3 января. Святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца. Блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского. Мученицы Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен,

21 декабря по старому стилю / 3 января по новому стилю понедельник Седмица 29-я по Пятидесятнице (ев.

21 декабря по старому стилю / 3 января по новому стилю
понедельник
Седмица 29-я по Пятидесятнице (ев. чтения 31-й седмицы). Глас 3.
Рождественский пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Мц. Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших (304). Свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1326).
Мц. блгв. кн. Иулиании Вяземской (1406). Блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627). Свт. Филарета, митр. Киевского (1857). Мч. Фемистоклея (251).
Сщмч. Михаила Киселева пресвитера (1918); сщмч. Сергия Цветкова диакона (1937); сщмч. Никиты, еп. Белевского (1938); сщмч. Леонтия Строцюка диакона (1940).

Утр. – Ин., 35 зач. (от полу'), X, 1–9. Лит. – Евр., 308 зач., III, 5–11, 17–19. Мк., 42 зач., IX, 42 – X, 1. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Тропарь святителя Петра, глас 4:
Я́же пре́жде безпло́дная, земле́,/ ны́не весели́ся:/ се бо Христо́с свети́льника в тебе́ показа́, / я́ве сия́юща в ми́ре/ и исцелева́юща неду́ги и боле́зни на́ша. / Сего́ ра́ди лику́й и весели́ся со дерзнове́нием: // святи́тель бо есть Вы́шняго сия́ соде́ловаяй.

Ин тропарь святителя Петра, глас 8:
Лику́й све́тло, благосла́внейший гра́де Москва́,/ име́яй в себе́ архиере́я Петра́, я́ко зарю́ со́лнца, / всю Росси́ю чудоде́янии озаря́юща,/ той бо не́мощи врачу́ет и неду́ги, я́ко тьму, прого́нит / от вопию́щих ему: ра́дуйся, иера́рше Бо́га Вы́шняго, // тобо́ю сия́ па́стве твое́й соде́ловающаго.

Кондак святителя Петра, глас 8:
Взбра́нному и ди́вному на́шея земли́ чудотво́рцу,/ днесь любо́вию к тебе́ притека́ем, / песнь, богоно́се, плету́ще,/ я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ многообра́зных изба́ви нас обстоя́ний, да зове́м ти: // ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)
Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб­ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

Святитель Петр, митрополит Московский, всея Руси чудотворец

Свя­той мит­ро­по­лит Петр   ро­дил­ся на Во­лы­ни от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Две­на­дца­ти лет по­сту­пил в мо­на­стырь. До­стиг­нув свя­щен­ства, он по бла­го­сло­ве­нию сво­е­го на­став­ни­ка уда­лил­ся из мо­на­сты­ря и ос­но­вал оби­тель в уеди­нен­ном ме­сте на бе­ре­гу ре­ки Ра­ти. Здесь он так про­сла­вил­ся по­дви­га­ми бла­го­че­стия, что сде­лал­ся из­вест­ным всей Во­лы­ни. В 1308 го­ду пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Афа­на­сий воз­вел св. Пет­ра на Рус­скую мит­ро­по­лию. Мно­го труд­но­стей ис­пы­тал пер­во­свя­ти­тель в го­ды управ­ле­ния. В стра­дав­шей под та­тар­ским игом Рус­ской Зем­ле утвер­ждал ис­тин­ную ве­ру, при­зы­вал враж­до­вав­ших кня­зей к ми­ро­лю­бию и един­ству.

В 1325 го­ду свт. Петр по прось­бе Иоан­на Ка­ли­ты пе­ре­нес мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву, что име­ло важ­ное зна­че­ние для всей Рус­ской Зем­ли. Свт. Петр про­ро­че­ски пред­ска­зал осво­бож­де­ние от та­тар­ско­го ига и бу­ду­щее воз­вы­ше­ние Моск­вы как цен­тра всей Рос­сии.

Свя­ти­тель Петр, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, скон­чал­ся 21 де­каб­ря 1326 го­да. (Све­де­ния о нем по­ме­ще­ны 21 де­каб­ря.) Пер­вое пе­ре­не­се­ние его мо­щей бы­ло 1 июля 1472 го­да, то­гда же уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние. Вто­рое пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра бы­ло по­сле освя­ще­ния вновь по­стро­ен­но­го Успен­ско­го со­бо­ра, 24 ав­гу­ста 1479 го­да, а празд­но­ва­ние 1 июля бы­ло от­ме­не­но. Из­вест­но так­же празд­но­ва­ние про­яв­ле­ния мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра (4 ав­гу­ста) по слу­чаю яв­ле­ния су­пру­ге Иоан­на Гроз­но­го (1533–1584) ца­ри­це Ана­ста­сии (1547–1560). Свя­ти­тель Петр явил­ся ца­ри­це Ана­ста­сии и не раз­ре­шил ни­ко­му рас­кры­вать свой гроб. Он по­ве­лел за­пе­ча­тать гроб пе­ча­тью и уста­но­вить празд­ник.

От свя­ти­те­ля Пет­ра со­хра­ни­лось три по­сла­ния. Пер­вое – к свя­щен­ни­кам с уве­ща­ни­ем до­стой­но про­хо­дить пас­тыр­ское слу­же­ние, усерд­но па­сти ду­хов­ных чад. Оно за­кан­чи­ва­ет­ся из­ло­же­ни­ем цер­ков­но­го за­ко­но­по­ло­же­ния о вдо­вых свя­щен­ни­ках: с це­лью ограж­де­ния их от на­ре­ка­ния и со­блаз­нов им пред­ла­га­лось по­се­лять­ся в мо­на­сты­рях, а де­ти долж­ны бы­ли опре­де­лять­ся на вос­пи­та­ние и обу­че­ние в мо­на­стыр­ские шко­лы. Во вто­ром по­сла­нии свя­ти­тель при­зы­ва­ет свя­щен­ни­ков быть ис­тин­ны­ми пас­ты­ря­ми, а не на­ем­ни­ка­ми, за­бо­тить­ся об укра­ше­нии се­бя хри­сти­ан­ски­ми и пас­тыр­ски­ми доб­ро­де­те­ля­ми. В тре­тьем по­сла­нии свя­ти­тель Петр сно­ва да­ет на­став­ле­ния свя­щен­ни­кам об их пас­тыр­ских обя­зан­но­стях, а ми­рян уве­ща­ет ис­пол­нять за­по­ве­ди Хри­сто­вы.

Вы­да­ю­ща­я­ся цер­ков­но-го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность свя­ти­те­ля Пет­ра уже совре­мен­ни­кам да­ва­ла ос­но­ва­ние срав­ни­вать его со свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и Иоан­ном Зла­то­устом. Глав­ный по­двиг свя­ти­те­ля Пет­ра – борь­ба за един­ство Рус­ско­го го­су­дар­ства и бла­го­сло­ве­ние Моск­вы как со­би­ра­тель­ни­цы Рус­ской зем­ли.

Мученица Иулиания Никомидийская, дева

Свя­тая му­че­ни­ца Иули­а­ния,   дочь знат­но­го языч­ни­ка Аф­ри­ка­на, ро­ди­лась в г. Ни­ко­ми­дии. В де­вя­ти­лет­нем воз­расте бы­ла об­ру­че­на с неким Елев­си­ем. Об­ла­дая глу­бо­ким ра­зу­мом и склон­ной к доб­ру ду­шой, свя­тая Иули­а­ния по­ня­ла при­зрач­ность и об­ман язы­че­ской ве­ры. Она тай­но при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние. Ко­гда при­бли­зи­лось вре­мя свадь­бы, Иули­а­ния ре­ши­тель­но от­ка­за­лась от за­му­же­ства. Отец стал уго­ва­ри­вать ее не на­ру­шать дав­нюю по­молв­ку, но, не до­бив­шись же­ла­е­мо­го, стал же­сто­ко ее из­би­вать. За­тем Аф­ри­кан от­дал дочь на суд епар­ху го­ро­да, ко­то­рым был Елев­сий, быв­ший же­них Иули­а­нии. Елев­сий го­ря­чо про­сил Иули­а­нию вый­ти за него за­муж, обе­щая не при­нуж­дать ее к пе­ре­мене ве­ры. Свя­тая Иули­а­ния от­ка­за­лась и пред­по­чла при­нять му­че­ния. Свя­тую дол­го и же­сто­ко ис­тя­за­ли, но она по­сле каж­дой пыт­ки по­лу­ча­ла от Бо­га ис­це­ле­ние и но­вые си­лы. Ис­тя­за­ния со­вер­ша­лись при боль­шом чис­ле лю­дей, из ко­то­рых 500 му­жей и 130 жен, ви­дя непре­клон­ность и му­же­ство свя­той де­вы, чу­дес­ные ис­це­ле­ния ее от ран, ис­по­ве­да­ли Хри­ста. Они бы­ли обез­глав­ле­ны, кре­стив­шись соб­ствен­ной кро­вью. Убе­див­шись, на­ко­нец, в пол­ной без­успеш­но­сти по­пы­ток от­вра­тить свя­тую де­ву от ее Небес­но­го Же­ни­ха, Елев­сий при­го­во­рил Иули­а­нию к смер­ти. Ис­по­вед­ни­ца при­ня­ла при­го­вор с ра­до­стью и про­сла­ви­ла Гос­по­да, спо­до­бив­ше­го ее при­нять му­че­ни­че­ский ве­нец. Казнь свя­той му­че­ни­цы Иули­а­нии со­вер­ши­лась в 304 го­ду.

Благоверная княгиня Иулиания Вяземская, Новоторжская

Иули­а­ния   бы­ла же­ной Вя­зем­ско­го кня­зя Си­мео­на Мсти­сла­ви­ча. По­сле за­во­е­ва­ния Смо­лен­ска Лит­вой они раз­де­ля­ли из­гна­ние из род­ной зем­ли вме­сте со Смо­лен­ским кня­зем Юри­ем Свя­то­сла­ви­чем. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий Мос­ков­ский дал им в удел го­род Тор­жок. Здесь князь Юрий пре­льстил­ся кра­со­той Иули­а­нии и лю­бы­ми пу­тя­ми пы­тал­ся скло­нить ее к пре­лю­бо­де­я­нию, но все уси­лия его бы­ли тщет­ны. То­гда во вре­мя пи­ра Юрий убил му­жа Иули­а­нии, на­де­ясь по­сле это­го на­силь­но овла­деть ею. Иули­а­ния, за­щи­ща­ясь от на­силь­ни­ка, уда­ри­ла его но­жом. Разъ­ярен­ный Юрий гнал­ся за ней с ме­чом, от­ру­бил ей ру­ки и но­ги, а те­ло ве­лел бро­сить в ре­ку Твер­цу. По­сле это­го, как пи­шет ле­то­пи­сец «...бысть ему грех и студ ве­лик и с то­го бе­жа к Ор­де, не тер­пя горь­ко­го сво­е­го без­че­стия». Про­изо­шло это в 1406 г.

Му­чи­мый со­ве­стью от со­вер­шен­но­го зло­дей­ства, Юрий ни­где не мог най­ти по­коя и в кон­це кон­цов при­шел в Ве­нев­ский Успен­ский мо­на­стырь, где и про­вел оста­ток жиз­ни в по­ка­я­нии и сле­зах. Рас­ка­яв­ший­ся убий­ца скон­чал­ся в 1408 г. и стал мест­но­чти­мым свя­тым.

Вес­ной 1407 г. боль­ной кре­стья­нин уви­дел, что по ре­ке Твер­це плы­вет про­тив те­че­ния те­ло уби­ен­ной кня­ги­ни, и услы­шал го­лос, по­велев­ший со­брать ду­хо­вен­ство и со­вер­шить по­гре­бе­ние те­ла у юж­ных две­рей Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра го­ро­да Торж­ка. В тот же мо­мент боль­ной ис­це­лил­ся от бо­лез­ни. Во­ля свя­той му­че­ни­цы бы­ла ис­пол­не­на, и во вре­мя по­гре­бе­ния мно­гие боль­ные чу­дес­но ис­це­ли­лись. С тех пор ко гро­бу кня­ги­ни по­сто­ян­но при­хо­ди­ли лю­ди с ве­рой в бла­го­дат­ную по­мощь свя­той.

В 1598 г. один диа­кон по­сле со­ро­ка­днев­ной мо­лит­вы и по­ста ре­шил тай­но от­крыть ее мо­ги­лу. Но из гроб­ни­цы вы­рвал­ся огонь и ожег его ли­цо, так что дол­гое вре­мя про­вел он в тя­же­лой бо­лез­ни. Го­лос ска­зал ему при этом: «Не сле­ду­ет ви­деть те­ло мое, по­ка не бу­дет на то во­ли Бо­жи­ей!» Через два ме­ся­ца диа­кон по­лу­чил ис­це­ле­ние от ожо­га по­сле мо­литв у гроб­ни­цы му­че­ни­цы. Свя­тая Иули­а­ния на­ка­зы­ва­ет со­гре­шив­ше­го, но и ис­це­ля­ет от бо­лез­ни по­сле рас­ка­я­ния.

В 1815 г. раз­би­ра­ли ста­рый Пре­об­ра­жен­ский со­бор, и ста­ла вид­на часть гроб­ни­цы. Боль­ные, ка­сав­ши­е­ся ее, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния. 2 июня 1819 г. в со­бо­ре был устро­ен при­дел в честь свя­той кня­ги­ни. Дра­го­цен­ная ра­ка с мо­ща­ми ее пре­бы­ва­ла в но­вом Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре. В 1918 г. со­бор за­кры­ли. До 1930 г. мо­щи по­ко­и­лись в хра­ме Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла. С тех пор судь­ба их неиз­вест­на.

Пре­чи­стая Ма­терь Гос­по­да да­ро­ва­ла свя­тым же­нам Ру­си бла­го­дать и си­лу в ис­пол­не­нии за­ко­на ма­те­рин­ства во всей его кра­со­те, люб­ви и са­мо­от­вер­жен­но­сти. Та­кое ма­те­рин­ство воз­мож­но на зем­ле лишь при хра­не­нии свя­ты­ни бра­ка – об­ра­за един­ства су­пру­гов в люб­ви. К вос­ста­нов­ле­нию это­го един­ства и бы­ла при­зва­на Свя­тая Русь. Неда­ром од­ной из глав­ных черт древ­не­рус­ской жен­ской пра­вед­но­сти бы­ло хра­не­ние це­ло­муд­рия хри­сти­ан­ско­го бра­ка как ве­ли­ко­го Та­ин­ства Церк­ви. Не дев­ствен­ни­ца, а це­ло­муд­рен­ная же­на вос­пе­та пра­во­слав­ной Русью. Бла­го­вер­ные кня­ги­ни – преж­де все­го вер­ные же­ны и по­мощ­ни­цы му­жу в его тру­дах.

Хра­не­ние свя­ты­ни бра­ка – один из ве­ли­чай­ших по­дви­гов че­ло­ве­ка, и тем­ные си­лы лю­бы­ми сред­ства­ми пы­та­ют­ся раз­ру­шить вся­кий брак, в ко­то­ром су­пру­ги при­бли­жа­ют­ся к вос­ста­нов­ле­нию един­ства, яв­лен­но­го в жиз­ни свя­тых Пет­ра и Фев­ро­нии Му­ром­ских.

Блаженный Прокопий Вятский

Бла­жен­ный Про­ко­пий, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, Вят­ский , сын бла­го­че­сти­вых кре­стьян. Ко­гда Про­ко­пию ис­пол­ни­лось 20 лет, его хо­те­ли же­нить, но он тай­но ушел в го­род Хлы­нов и при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства. Хри­ста ра­ди тер­пел го­лод, хо­лод, на­смеш­ки, зло­бу. Гос­подь про­сла­вил его да­ром про­зор­ли­во­сти. Скон­чал­ся бла­жен­ный Про­ко­пий 49-ти лет от ро­ду в 1627 го­ду.

Святитель Филарет Киевский (Амфитеатров), в схиме Феодосий, митрополит

Свя­ти­тель Фила­рет   (в ми­ру Фе­о­дор) ро­дил­ся 17 ап­ре­ля 1779 го­да в се­ле Вы­со­ком Кром­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье Ге­ор­гия Ам­фи­те­ат­ро­ва и был чет­вер­тым ре­бен­ком из вось­ми де­тей. Все­го бы­ло пять сы­но­вей и три до­че­ри. Ин­те­рес­но, что из вось­ме­рых де­тей он один по сре­дам и пят­ни­цам не при­ни­мал ма­те­рин­ско­го мо­ло­ка. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ор­лов­ском ду­хов­ном учи­ли­ще: он был при­нят сра­зу во вто­рой класс, а за­тем учил­ся в Ор­лов­ской се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1797 го­ду.
7 но­яб­ря 1798 го­да, бу­дучи пре­по­да­ва­те­лем пи­и­ти­ки в Ор­лов­ской се­ми­на­рии, при­нял по­стриг с име­нем Фила­ре­та, в честь свя­то­го Фила­ре­та Ми­ло­сти­во­го. 13 ян­ва­ря 1799 го­да воз­ве­ден в сан иеро­мо­на­ха. Два­дцать лет тру­дил­ся иеро­мо­нах Фила­рет на по­при­ще пре­по­да­ва­ния бу­ду­щим свя­щен­но­слу­жи­те­лям. С 1802 го­да – рек­тор Ор­лов­ско-Сев­ской се­ми­на­рии; с 1804 го­да – рек­тор Уфим­ской се­ми­на­рии; с 1810 по 1813 го­ды – То­боль­ской се­ми­на­рии. До 1820 го­да ис­пол­нял долж­но­сти ин­спек­то­ра и рек­то­ра Пе­тер­бург­ской ака­де­мии, а за­тем ин­спек­то­ра и рек­то­ра Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии. 1 июня 1820 го­да хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Ка­луж­ско­го и Бо­ров­ско­го. С 1825 го­да – епи­скоп Ря­зан­ский, с 1828 го­да – ар­хи­епи­скоп Ка­зан­ский, с 1836 го­да управ­лял Яро­слав­ской епар­хи­ей, а 18 ап­ре­ля 1837 го­да на­зна­чен в Ки­ев с воз­ве­де­ни­ем в сан мит­ро­по­ли­та.
До рек­тор­ства в То­боль­ске ар­хи­манд­рит Фила­рет был же­сто­ко и неспра­вед­ли­во го­ним сво­и­ми епар­хи­аль­ны­ми епи­ско­па­ми. Из­вест­ный ком­по­зи­тор П. Тур­ча­ни­нов по по­во­ду жа­ло­бы епи­ско­па Ор­лов­ско­го До­си­фея Пе­тер­бург­ско­му мит­ро­по­ли­ту Ам­вро­сию на ар­хи­манд­ри­та Фила­ре­та го­во­рил: «Ко­гда я про­чи­тал это пись­мо, то ужас­нул­ся и неволь­но за­пла­кал. Ибо, зная ко­рот­ко от­ца Фила­ре­та, бес­по­роч­ность его жиз­ни и доб­ро­ту его ха­рак­те­ра, я уви­дел в пись­ме толь­ко кле­ве­ту. Боль­шие ис­пы­та­ния отец Фила­рет пре­тер­пел и в Уфе от мест­но­го епи­ско­па, так что да­же го­лод­ные се­ми­на­ри­сты са­ми на­чи­на­ли пла­кать вме­сте с рек­то­ром, невин­ность ко­то­ро­го узна­ли и ко­то­ро­го го­ря­чо лю­би­ли. Епи­скоп Уфим­ский Ав­гу­стин со­вер­шил да­же два обыс­ка в квар­ти­ре от­ца Фила­ре­та и кон­фис­ко­вал его име­ние». Пу­тем та­ких су­ро­вых ис­пы­та­ний вел Гос­подь Сво­е­го из­бран­ни­ка; пу­тем скор­бей со­зрел ду­хов­но бу­ду­щий све­тиль­ник Рус­ской Церк­ви.
Прео­свя­щен­ный Ам­вро­сий, ар­хи­епи­скоп То­боль­ский, пи­сал в Пе­тер­бург: «Ва­ше Вы­со­ко­прео­свя­щен­ство при­сла­ли ко мне на ис­пы­та­ние не че­ло­ве­ка, но Ан­ге­ла во пло­ти!» Имен­но в То­боль­ске, на са­мой су­ро­вой окра­ине Рос­сии, за­кон­чи­лось вре­мя стра­да­ний. Про­быв в То­боль­ске ме­нее двух лет, он остал­ся здесь па­мя­тен.
За­слу­гой ше­сто­го рек­то­ра То­боль­ской се­ми­на­рии бы­ла его по­пе­чи­тель­ность о ма­те­ри­аль­ном бла­го­устрой­стве се­ми­на­рии; он су­мел при ка­зен­ном смет­ном ас­сиг­но­ва­нии в 8000 руб­лей удо­вле­тво­рять все нуж­ды се­ми­на­рии и успел на­ко­пить до­ста­точ­ный за­пас­ный ка­пи­тал. При его рек­тор­стве чис­ло уче­ни­ков до­шло до се­ми­сот один­на­дца­ти че­ло­век, и ему при­хо­ди­лось упо­треб­лять нема­ло за­бот и ста­ра­ний для долж­но­го окорм­ле­ния и вос­пи­та­ния се­ми­на­ри­стов. Он пре­по­да­вал фило­со­фию и са­мо­сто­я­тель­но изу­чил фран­цуз­ский язык. Кро­ме этих за­ня­тий, он дол­жен был нести слу­же­ния и в ка­че­стве на­сто­я­те­ля в Зна­мен­ском мо­на­сты­ре; кро­ме то­го, тру­дил­ся в Кон­си­сто­рии и ис­пол­нял обя­зан­но­сти бла­го­чин­но­го мо­на­сты­рей То­боль­ской епар­хии. Как на­сто­я­тель То­боль­ско­го Зна­мен­ско­го мо­на­сты­ря, ар­хи­манд­рит Фила­рет па­мя­тен еще тем, что пер­вым бла­го­сло­вил со­вер­шать еже­днев­ные ран­ние ли­тур­гии, за ко­то­ры­ми мо­лил­ся «неопу­сти­тель­но».
Служ­бой в То­боль­ской се­ми­на­рии за­кон­чи­лось несе­ние цер­ков­но­го по­слу­ша­ния в си­сте­ме ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния ар­хи­манд­ри­том Фила­ре­том ду­хов­ным се­ми­на­ри­ям.
С 1814 по 1820 го­ды он ис­пол­нял обя­зан­но­сти ин­спек­то­ра и рек­то­ра сна­ча­ла Пе­тер­бург­ской, а поз­же и Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мий. В Пе­тер­бур­ге по­зна­ко­мил­ся с ар­хи­манд­ри­том Фила­ре­том (Дроз­до­вым) и был удо­сто­ен сте­пе­ни док­то­ра бо­го­сло­вия. Имен­но о нем поз­же бу­дут вспо­ми­нать: «Отец рек­тор наш, ар­хи­манд­рит Фила­рет, ис­тин­но ис­пол­нен был ду­ха бла­го­че­стия и люб­ви хри­сти­ан­ской. Управ­ле­ние его в ака­де­мии бы­ло ис­тин­но оте­че­ское; мы бы­ли у него де­ти род­ные».
Где бы ни был епи­скоп Фила­рет, всю­ду про­яв­ля­лась его ар­хи­пас­тыр­ская рев­ность. Бу­дучи Ка­луж­ским епи­ско­пом, он от­кры­ва­ет в Бо­ров­ске ду­хов­ное учи­ли­ще; в Ря­за­ни его управ­ле­ние про­те­ка­ло «мир­но и крот­ко». В Ка­за­ни про­явил­ся его мис­си­о­нер­ский та­лант. За де­вять непол­ных лет управ­ле­ния ка­зан­ской паст­вой ар­хи­епи­скоп Фила­рет об­ра­тил в хри­сти­ан­ство око­ло пя­ти ты­сяч ино­род­цев. При его прав­ле­нии на­ча­лись пе­ре­во­ды Ка­те­хи­зи­са, бо­го­слу­жеб­но­го Апо­сто­ла, Еван­ге­лия и необ­хо­ди­мей­ших мо­лит­во­сло­вий: Сим­во­ла ве­ры и «От­че наш...» на язы­ки чу­ва­шей, че­ре­мис, во­тя­ков и та­тар. О нем го­во­ри­ли ста­ро­жи­лы Ка­за­ни: «Ведь он, вла­ды­ко-то Фила­рет, был, как ба­я­ли все, уж из­вест­но свя­той... а уж ка­кой доб­рый и лас­ко­вый был, то и ска­зать нель­зя».
В Ки­е­ве свя­ти­тель уде­лял осо­бое вни­ма­ние Лав­ре, где осо­бен­но сбли­зил­ся с лавр­ским стар­цем иерос­хи­мо­на­хом Пар­фе­ни­ем; их ду­хов­ный со­юз со­став­лял для обо­их уте­ше­ние в их по­движ­ни­че­ском жи­тии. Из­вест­ность Ки­ев­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, управ­ля­е­мой в то вре­мя мит­ро­по­ли­том Фила­ре­том, не огра­ни­чи­лась пре­де­ла­ми на­ше­го оте­че­ства, мно­гие остав­ля­ли и па­риж­ский, и гер­ман­ский уни­вер­си­те­ты, чтобы по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние здесь, мно­гие при­со­еди­ни­лись к пра­во­сла­вию. Ав­тор вос­по­ми­на­ний, го­во­ря о сво­их сту­ден­че­ских го­дах, пи­сал: «Мы зна­ли его как доб­лест­ней­ше­го по­движ­ни­ка, умев­ше­го при­том и вос­пи­ты­вать по­движ­ни­ков».
Стро­гий ас­кет, свя­ти­тель Фила­рет сто­ял на уровне совре­мен­ной ему на­у­ки. Он об­ла­дал да­ром ду­хов­но­го ве­де­ния. Пре­бы­вая ви­ди­мо с людь­ми, он по­сто­ян­но внут­ренне пре­бы­вал с Бо­гом, со­вер­шал мо­лит­ву в уме и серд­це, вел пост­ни­че­ский об­раз жиз­ни. Свя­ти­тель Фила­рет об­ла­дал и да­ром ис­це­ле­ния. Ко­гда в од­ном до­ме под­ве­ли к нему де­воч­ку, вла­ды­ка, не зная это­го, с обыч­ной лас­кой спро­сил ее: «А как те­бя зо­вут, доб­рое ди­тя?» К изум­ле­нию всех, де­воч­ка вдруг твер­дым и яс­ным го­ло­сом от­ве­ти­ла: «Ма­ша» и с той ми­ну­ты ста­ла го­во­рить, хо­тя от рож­де­ния бы­ла без­глас­ной.
Стре­мясь к со­вер­шен­ству, свя­ти­тель при­ни­ма­ет по­стриг в ве­ли­кую схи­му с име­нем Фе­о­до­сия. Это по­сле­до­ва­ло за сем­на­дцать лет до кон­чи­ны, а имен­но 13 ав­гу­ста 1841 го­да. Вла­ды­ка Фила­рет мно­го пре­тер­пел от сво­е­го ке­лей­ни­ка – от­ца На­за­рия. Он го­во­рил о нем: «Че­ло­век та­кой ну­жен, как вер­ный, хо­тя и су­ро­вый страж и при­став­ник (сер­ди­тый пес) во дво­ре хо­зя­и­на».
20 де­каб­ря 1857 го­да свя­ти­тель Фила­рет бла­жен­но за­кон­чил свою жизнь; ли­цо его за­пе­чат­ле­лось со­вер­шен­ным спо­кой­стви­ем пра­вед­ни­ка. Да­же им­пе­ра­тор Ни­ко­лай Пав­ло­вич це­нил лич­ные чер­ты ха­рак­те­ра свя­ти­те­ля и го­во­рил: «О цер­ков­ном управ­ле­нии мно­го бес­по­ко­ить­ся нече­го: по­ка жи­вы Фила­рет муд­рый да Фила­рет бла­го­че­сти­вый, все бу­дет хо­ро­шо».
Па­мять свя­ти­те­ля Фила­ре­та празд­ну­ет­ся 20 де­каб­ря/2 ян­ва­ря – в день бла­жен­ной кон­чи­ны и 10 июня – в день Со­бо­ра Си­бир­ских свя­тых.
Ан­гель­ски на зем­ли по­жив­ших и со Ан­гель­ски­ми чин­ми на Небе­си ныне свет­ло ли­ку­ю­щих свя­тых, в зем­ли Си­бир­стей про­си­яв­ших, пес­нь­ми по­чтим: ра­дуй­ся, свя­ти­те­лю Фила­ре­те, гра­да То­боль­ска и всея Си­би­ри про­све­ти­те­лю. Ты мо­ли о нас Пред­веч­на­го Бо­га.

Мученик Фемистоклей Мирликийский

Свя­той Фе­ми­сто­клей   жил в цар­ство­ва­ние Де­кия и был пас­ту­хом овец в го­ро­де Ми­рах Ли­кий­ских. В то вре­мя мест­ный об­ласт­ной пра­ви­тель Ас­кли­пий по по­ве­ле­нию ца­ря воз­двиг го­не­ния на хри­сти­ан и меж­ду про­чим ис­кал свя­то­го Ди­о­ско­ри­да, ко­то­рый, скры­ва­ясь, бе­жал в го­ры. По­слан­ные на по­ис­ки за Ди­о­ско­ри­дом встре­ти­ли Фе­ми­сто­клея, пас­ше­го овец и спро­си­ли его о Ди­о­ско­ри­де, но он не от­крыл им скры­вав­ше­го­ся, ска­зав:
– Здесь нет ни­ко­го!
А са­мо­го се­бя пре­дал, на­звав­шись хри­сти­а­ни­ном и пе­ред ни­ми ис­по­ве­дав Хри­ста, Фе­ми­сто­клей при­ве­ден был к Ас­кли­пию пра­ви­те­лю об­ла­сти. Князь ве­лел бить его, – и был бит свя­той по чре­ву до то­го, что оно про­рва­лось, по­том по­ве­си­ли его на де­ре­ве. По­сле то­го, сняв с де­ре­ва, му­че­ни­ка вла­чи­ли по же­ле­зу с ост­ры­ми спи­ца­ми, так что все те­ло его бы­ло из­ра­не­но и из­ре­за­но. Так пре­дал он дух свой Бо­гу.

 

Последние новости

Точный прогноз погоды на февраль в Нижегородской области

Аномальные морозы не ожидаются в феврале в Нижегородской области На фоне аномально теплого января в Нижегородской области синоптики, ожидаемо, не стали прогнозировать февральских морозов.

Не виноват? Врач, выдавший справку «борскому стрелку», требует справедливости

Врач, выдавший справку «борскому стрелку», добивается отмены приговора Нижегородский омбудсмен Оксана Кислицина поможет добиться отмены приговора психиатру Виталию Балуеву.

Читатели «Нижегородской правды» могут выиграть билеты на выставку «АРТ МИР»

Читатели «Нижегородской правды» могут выиграть билеты на выставку. Конкурс проходит в telegram-канале «Правда — и точка!

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Тольятти, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *