30 апреля. Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных. Праведных Иосифа Аримафейского и Никодима
17 апреля по старому стилю / 30 апреля по новому стилю воскресенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.
17 апреля по старому стилю / 30 апреля по новому стилю
воскресенье
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2.
Поста нет.
Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломи́и, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авдела́я и Ана́нии пресвитеров, Хусдаза́та (Усфаза́на) евнуха, Фуси́ка, Азата, мц. Аскитре́и и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478).
Обре́тение мощей прп. Александра Свирского (1641). Прп. Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893). Мч. Адриана (251). Свт. Ага́пита, папы Римского (536). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).
Св. Михаила Новицкого исп., пресвитера (1935); сщмч. Феодора Недосекина пресвитера (1942) .
Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Деян., 16 зач., VI, 1–7. Мк., 69 зач., XV, 43 – XVI, 8.
С этого дня во все воскресные дни до отдания Пасхи на утрене канон праздника предваряется пением пасхального канона с Богородичнами (без припевов на 9-й песни).
Тропарь воскресный, глас 2:
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́;/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2:
Благообра́зный Ио́сиф,/ с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в, и благоуха́ньми,/ во гро́бе но́ве, закры́в, положи́,/ но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Ин тропарь Недели жен-мироносиц, глас тот же:
Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,/ Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак Недели жен-мироносиц, глас 2:
Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ плач прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ Воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спас воскре́се от гро́ба.
Кондак Пасхи, глас 8:
А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу/ и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся!/ и Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 6, 1-7; Мк. 15, 43-16, 8). Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: "Господь мой и Бог мой", и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы - образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения - жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике - рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей
.
В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.
В этот день вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы. Кто они, святые жены-мироносицы — Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна? Почему Русская Православная Церковь чтит память этих женщин во второе воскресенье после Пасхи?
Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.
Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси. Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.
Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.
Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.
Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.
Сегодня же Церковь прославляет Иосифа Аримафейского и Никодима , двух «тайных учеников» Иисуса Христа, знатных и богатых иудеев, не побоявшихся испросить у префекта Иудеи Понтия Пилата разрешения с честью похоронить Распятого Страдальца.
Иосиф добился выдачи ему тела Иисуса и похоронил Его в своей новой родовой гробнице. «Пришел и Никодим, – навещавший некогда Иисуса ночью, – и принес около ста фунтов благовонных масел, смесь смирны с алоэ. Они взяли тело Иисуса и завернули его в пропитанный благовонным маслом саван, как это было принято у евреев при погребении. В том месте, где был казнен Иисус, был сад, а в саду – новая гробница, в которой еще никто не был положен. В ней Иисуса и похоронили» (Иоанн 19:38–42).
Многие, вероятно, не отдают себе отчета в том, сколь велика перед Вселенской Церковью заслуга этих двух людей, так, вероятно, и не ставших «христианами» в нашем понимании. Ведь если бы не их быстрое и решительное ходатайство, то тело Иисуса Христа подверглось бы ещё и посмертному поруганию.
Как сын бедного галилейского плотника Христос не обладал статусом римского гражданина и не мог рассчитывать на «привилегированную смерть» через отсечение головы (как позднее апостол Савл-Павел). Нет, Господь, по словам церковных песнопений, был «к злодеям сопричтён», а потому подвергнут казни рабов и уголовных преступников. И Его тело было бы просто спешно сдернуто с креста и брошено римскими солдатами в безымянную братскую могилу вместе с телами двух разбойников, распятых с Ним вместе. Более того, Иосиф Аримафейский, – уточняет евангелист Матфей, – «похоронил Иисуса в своей новой гробнице, которую недавно высек в скале» (Матфей 27:60), – пожертвовав заранее приготовленной родовой усыпальницей.
Священномученик Симеон, епископ Персидский, пострадал во время гонения на христиан от персидского царя Сапора II (310–381). Он был епископом города Селевкии-Ктезифона. Святителя оклеветали в связях с греческим государством и враждебных действиях против персидского царя.
В 344 году царь издал указ, по которому христиане были обложены тяжелым налогом. Когда некоторые из них отказались его платить (это было представлено как бунт), царь открыл жестокое гонение на христиан. Святого Симеона как мнимого врага персидского царства привели на суд в железных оковах вместе с двумя пресвитерами-мучениками Авделаем и Ананией. Святой епископ даже не поклонился царю. Тот спросил, почему он не воздал ему должных почестей. Святитель ответил: «Раньше я кланялся твоему сану, теперь же, когда я приведен для того, чтобы отречься от моего Бога и отступить от своей веры, мне не подобает тебе кланяться».
Царь стал убеждать его поклониться солнцу, в противном случае он угрожал совершенно истребить христианство в стране. Но ни убеждения, ни угрозы не поколебали мужественного святителя, и его повели в темницу. По дороге святителя увидел евнух Усфазан, бывший наставник царя. Он встал и поклонился епископу, но святитель отвернулся от него и укорил в том, что он, будучи христианином, из страха перед царем поклонился солнцу. Евнух всем сердцем раскаялся, сменил дорогие одежды на грубые и, сидя у дверей дворца, горько плакал: «Горе мне, как я предстану перед Богом моим, от Которого отрекся? Вот – Симеон, и тот отвернулся от меня!» Царь Сапор узнал о печали своего любимого воспитателя и спросил его, что случилось. Тот открыто сказал царю, что горько раскаивается в своем отступничестве и не будет больше поклоняться солнцу, а только Единому Истинному Богу. Царь удивился такой внезапной решимости старца и ласково убеждал его не унижать богов, которым поклонялись их отцы. Но Усфазан был непреклонен, и его осудили на смертную казнь. Единственной просьбой мученика Усфазана было, чтобы глашатаи оповестили весь город, что он умирает не за преступление перед царем, а как христианин. Царь исполнил его просьбу.
Узнал о кончине мученика Усфазана и святитель Симеон и со слезами возблагодарил Господа. Когда его вторично вызвали к царю, святитель Симеон вновь отказался поклониться языческим богам и исповедал веру во Христа. Разгневанный царь велел на глазах у святителя усечь мечом всех христиан, находившихся в темнице. Без страха шли на казнь христиане, благословляемые святителем, они сами подклоняли головы под меч. Так был обезглавлен и спутник святителя Симеона священник Авделай. Когда очередь дошла до священника Анании, он вдруг затрепетал. Тогда один из вельмож, святой Фусик, тайный христианин, испугался, что Анания отречется от Христа, и громко воскликнул: «Не страшись, старец, закрой глаза и ты тотчас увидишь Божественный Свет Господа нашего Иисуса Христа». Этим возгласом он выдал себя. Царь приказал вырвать святому Фусику язык и содрать с него кожу. Вместе со святым Фусиком была замучена и его дочь мученица Аскитрея. Последним подошел к палачу святитель Симеон и с молитвой подклонил голову на плаху († 13 апреля 344). Всю пасхальную неделю до 23-го апреля продолжались казни. Мученическую кончину принял и святой Азат евнух, близкий царю сановник. Источники указывают, что страдания приняли 1000 мучеников, затем еще 100 и еще 150.
Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг.
В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом (память 30 июля), который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием (память 27 сентября) прожил 6 лет.
Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келью и ограду, начали возделывать и засевать землю. Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли.
Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.
Преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 году он перенес на Соловки с реки Выг мощи преподобного Савватия. Обитель терпела притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков уловы рыбы. Преподобный вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа. По совету архиепископа он обходил дома бояр и просил их не допускать обитель до разорения. Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать преподобного Зосиму, но потом раскаялась и пригласила его на обед, во время которого он вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов. Преподобный Зосима поведал видение своему ученику Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478 году, когда при взятии Новгорода Иоанном III (1462–1505) бояре были казнены.
Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб, в котором был погребен за алтарем Преображенского храма († 17 апреля 1478). Впоследствии над его могилой была устроена часовня. Мощи его совместно с мощами преподобного Савватия 8 августа 1566 года были перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.
Много чудес было засвидетельствовано, когда преподобный Зосима с преподобным Савватием являлись гибнувшим в морской пучине рыбакам. Преподобный Зосима также покровитель пчеловодства и хранитель пчел, ему усвоено даже именование «пчельник». К преподобному Зосиме часто прибегают и в болезнях. Множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом.
Преподобный Акакий, епископ Мелитинский, родился в благочестивой семье в армянском городе Мелитина. Родители его долго были бездетными и, молясь о ребенке, обещали посвятить его Богу. Поэтому отрока Акакия отдали Мелитинскому епископу Отрию на служение Церкви. Святитель Отрий был твердым поборником Православия. Когда возникла ересь Македония, святитель Отрий на II Вселенском Соборе (381) отстаивал Православное учение о Святом Духе как Третьем Лице Святой Единосущной и Нераздельной Троицы.
Святитель с любовью воспитывал Акакия, поставил его в чтеца, а затем посвятил в сан диакона и во священника. Святой Акакий преданно служил Церкви. Он обучал взрослых и детей Священному Писанию, православному исповеданию христианской веры.
Среди его учеников был такой светильник Церкви, как преподобный Евфимий Великий († 473; память 20 января).
После кончины святителя Отрия по всеобщему согласию на епископский престол Мелитины был возведен святой Акакий. Он мудро управлял своей епархией. Твердой верой, смирением и подвигами святитель стяжал дар чудотворения. Однажды, когда в засушливое лето святитель совершал Божественную литургию в открытом поле, вино в Святой Чаше было растворено внезапно прошедшим дождем, напоившим всю землю. По его молитве разлившаяся во время наводнения горная река не пошла дальше камня, положенного им на берегу. На одном из островов реки Азар святитель, несмотря на сопротивление язычников, устроил храм в честь Пресвятой Богородицы. Строители храма по нерадению или по злому умыслу непрочно построили свод. Во время литургии свод прогнулся и готов был упасть. Народ в страхе устремился из храма. Но святитель остановил бегущих возгласом: «Господь Защититель живота моего, кого устрашуся?» (Пс. 26, 1). Свод остановился и как бы повис в воздухе. Лишь когда кончилось Богослужение и святитель последним вышел из храма, свод рухнул, не причинив никому вреда. После этого храм был отстроен вновь.
Святитель Акакий был участником III Вселенского Собора (431) и отстаивал Православное исповедание двух естеств (Божественного и человеческого) Спасителя и Его бессеменного Рождества от Пресвятой Девы Богородицы. Святитель Акакий с миром отошел ко Господу около 435 года.
Век знаменитой правнучки Давида Строителя святой благоверной царицы Тамары был зенитом славы Грузии. Впервые на царский престол в Грузии вступила женщина. Никогда ни до, ни после, Грузия не достигала такой степени внешнего могущества и внутреннего процветания. Имя святой Тамары - самое дорогое, самое сладкозвучное для слуха грузинского народа, оно сияет на небосклоне Грузинской Церкви среди имен мучеников и преподобных светом утренней звезды.
Грузинский летописец 13-го века назвал смерть царицы Тамары первым печальным известием со времени начала ее царствования. Всё правление царицы Тамары предстает в его жизнеописании как эпоха героического национального подъема и торжества Грузии над врагами. Порой, всех доходов Тбилиси не хватало на подарки вестникам, приносившим радостные известия о победах грузинского оружия.
Но не только внешние военные успехи, характеризуют тогдашнюю Грузию. Это и внутренний мир, и распространение христианства по всем народностям Кавказа, и расцвет и закрепление духовного образования и письменности, как церковной, так и светской, расцвет церковного и гражданского строительства, рост городов, экономическое процветание и обширная торговля.
Период времени, начиная с царствования святого царя Давида Строителя и кончая царствованием святой Тамары, вошел в историю грузинской нации, как "золотой век".
Происходила царица Тамара из древней грузинской династии Багратидов, древнейшего царского рода Армении и Грузии. Родилась она около 1165 года и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан. Воспитала её высокообразованная тетка Русудань. Еще в юном возрасте она была коронована своим отцом и разделила с ним бремя власти.
После кончины Георгия III в 1184 году святая царица Тамара была повторно коронована и стала самостоятельно править страной. Первое что она сделала - немедленно созвала Поместный Собор. Собор устранил неурядицы, отрешены были от кафедры недостойные архиереи, а церкви была возвращена привилегия иммунитета (свобода клириков от воинской повинности, от исполнения гражданской службы, от налогов). Были смещены злоупотреблявшие своей властью правители, участь крестьян была облегчена.
С древних времен крупные феодалы-эриставы стремились к независимости и высказывали неподчинение централизованной царской власти. Отец и прадед царицы Тамары силой добивались уничтожения стремления знати к автономии. Тамаре же во многом удалось сделать это посредством уступок. Так был водворен внутренний мир.
Царствование Тамары окружено поэтическим ореолом. Поэты восхваляли ее ум и красоту, посвящали «богоподобной» восторженные оды. Современник так писал о ней: "Правильного сложения, темный цвет глаз и розовая окраска белых щек, застенчивый взгляд, манера царственно вольно метать взоры вокруг себя, приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор". Её называли сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарной, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, красоту. О ее совершенствах ходили легенды. Ее руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.
Когда настало время выходить замуж, царице Тамаре сосватали русского княжича Георгия (Юрия), сына Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского. Юрий храбро воевал с врагами своего нового отечества, но скоро открылись в поведении его некие бесчинства, а именно, как сообщает нам грузинский летописец, - грех содомский.
По прошествии двух лет своего странного, двусмысленного брака Тамара, наконец, решилась развестись с Юрием, отправив его в Константинополь с богатыми дарами. Однако, вскоре, Юрий вернулся с большим войском надеясь вернуть утраченный грузинский престол, и это ему удалось на время.
Тамара, однако, собрала верных себе вельмож и с их помощью победила Юрия, который опять должен был оставить Грузию. Он возвратился еще раз с оружием в руках, снова потерпел поражение и, наконец, исчез бесследно.
Но скорби эти были отнюдь не последними. Против царицы Тамары не раз составлялись заговоры с целью свержения её с престола, а возможно - и убийства, но она никогда не мстила своим врагам. Победив и пленив их, царица отпускала их, одарив, как заслуженных людей, как своих друзей и благодетелей.
В 1189 году царица Тамара вступила в новый брак с другом детства осетинским князем Давидом Сослани (из боковой ветви Багратиони). От него она родила двоих детей: царевича Георгия (Лашу) и царевну Русудан. Ее муж не обладал большим государственным умом, но отличался воинской доблестью и мужеством.
Через 10 лет после вступления на престол царица Тамара открывает наступательную политику. Она сумела не только удержать унаследованные от предков земли, но и расширить свою державу от Черного до Каспийского морей.
Царица весьма успешно воевала с персами, сарацинами, турками и византийцами; одержала блестящую победу над султаном ардебильским, а битва при Шамхорате (Азербайджан) в 1203 году доставляет ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской царице Динаре. Победоносное её шествие завершается поражением султана алеппского.
В 1204 году правитель Румского султаната Рукн-эн-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиана грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Военные силы, которыми располагала царица, были ничтожно малы в сравнении с армией султана. Но святая уповала не на силу оружия, а на помощь Божию. Она собрала войско и, как повествует летописец, до городских предместий сопровождала его с распущенными волосами, ступая по земле босыми ногами. Затем поспешила в храм Метехи и обратилась с молитвой к Богородице: "Матерь Божия! Грузия - Твой жребий. Ты - Владычица, а я - только лишь последняя раба Твоя. Сама защити удел твой!" Молитва её была услышана.
«Лев по когтям узнается, а Тамар - по делам», - писал летописец, создавший её жизнеописание. В истории Грузии святая царица Тамара именуется "матерью светоносной". Мудрое царстование царицы Тамары снискало к ней всенародную любовь. В управлении государством, как и в личной жизни, царица Тамара неуклонно следовала Божественным Заповедям Спасителя. Ее моральный авторитет был очень высок. Но она не прельщалась славой: "Нагой родилась из утробы матери, нагой же желала бы отойти к Вечному судии".
Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: "Я отец сирых и судия вдовиц", - говорила Тамара. Ее называли не царицей (дэдопали), а царем (мэпэ, хелмципэ). Само воцарение Тамары было предсказано свыше: её матери приснился пророческий сон. В нем она увидела свою дочь на троне грузинских царей в блеске красоты и славы, увенчанную золотой короной, и наказала ей: «Побеждай сердца кротостью, ум - мудростью, взор - красотой, рази строптивых и властвуй, дивная от края и до края.»
Святая Тамара отличалась необычайным милосердием к бедным, редким великодушием по отношению к своим врагам. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. Желая подавать милостыню от трудов своих рук, святая царица Тамара по ночам пряла, вышивала, а вырученные за свое рукоделие деньги раздавала бедным. Рассказывают, что однажды, когда царица Тамара собиралась на торжественную службу в Гелатский собор, ей доложили, что какая-то женщина просит милостыню у её дверей. Тамара послала сказать ей, чтобы та подождала, пока она закончит сборы. Но когда царица вышла, нищей уже нигде не было. Святая Тамара стала упрекать себя, что отказала убогой в милостыне. Она сняла повязку с рубинами - причину своей задержки - и надела её на венец на иконе Божией Матери в Гелатском соборе.
Царица Тамара проявляла святую ревность о распространении и утверждении христианства среди подвластных ей горских племен Кавказа, посылая к ним священнослужителей и учителей веры Христовой. Создавая храмы в горах и ущельях Кавказа и Закавказья, святая царица не щадила средств для их украшения святыми иконами и снабжала их церковной утварью и богослужебными книгами. По примеру Давида Строителя она помогала многим храмам и монастырям Эллады, Афона, Македонии, Фракии, Константинополя, Иерусалима, Исаврии, Кипра. Она основала Рождество-Богородичный монастырь Бетани (Вифания) в ущелье реки Веры недалеко от Тифлиса.
Ею был расширен и благоустроен Вардзийский Успенский пещерный монастырь близ Ахалцихе. Она подарила монастырю много деревень, украсила его храмы и повелела высечь в скале "Большую" церковь, которая отличалась простотой, отсутствием резьбы и орнаментов. В церкви хранился фресковый портрет царицы Тамары и надпись с упоминанием о ней. Влево от церкви были комнаты царицы.В этом монастыре святая царица провела последние годы жизни. Ее келлия сообщалась посредством оконца с храмом, из которой о на могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений.
Легендарные сказания Грузии приписывают Тамаре почти все замечательные памятники прошлого своего народа, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. Благодаря успешным войнам, царица приобрела несметные богатства, которые употребляла на постройку крепостей, а главным образом - церквей, монастырей и школ.
К XII веку относится расцвет грузинской науки, искусства и литературы. Большую роль в истории грузинской культуры и науки того времени играли монастыри. При монастырях были собраны прославленные грузинские ученые - богословы, философы, переводчики-комментаторы, филологи.
Шота РуставелиВ конце XII - начале XIII веков жил великий грузинский поэт Шота Руставели (т.е. "из Рустави"). Его поэма "Витязь в тигровой шкуре", которую он посвятил царице Тамаре, - вершина развития грузинской средневековой поэзии. В ней иносказательно описывается грузинское царство времени царицы Тамары. Стих Руставели нередко цитируется как афоризм или поговорка. Он окончил Икалтскую духовную академию, и еще до написания "Витязя в тигровой шкуре" он посетил Иверский Афонский монастырь и изучал там язык афонских отцов-иверцев.
С кончиной Тамары все изменилось - она как бы унесла с собой в могилу счастливые годы своей Родины. Одни считают годом её преставления 1212 год, указывая и число - 18 января, другие - 1213 год. Преставилась святая Тамара мирно. До сих пор точно не известно, где она похоронена. В летописи говорится, что после отпевания в мцхетском соборе Светицховели тело Тамары было перевезено в Гелатский монастырь, где и предано земле в фамильном склепе рода Багратиони. Однако погребение её в Гелати не обнаружено. Существуют разные предания о том, где похоронена Тамара. Чтобы мусульмане не отомстили ей за свои поражения и не осквернили ее прах, она завещала похоронить её тайно, чтобы люди не знали, где находится могила. По преданию, из замка, где лежало бездыханное тело царицы, ночью было вынесено в разные стороны несколько гробов. Есть предположение, что похоронена святая Тамара в Палестине, в Крестовом монастыре, так как еще при жизни она очень хотела посетить Иерусалим. Есть горское предание о том, что когда в мире умножится горе и страдание, царица Тамара восстанет из гроба, чтобы утешить людей своих.
Святитель Агапит, Папа Римский , был ревностным поборником Православия. Своей благочестивой жизнью он заслужил всеобщее уважение и был возведен на папский престол в 535 году.
Готфский король Теодорик Великий направил святого Папу Агапита в Константинополь для переговоров о мире. По дороге святитель Агапит встретил хромого и немого человека. Он исцелил его от хромоты, а после причащения Святых Таин немой заговорил. В Константинополе святитель исцелил слепого нищего.
В это время в Константинополе был собран Поместный Собор. Святителъ Агапит принял в нем участие и ревностно отстаивал Православное учение против еретика Севера, который учил, что Тело Господа Иисуса Христа было подвержено тлению, подобно человеческому.
Святитель Агапит скончался в Константинополе в 536 году.
Святой мученик Адриан пострадал во времена императора Декия (249–251). Его заточили в темницу. Во время языческого праздника всех заключенных христиан выпустили с тем, чтобы они принесли жертву идолам. Святому Адриану приказали бросить на жертвенник благовонную смолу. Но святой мученик сбросил лежавшие на жертвеннике приношения, разбросал огонь и разрушил жертвенник. Язычники с яростью набросились на него, били палками, железными прутьями, забрасывали камнями, а затем бросили в раскаленную печь († 251).
Преподобный Александр Свирский скончался 30 августа 1533 года. Его нетленные мощи были обретены в 1641 году при перестройке Преображенского собора. Сведения о преподобном Александре помещены 30 августа.
Последние новости
Вопросы и ответы о раке предстательной железы
Все, что вы хотели знать о раке предстательной железы
История Андрея Ивановича: Путь к выздоровлению от рака пищевода
Пациент Нижегородского онкоцентра делится своим опытом борьбы с болезнью.
Понимание системы стадирования TNM для онкопациентов
Разъяснение значений букв и цифр в диагнозе рака.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией