4 сентября. Мучеников Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих. Преподобного Исаакия Оптинского.
22 августа по старому стилю / 4 сентября по новому стилю среда Седмица 12-я по Пятидесятнице.
22 августа по старому стилю / 4 сентября по новому стилю
среда
Седмица 12-я по Пятидесятнице. Глас 2.
День постный.
Пища с растительным маслом.
Мчч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих (305–311). Сщмч. Горазда, еп. Чешского и Моравско-Силезского (1942). Прп. Исаакия Оптинского (1894).
Сщмч. Афанасия еп. (270–275), прп. Анфусы (ок. 298) и слуг ее, мчч. Харисима и Неофита (270–275). Мц. Евлалии девы (ок. 303).
Сщмчч. Макария, еп. Орловского, Иоанна Бояршинова и Алексия Наумова пресвитеров (1918); сщмчч. Феодора, еп. Пензенского, и с ним Василия Смирнова и Гавриила Архангельского пресвитеров (1937); сщмчч. Иоанна, еп. Великолукского, Алексия, архиеп. Омского, Александра Ратьковского, Михаила Люберцева и Феодора Маляровского пресвитеров, прмчч. Илариона Цурикова, Иоанна Лабы и Иерофея Глазкова (1937).
Грузинской иконы Божией Матери (1650).
2 Кор., 182 зач.,VI, 11–16. Мк., 4 зач.,I, 23–28.
На этот день переносится с 23 августа служба мч. Луппа.
Тропарь мученика Агафоника и иже с ним, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Агафоника и иже с ним, глас 1:
Зва́ние благо́е стяжа́в, богому́дре,/ муже́й лука́вых отврати́лся еси́ ве́ры,/ не убоя́вся мук, Агафони́че сла́вне,/ те́мже благи́м был еси́ насле́дник/ и прия́л еси́ со стра́ждущими с тобо́ю// досто́йныя венцы́.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(2Кор.6:11–16; Мк.1:23–28)
Бес славил Спасителя, а Спаситель сказал ему: «замолчи и выйди» (Мк.1:25). Бесы никогда ничего не говорят и не делают с доброю целью: всегда у них что-нибудь злое в виду. Так было и здесь. Господь, не обличая козней их, одним словом решил: «замолчи и выйди». Не хотел Он долго вести речи с лукавым духом.
Тут нам урок. Мало-мало что хорошенькое удастся кому сделать, тотчас подседает бес и начинает трубить в уши: ты такой и такой. Не слушай и не входи в разговор с этим льстецом, а сразу наотрез скажи: «замолчи и выйди»; и след его провей воздыханием и самоукорением, и место его окади сокрушенною молитвою. Он хочет породить самомнение и самочувствие и из них потом раздуть самовосхваление и тщеславие – все такие помыслы и чувства, которые в духовной жизни то же, что воры в житейском быту. Как эти, забравшись в дом, обирают добро хозяйское, так и те своим укоренением в душе все доброе в ней уничтожают и вон извергают, так что ничего уже не остается, за что потом похвалил бы Господь.
Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и прочие приняли смерть за Христа во время правления императора Максимиана (284–305). Мученик Агафоник происходил из знатного рода Гиппасиева, жил в Никомидии. Сведущий в Священном Писании, он обратил к вере во Христа многих язычников, в том числе и самого первенствующего члена Сената (принцепса). Комит Евтолмий, посланный в Понтийскую (Причерноморскую) страну, в местности Карпен распял учеников христианина Зотика, отказавшихся принести жертву идолам, а самого Зотика взял с собой. В Никомидии Евтолмий схватил мученика Агафоника (с принцепсом), Феопрепия, Акиндина и Севериана. После истязаний Евтолмий повел мучеников во Фракию на суд императора, но по дороге, в местности Потама, умертвил мучеников Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли далее идти за колесницей правителя из-за полученных ими во время истязаний ран. Мученик Севериан был умерщвлен в Халкидоне, а мученик Агафоник с другими усечены мечом, по приказу императора, в Силиврии.
Мощи мученика Агафоника в церкви в честь его имени в 1200 году в Константинополе видел русский паломник Антоний. В ХIV веке архиепископ Силиврийский Филофей посвятил мученику Агафонику похвальное слово.
Исаакий (Антимонов) Оптинский I (или "старший") (1810-1894), схиархимандрит, настоятель Оптиной пустыни, преподобный.
Память 22 августа, в Соборах Оптинских старцев и Курских святых
В миру Иван Иванович Антимонов, родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городского храма.
Будущий великий Оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, остроумен и прост в общении.
Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила.
И вот в 1847 году, уже зрелым человеком, приняв твердое решение, он покидает отчий дом и поступает послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни, в укладе которой было принято духовное окормление каждого брата у старца. И послушник Иоанн был вверен Оптинскому старцу преподобному Макарию, имя которого было известно далеко за пределами обители. Под его духовным руководством прошли годы послушания: сначала на пасеке, затем в хлебопекарне и поваром в монастырской трапезной, пел на клиросе, келейно — по благословению старца Макария; брат Иоанн был еще и переплетчиком книг. Неукоснительно выполнял он положенное всякому послушнику келейное правило, причем впоследствии, по принятии рясофора в 1851 году и пострижении в мантию в 1854 году, все более и более ревностно относился к совершенствованию своего внутреннего духовного мира, не давая себе поблажек ни в чем: был строг в понуждении себя к умному деланию, посещению монастырских богослужений и ограничивал себя в еде и отдыхе.
Избегая честолюбивых мыслей и остерегаясь поэтому всякого возвышения, исключительно за послушание своему духовному отцу, старцу Макарию, он принял в 1855 году рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, — в иеромонаха. И по принятии сана преподобный Исаакий остается таким же скромным, искренним и открытым в отношении с братиями, каким был прежде, но еще строже и требовательнее к себе, во всем полагаясь на духовные наставления старца.
Возможно, так, в исполнении послушаний, монашеских правил, соблюдении церковного устава, в духовном совершенствовании и постепенном восхождении «от силы в силу», и прошла бы вся его жизнь в монастыре. Но Богу было угодно другое.
В 1860 году, уже тяжело больной, преподобный старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает своему духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия, ученика блаженного старца Макария. А еще через два года, в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником.
В течение тридцати с лишним лет ведет он монастырь, продолжая начатое еще преподобным Моисеем строительство, по тем временам немалое. Его же стараниями достраивается храм Всех святых на новом кладбище, сооружается новый иконостас в Казанском соборе и перестраивается старый во Введенском, производится новая роспись стен, строится монастырская больница с аптекой для бесплатного пользования, с церковью при ней во имя святого Илариона Великого, книжная лавка, двухэтажное здание рухлядной, достраивается водопровод, воздвигается здание новой гостиницы и множество помещений реставрируется, переделывается, поновляется и строится вновь.
Под его мудрым управлением Оптина приобретает лесные участки — так решается проблема топлива. Им же осуществляется покупка луговых земель на болховской мельнице, открывается свечной завод, поощряется разведение монастырских садов и огородов. Таким образом Оптина пустынь во второй половине XIX века становится одним из наиболее процветающих монастырей России.
Но не только хозяйственными заботами ограничивалась деятельность настоятеля. Главным для него было отечески строгое попечение об исполнении братией монашеских послушаний и устава, при этом не делалось исключения и для себя.
Уже будучи игуменом, а позже, в 1885 году, архимандритом, преподобный не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. «Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести», — часто повторял он. Так, благоговейно, почти до умаления себя, стоял он со всеми в очереди к своему духовнику, преподобному старцу Амвросию, и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.
В последние годы жизни настоятеля многие скорби выпали на его долю. Особенно тяжело пережил он отъезд старца Амвросия в Шамординскую общину. «Двадцать девять лет провел я настоятелем при старце и скорбей не видел, теперь же, должно быть, угодно Господу посетить меня, грешного, скорбями», — говорил он.
Здоровье его стало заметно слабеть, и он келейно принял пострижение в схиму. Вскоре отошел ко Господу великий старец преподобный Амвросий, и на настоятеля, преподобного Исаакия, последовали тайные доносы о неспособности его, по преклонным годам и болезни, управлять обителью. И хотя братия единодушно встала на защиту своего настоятеля, силы его уже угасали. Умирал он тихо, окруженный плачущими чадами своими, которым дал последнее наставление: «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои». Преподобный отец наш Исаакий почил о Господе 22 августа 1894 года.
Это был истинный последователь той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, строгого послушания всей братии старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания.
Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще его предшественником, преподобным Моисеем, и другими великими Оптинскими старцами.
Священномученик Горазд, в миру Матей Павлик, родился в семье образованного крестьянина Яна Павлика и его супруги Анны, рожденной Велчиковой, в селе Груба Врбка (Южная Моравия) 26 мая 1879 года. Родители его были католиками.
Казалось бы, ничто в его жизни не предвещало исхода из лона католической церкви: после окончания начальной школы он учился в католической гимназии, в 1898 году поступил на римо-католический богословский факультет университета в Оломоуце. В 1902 году Матей Павлик окончил богословский факультет по первому разряду и 5 июля в Оломоуцком католическом соборе святого Вацлава был рукоположен в сан священника и назначен на приход в Карловичах, а потом в Брумовице.
Решительная перемена в религиозном мировоззрении о. Матея произошла во время нападения Австро-Венгрии на Сербию. В отличие от большей части католического духовенства, он осуждал агрессию Австро-Венгрии и Германии против Сербии и начал издавать журнал "Право народа", в котором публиковались статьи, призывающие к реформации римо-католической церкви.
После окончания войны, когда в национальной и религиозной жизни Чехословакии совершались большие перемены, о. Матей тяжело заболел, он почти лишился зрения. Ему пришлось долгое время пролежать в больнице, что и послужило причиной его ухода на пенсию, несмотря на молодой возраст.
В это время религиозная ситуация в Чехословакии была весьма благоприятна для Православия. Теперь, после развала Австро-Венгрии, классический, ортодоксальный католицизм воспринимался многими чехами и словаками как религия австрийских завоевателей. Около полумиллиона католиков выходят из римо-католической церкви и создают церковь национальную. С этим движением о. Матей не мог согласиться полностью, поскольку оно было лишено иерархии и связи со Вселенской Церковью. И в нем созрело решение выступить для просвещения народа в духе Православия.
11 октября 1920 года Матей Павлик официально выходит из римо-католической церкви и становится во главе Православного религиозного объединительного движения. Он присоединяется к возникшей в этот период Чехословацкой национальной церкви с намерением защищать в ней православное направление и способствовать ее присоединению к Православной Церкви. Но трудиться о. Матею было нелегко, ибо либеральное крыло движения было очень сильно.
Благодаря усилиям о. Матея, I собор Чехословацкой церкви принимает православную этику и вероучение. На II соборе (29 августа 1921 года) было окончательно принято решение, что вероучение Церкви должно быть православным, были признаны постановления семи Вселенских соборов. На этом соборе уже присутствовал и экзарх Сербской Православной Церкви епископ Досифей, чем и было положено начало каноническому общению. Второй собор вынес также решение, что название Церкви будет "Чехословацкая Церковь Православная". 21 сентября 1921 года о. Матей на Фрушкой Горе в Лавре Крушедол постригается в монашество с именем Горазда (ученика свв. Кирилла и Мефодия). 22 сентября 1921 года в монастыре Гргетек иеромонах Горазд был возведен в сан игумена. Вечером того же дня епископом Досифеем в монастыре Хопово он был возведен в сан архимандрита. 25 сентября 1921 года в соборе святого Михаила архимандрит Горазд был рукоположен во епископа. Хиротонию совершали Святейший патриарх Димитрий, предстоятель Сербской Церкви, митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Варнава, епископ Досифей, епископ Иосиф в присутствии всех архиереев Сербской Церкви.
Торжество Православия продолжалось недолго. Радикалистов устраивало разрушение католицизма, но не устраивало укрепление Православия. Через некоторое время после возвращения епископа Горазда из Америки, куда он ездил для окормления своих соотечественников, радикалисты во главе с Карлом Фарским начали борьбу против догматов и устройства Православной Церкви.
Сторонники Фарского выпустили в свет некий "Чехословацкий катехизис" еретического содержания. В "катехизисе" говорилось, что нет Единого Бога в Трех Лицах и Бог - это "живой закон мира". Иисус Христос - "не является Сыном Божиим, Спасителем, но только пророком". Фарский и Калоус ставили в "катехизисе" Иисуса Христа в один ряд с Моисеем, Сократом, Магометом, Зороастрой, Буддой, Конфуцием. По учению тогдашних раскольников, Дух Святый - это только Божие воодушевление в человеке.
Владыка Горазд, раскрывая еретическое содержание "катехизиса", пишет: "...в целом тон книги не сходен ни с Евангелием, ни со взглядами первых христиан, ни с постановлениями Вселенских Соборов, ни с вероучением... Христос рассматривается в книге односторонне и не полностью, без внимания к Благодати Божьей... Без Благодати перестает существовать христианство, оно тогда остается только этикой... Достаточно ли... только этики и может ли только этика нас удовлетворить, освятить и спасти, - остается вопросом, на который я отвечаю отрицательно. "Чехословацкий катехизис" наносит вред нашему делу как внутри, так и вне церкви...".
Владыка Горазд почти два года вел борьбу с радикалистами, стараясь защитить от ереси верующих Чехословацкой Церкви Православной, но силы были явно неравны.
21 июля 1924 года епископ Горазд выходит из Чехословацкой Церкви Православной. И в этот же день она перестала существовать как Церковь и начала функционировать как религиозная организация, называющая себя Чехословацкой Церковью, украшенная титулами как епископа, так и патриарха, но не имеющая Благодати Божией, ибо решением своего "собора" 31 августа 1924 года восприняла за официальное учение ересь "Чехословацкого катехизиса".
По благословению Сербской Церкви и под ее юрисдикцией владыка Горазд организовал Чешскую Православную Церковь на положении епархии Сербской Православной Церкви. После этого владыка Горазд интенсивно занялся строительством новой Церкви. Он поставил перед собой цель, чтобы в каждом приходе были собственный храм и церковный дом. В течение каждого года строилось по одному храму. Большим его помощником в этом деле был протоиерей Всеволод Коломацкий, впоследствии архимандрит Андрей. Владыка не только руководил постройкой храмов для своих приходов, но и сам работал вместе с прихожанами. Большую помощь он оказывал тайно. Под руководством святителя Горазда с 1928-го по 1942 год включительно было построено и освящено 14 храмов. Однако нельзя думать, что владыка не встречался с препятствиями на своем пути. В отчете, посланном Сербскому Патриарху Варнаве, владыка пишет о яростной пропаганде против Православия со стороны тогдашнего президента Т. Г. Масарика, политических партий, Чехословацкой Церкви, католиков и т. д.
Владыка Горазд был епископом-миссионером: приезжая в какой-либо приход, жил там по нескольку месяцев, посещал каждую православную семью. Наряду с религиозно-просветительской деятельностью, владыка занимался много и литературным трудом. Он составил, в частности, "Сборник молитв и литургических песнопений Православной Церкви". При составлении сборника владыка использовал русский распев первого, третьего, четвертого, шестого гласов, а также и семи гласов прокимнов. Святитель, в целях быстрого усвоения пения по сборнику, сам ездил по приходам и учил народ церковному пению.
В 1938 году Чехословакия пала жертвой Мюнхенского сговора западных держав. Часть ее была оккупирована немцами. В своих проповедях, письмах и статьях епископ Горазд призывает всех верующих к исполнению своих христианских и патриотических обязанностей.
15 марта 1939 года Чехословакия окончательно потеряла свою независимость. Немцы создали из Словакии "самостоятельную" республику, а в Чехии и Моравии образовали так называемый протекторат. Для Чешской Православной Церкви и для всего народа началось время тяжких испытаний. Епископ Горазд и в дни оккупации не оставляет своей миссионерской, научно-литературной и патриотической деятельности. Тогда же владыка начал писать "Жития святых". Уже во время оккупации, по благословению святителя Горазда, началось строительство храма Святой Троицы в селе Челеховице-на-Гане.
27 мая 1942 года в Праге был убит палач чешского народа обер-группенфюрер СС Р. Гейдрих. Совершившие нападение парашютисты укрылись в крипте православного кафедрального храма святых Кирилла и Мефодия в Праге, что на Рессловой улице. Эта деталь исключительно важна: ведь гестапо не делало особой разницы между бойцами Сопротивления и теми, кто, пусть даже случайно, оказывал им содействие. С одинаковой жестокостью преследовали всех. В июне 1942 года под ударом оказалась Чешская Православная Церковь. Отвел этот удар владыка Горазд (Павлик), епископ Чешский и Моравско-Силезский.
8 июня 1942 года, через 12 дней после убийства Гейдриха, немцы, получив информацию от парашютиста Чурды, оказавшегося предателем, окружили храм святых Кирилла и Мефодия в Праге и взяли его штурмом. Владыка Горазд в это время находился в Германии вместе с владыкой Антонием (Храповицким). С юридической точки зрения это было безусловное алиби. Но не собственная безопасность волновала владыку. Он срочно возвратился в Чехию, дабы не пострадала от кровавых гонений Церковь, и взял всю ответственность за происшедшее на себя.
В четверг 25 июня 1942 года, в 5 часов утра, гестапо арестовало владыку Горазда. В тюремном заключении он находился с 25 июня по 4 сентября 1942 года. В течение этого времени он был подвергнут тяжелым мучительным допросам. Его увозили в 22 часа, а возвращался он в пять часов утра. Днем владыке не давали отдыха. Когда заключенные получали пищу, тюремщик часто отталкивал епископа ногой и оставлял без еды. Жизнь святителя Горазда была полна страданий и завершилась мученичеством за Христа.
Военный трибунал приговорил епископа Горазда, а с ним протоиерея Вячеслава Чикла, иерея, доктора богословия Владимира Петржка и мирянина Яна Соневенда к смертной казни. 4 сентября 1942 года они были расстреляны в Праге.
* * *
В воскресенье 5 сентября 1987 года в кафедральном храме святого Горазда в городе Оломоуце при большом стечении народа, в присутствии всех членов Святейшего Синода Православной Церкви Чехословакии во главе с Блаженнейшим митрополитом Дорофеем и архиереев Константинопольского патриархата, Русской и Сербской Православных Церквей, состоялось прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского.
Мученица Евлалия жила в Испании, близ города Варкиона (ныне – Барселона) и была воспитана родителями в христианской вере и благочестии. Уже в 14-летнем возрасте девушка проводила уединенную жизнь в родительском доме, занимаясь вместе с некоторыми сверстницами молитвой, чтением Священного Писания и рукоделием. Во время гонения на христиан, воздвигнутого императорами Диоклитианом (284–305) и Максимианом (284–305) в город Варкион прибыл правитель Дакиан для уничтожения христиан. Услышав об этом, девушка ночью тайно ушла из дома и к утру была в городе. С трудом пробравшись сквозь толпу народа, девушка смело обличила судью за то, что он принуждает людей отрекаться от Истинного Бога и приносить жертву бесам. Дакиан велел беспощадно бить святую палками, но она твердо переносила истязания и сказала судье, что Господь избавил ее от ощущения боли. Мученицу повесили на дереве и железными крючками содрали ей кожу, а потом стали палить ее раны свечами. Во время мучений Дакиан спросил святую: «Где же твой Бог, Которого ты призываешь?» Она ответила, что Господь рядом с нею, но Дакиан, по своей нечистоте, не может Его видеть. Во время молитвы святой: «Се бо, Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей» (Пс. 53, 6), – пламя свечей обратилось на мучителей, которые упали на землю. Мученица Евлалия стала молиться, чтобы Господь взял ее к Себе, и с этой молитвой скончалась. Люди увидели белую голубку, вылетевшую из ее уст к небу. Тело святой ночью было погребено христианами. Родители мученицы, нашедшие ее уже пострадавшей, плакали, но и радовались, что их дочь причислена к сонму святых мучеников.
Когда святую Евлалию снимали с дерева, один из христиан, по имени Феликс, сказал с радостными слезами: «Госпожа Евлалия, ты прежде нас венца мученического сподобилась!» Святая Евлалия, скончавшаяся три дня назад, повернула к говорившему лицо и улыбнулась. Мученик Феликс вскоре сам принял кончину за Христа (память его 22 августа).
Священномученик Афанасий, епископ города Тарса Киликийского, крестивший преподобную Анфусу, был усечен мечом при императоре Аврелиане (270–275).
Преподобная Анфуса, уроженка города Селевкии (Сирия), была дочерью знатных язычников. Узнав учение Христа, она, под предлогом посещения своей кормилицы, направилась к Тарсийскому святителю Афанасию и от него приняла Крещение. Родители разгневались на дочь за то, что она стала христианкой, и тогда святая, приняв от святителя Афанасия иноческий постриг, удалилась в пустыню, где провела в подвигах 23 года и мирно скончалась в конце III века. Мученики Харисим и Неофит, крестившиеся одновременно с преподобной Анфусой, были ее слугами и приняли смерть за Христа.
Мученики Харитон и Неофит, крестившиеся одновременно с преподобной Анфусой, были ее слугами и приняли смерть за Христа.
Когда в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, многие христианские святыни были похищены, отвезены в Персию и проданы находившимся в то время в этой стране русским купцам. Так Грузинская икона Божией Матери , украшенная серебром и золотом, попала к некоему купцу Стефану, который хранил ее с глубоким почитанием и благоговением.
В это же время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа она так потому, что была построена на гористом и мрачном месте, издавна именовавшемся Черной горой; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся перед ней избегали смертоносной язвы.
Ныне икона пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитниках г. Москвы. Множество списков с Грузинской иконы Божией Матери, хранящиеся и хранившиеся ранее во многих храмах Москвы, храме святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Раифской Богородичной общежительной пустыни Казанской епархии, разрушенном в 1935 году храме в честь Грузинской иконы Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге (при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии), свидетельствуют о ее глубоком почитании.
В 1658 году по благословению Патриарха Никона было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери. Служба была составлена в 1698 году смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.
Последние новости
Бюджет Нижнего Новгорода на 2024 год: дефицит и приоритеты
В следующем году город столкнется с дефицитом в 3,3 млрд рублей.
Транспорт в России: Дефицит и Праздник
Аналитики hh.ru выделили транспортную сферу среди самых дефицитных в стране.
Снижение автокредитов: новые тенденции в финансировании
Средний размер автокредита достиг рекордно низкого уровня.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку