал от Отца» (Иоан. 8, 40). Ибо не человека дал за нас, но Самого Себя предал за нас Бог Слово, соделавшийся человеком ради нас. Посему Он говорит: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Он же говорил о храме тела Своего» (Иоан. 2:19, 21).
Глава IX
Если кто говорит, что Христос преложим или изменяем, и не исповедует Его непреложным по духу и тленным*** по плоти, анафема да будет.
Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос преложим или изменяем, когда Сам Господь говорит: «Я есмь и не изменяюсь» (Мал. 3, 6). И еще: «не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2, 31; Псал. 15, 10)?
Глава X
Если кто говорит, что Христос воспринял часть человека, и не исповедует Его по подобию нашему во всем, кроме греха, анафема да будет.
Изъяснение. Как кто-нибудь может сказать, что Христос воспринял часть человека, когда Сам Господь говорит: «душу Мою полагаю за овец, чтобы опять принять ее» (Иоан. 10:15, 17), и: «плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие», и: «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (Иоан. 6, 55–56).
Глава XI
Если кто говорит, что тело Господа без души или без ума, и не исповедует Его совершенным во всем человеком, единым и тем же, да анафемствуется.
Изъяснение. Как же может кто-нибудь говорить, что тело Христа без души и без ума? Ибо возмущение, и печаль, и туга не являются указанием ни на тело без души, ни на душу без ума, ни на непреложное Божество, ни на призрачность, ни на недостатки человеческой немощи; но Слово в Себе Самом дало доказательство наших страстей, принявши на Себя страстное, как написано, что «Сам Он принял немощи наши и понес болезни наши» (Ис. 53, 4; Матф. 8, 17). Ибо возмущение, и печаль, и туга – болезни души; а утомление, и сон, и поранение тела – немощи плоти.
Глава XII
Если кто говорит, что Христос явился миру призрачно, и не исповедует Его пришедшим во плоти, анафема да будет.
Изъяснение. Как может кто-нибудь сказать, что призрачно явился миру Христос, в Вифлееме родившийся и подвергшийся обрезанию плоти, и Симеоном носимый, и двенадцать лет воспитываемый, и родителям повиновавшийся, и во Иордане крестившийся, и на кресте пригвожденный, и из мертвых восставший?
Поэтому если говорится: «возмутился духом» (Иоан. 11, 33, 13:21), «опечалился душою» (Матф. 26, 38), «изъязвлен телом» (Ис. 53, 5), то Он употребляет эти названия сообразно с нашим подверженным страстям устройством, и чтобы показать, что Он родился в мире как человек, и «обращался между людьми» (Вар. 3, 38), по подобию, кроме греха. Ибо Он родился в Вифлееме по плоти богоприлично, так как небесные ангелы признали в Нем Своего Владыку и воспевали в яслях повитого Бога и говорили: «слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках благоволение» (Лук. 2, 14). Воспитан был в Назарете богоявленно, восседал среди учителей и поражал их Своею мудростью, которая не соответствовала Его телесному возрасту, как исчисляет (этот возраст) евангельское слово (Лук. 2, 46 сл.). Крестился в Иордане, но к этому побуждаем был не тем, чтобы [Самому] принять освящение, а чтобы [другим] даровать участие в освящении (Матф. 3, 13 сл.). В пустыне был искушаем не потому, чтобы Сам подлежал искушению, но чтобы наши искушения противопоставить вызову искусителя, дабы показать тщету искусителя. Посему Он говорит: «дерзайте: Я победил мир» (Иоан. 16, 33), опять выставляя не божественное начало, но являя Свою собственную плоть победительницей страдания, смерти и тления, чтобы посредством плоти, чрез которую грех вошел в мир, и чрез грех смерть царствовала над всеми людьми (Рим. 5, 12 сл.), через ту же плоть по подобию осудить грех во плоти (Рим. 8, 3), победить начальника греха – искусителя, упразднить смерть, чтоб ей не царствовать, во гробе тела уничтожить тление, явить Собою начаток воскресения, чтобы затем господствовало в мире начало правды и чтобы царство небесное благовествовалось людям и совершилось общение Бога с людьми.
За эту благодать прославим Отца, давшего Сына Своего Единородного за жизнь мира (Иоан. 3, 16 сл.). Прославим Духа Святаго, действующего, оживотворяющего нас, подающего дарования для общения с Богом, и не будем напрасно трудиться, чтобы евангельское слово переделать в утонченные выражения, посевая кругом бесконечные стязания и словопрения (1Тим. 1, 4; Тит. 3, 9), и делая жестким ясное и простейшее слово веры, но более будем совершать дело веры, возлюбим мир, покажем единомыслие, сохраним единение, возрастим в себе любовь, которою благоугождается Бог.
Как не наше дело разуметь «времена и лета, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7), а должно веровать, что будет скончание времени и последует явление грядущего века, откровение суда, пришествие Сына Божия, воздаяние за дела и наследование царства небесного, – так точно не наше дело знать и то, как Сын Божий соделался человеком, ибо тайна эта велика, как написано: «род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Ис. 53, 8). Но должно веровать, что Сын Божий соделался человеком «по Писаниям», и что Он был видим на земле, и обращался между людьми по Писаниям, по подобию, кроме греха, и что Он умер за нас и воскрес из мертвых, как написано, и что Он вознесся на небо и сел одесную Отца, откуда придет судить живых и мертвых, как написано, чтобы, из-за того, что мы занимаемся словопрением друг с другом, кто-нибудь не похулил самого учения веры, и чтобы не сбылось над нами сказанное: «ради вас имя Мое» (Божие) «постоянно хулится во языцех» (Ис. 52, 5).
Творения святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. пер. проф. Николая Сагарда.
Последние новости
Саратовская область достигла рекорда по числу доноров крови
Более 12 тысяч жителей региона стали донорами с начала года.
Как жители Дзержинска одевают своих собак
Модные тенденции среди четвероногих друзей
Пожар в Хмелях: два сотрудника пострадали при инциденте
В результате пожара в одном из зданий произошли травмы у сотрудников.
Виновата ли индийская рупия в провальном курсе рубля?
Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий