4 октября. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Апостола от 70-ти Кодрата. Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского

21 сентября по старому стилю / 4 октября по новому стилю пятница Седмица 16-я по Пятидесятнице.

21 сентября по старому стилю / 4 октября по новому стилю
пятница
Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6.
День постный.
Пища с растительным маслом

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Ап. от 70-ти Кодрата (ок. 130). Обре́тение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752).
Прп. Даниила Шужгорского (XVI). Прп. Иосифа Заоникиевского (1612). Сщмчч. Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730–735). Свтт. Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мчч. Евсевия и Приска.
Сщмчч. Александра Федосеева, Алексия Стабникова, Константина Широкинского, Иоанна Флерова пресвитеров (1918); прмч. Маврикия Полетаева и мч. Василия Кондратьева (1937); сщмчч. Валентина Никольского, Александра Белякова, Иоанна Лазарева, Андрея Бенедиктова, Петра Сахаровского, Иоанна Никольского пресвитеров (1937); сщмч. Иоанна Быстрова пресвитера (1938); сщмч. Василия Крымкина пресвитера (1942).

Утр. – Ин., 35 зач. (от полý),X, 1–91. Лит. – Еф., 217 зач.,I, 7–17. Лк., 14 зач., IV, 22–30. Свт.: Евр., 318 зач.,VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач.,X, 9–16.

Служба ап. Кодрата поется 22 сентября (см. Типикон). При совершении службы свт. Димитрия в этот день можно руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обре́тение главы Предтечевы... во отдание Вознесения...».

«Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника.

По отпýсте литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения.

Тропарь святителя Димитрия, глас 8:
Правосла́вия ревни́телю/ и раско́ла искорени́телю,/ Росси́йский целе́бниче и но́вый к Бо́гу моли́твенниче,/ списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́,/ цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителя Димитрия, глас 4:
Звезду́ Росси́йскую, от Ки́ева возсия́вшую,/ и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую,/ всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую,/ ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия:/ той бо всем вся написа́, я́же к наставле́нию,/ да всех приобря́щет, я́коже Па́вел, Христу́// и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Еф.6:18–24; Лк.4:22–30)
Назаретяне дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, коль скоро равный и тем более худший берет верх.

Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается, и заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу: тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого или не сгубит самого завидующего.

Доброхоты, у которых симпатические чувства преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, – тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее – измучит, иссушит и в гроб вгонит, когда не одолеешь себя и не заставишь делать добро завидуемому.

Кодрат ап., еп. Афинский, Магнезийский

Святой апостол от 70-ти Кодрат   проповедовал Слово Божие в Афинах и в Магнезии (восточный полуостров Фессалии) и был епископом Афинским. Многих язычников он обратил к истинной вере во Христа Спасителя. Его проповедь вызвала ненависть закоренелых язычников. Однажды разъяренная толпа напала на апостола, чтобы побить его камнями. Хранимый Богом, апостол Кодрат остался жив, его бросили в темницу, где он скончался от голода. Святое тело его было погребено в Магнезии. Апостол Кодрат написал в 126 году апологию в защиту христианства. Представленная им императору Адриану (117–138) апология так подействовала на гонителя христиан, что он издал указ, предписывающий не осуждать никого без улик. Эта апология была известна в IV веке историку Евсевию. В настоящее время из апологии известна только часть, процитированная Евсевием: «Дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцеленные Им и воскрешенные из мертвых были видимы не только когда исцелились и воскресли, но и всегда. Они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии; некоторые же дожили и до нашего времени».

Святитель Димитрий на Ростовской кафедре

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский,   прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, прежде всего посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая). В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века». Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года (сведения о жизни помещены в этот день). Несмотря на желание Святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия, святителем Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29 апреля 1757 года о причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского и установлении празднования 28 октября (день преставления) и 21 сентября (день обретения мощей).

Прп. Даниил Шужгорский

Преподобный Даниил Шужгорский   родился в Московской земле в ХVI веке. Он подвизался на севере Руси, где принял постриг в Комельском монастыре, основанном преподобным Корнилием Комельским в 1498 году. Преподобный Даниил покинул монастырь и продолжил уединенную подвижническую жизнь в безлюдной и лесистой местности в Белозерском крае, на горе, именовавшейся Шужгорой. Здесь святой подвижник основал свой монастырь в честь Преображения Господня. Преподобный Даниил был погребен в храме в честь Преображения Господня основанного им монастыря. В 1764 г. монастырь был обращен в приход.

Преподобный Иосиф Заоникиевский

Преподобный Иосиф Заоникиевский,   в миру Иларион, благочестивый крестьянин из деревни Обухово Кубенской округи Вологодской губернии. Долгое время он страдал болезнью глаз и усердно молил о помощи Господа, Пресвятую Богородицу и святых угодников, в особенности святых бессребреников Косму и Дамиана. Молитва его была услышана, и в 1588 году, по откровению святого Космы, преподобный Иосиф нашел в лесу, в болотистом месте, икону Божией Матери, от которой получил исцеление. В благодарность преподобный расчистил лесные дебри на месте явления чудотворной иконы и построил часовню, в которой поставил икону. Сам он поселился рядом, приняв иноческий образ с именем Иосиф. Впоследствии, по благословению святителя Антония, епископа Вологодского, на месте подвигов Иосифа возникла Заоникиевская обитель, названная так по имени разбойника Аники, некогда обитавшего в этом лесу. Когда обитель расширилась и число иноков возросло, по совету преподобного Иосифа, игуменом был избран Антоний. Сам он по смирению не принял настоятельства и, скрывая от других свои строгие подвиги, воспринял юродство Христа ради, ночами стоял на молитве в своей часовне, в жестокие морозы ходил босой.
Преподобный Иосиф преставился 21 сентября 1612 года, в возрасте 83 лет и был погребен в основанной им обители.

Свя­щен­но­му­че­ни­ки Ипа­тий, епи­скоп го­ро­да Ефе­са, и пре­сви­тер Ан­дрей   по­стра­да­ли в VIII ве­ке при им­пе­ра­то­ре ико­но­бор­це Льве Ис­ав­ря­нине (717–741). В юно­сти они учи­лись вме­сте в од­ной оби­те­ли. Свя­той Ипа­тий при­нял ино­че­ство, а свя­той Ан­дрей стал кли­ри­ком и усерд­но учил на­род хри­сти­ан­ской ве­ре. Ко­гда им­пе­ра­тор Лев Ис­ав­ря­нин на­чал пре­сле­до­вать по­чи­та­те­лей свя­тых икон, а свя­тые ико­ны вы­бра­сы­вать из хра­мов, по­пи­рать их но­га­ми и сжи­гать, свя­тые Ипа­тий и Ан­дрей вста­ли на за­щи­ту ико­но­по­чи­та­ния, убеж­дая свою паст­ву со­хра­нять вер­ность пра­во­сла­вию. Им­пе­ра­тор, же­лая убе­дить свя­тых, при­звал их к се­бе и устро­ил дис­пут о ико­но­по­чи­та­нии, на ко­то­ром свя­тые Ипа­тий и Ан­дрей су­ме­ли по­сле­до­ва­тель­но за­щи­тить пра­во­слав­ное по­чи­та­ние икон. Му­че­ни­ков бро­си­ли в тем­ни­цу и дол­го дер­жа­ли там, на­де­ясь, что это вы­ну­дит свя­тых от­ка­зать­ся от сво­их убеж­де­ний, но свя­тые оста­лись непре­клон­ны­ми. То­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал ис­тя­зать му­че­ни­ков. Их би­ли, со­дра­ли с го­лов ко­жу с во­ло­са­ми, бо­ро­ды вы­ма­за­ли смо­лой и по­до­жгли, на го­ло­вах му­че­ни­ков сжи­га­ли свя­тые ико­ны. Все му­че­ния свя­тые тер­пе­ли­во пе­ре­но­си­ли и оста­лись жи­вы. Царь ве­лел во­ло­чить свя­тых по го­ро­ду на по­сме­ши­ще всем лю­дям и толь­ко по­сле это­го их умерт­ви­ли. Те­ла свя­тых Ипа­тия и Ан­дрея бро­си­ли на съе­де­ние псам, но ве­ру­ю­щие бла­го­го­вей­но пре­да­ли их по­гре­бе­нию.

Пре­по­доб­ные и бла­го­че­сти­вые от­цы на­ши Ис­а­кий и Ме­ле­тий   бы­ли епи­ско­па­ми Церк­ви Хри­сто­вой. Оба они ис­пол­ня­ли од­но и то же свя­ти­тель­ское слу­же­ние и от­ли­ча­лись бо­го­бо­яз­нен­но­стью и доб­ро­де­те­ля­ми хри­сти­ан­ски­ми. Непре­стан­ным их де­лом бы­ло учить на­род бо­же­ствен­ным, ду­хов­ным сло­ве­сам и хо­дить по за­по­ве­дям Бо­жи­им. Оба они от­ли­ча­лись бла­го­тво­ри­тель­но­стью, раз­да­ва­ли име­ния свои ни­щим и ми­ло­серд­ство­ва­ли о них, вме­сте с хле­бом ве­ще­ствен­ным пи­тая их и хле­бом ду­хов­ным – по­уче­ни­я­ми и ду­ше­по­лез­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми Сво­ей жиз­нью они за­слу­жи­ли дар чу­до­тво­ре­ний и умер­ли в ми­ру в ста­ро­сти, в раз­ные го­ды, но в один день

 

Последние новости

Заседание городской Думы Нижнего Новгорода: ключевые вопросы на повестке дня

Обсуждение бюджета и налоговых ставок в Нижнем Новгороде.

Активисты школ Дзержинска получат призы в виде поездок в Санкт-Петербург

Местные инициативы направлены на поддержку активных учеников.

Новая карта объединенного региона

Карта представляет собой важный шаг к интеграции.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Салавате на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *