25 сентября. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сщмч. Автонома, еп. Италийского. Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца.

12 сентября по старому стилю / 25 сентября по новому стилю среда Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

12 сентября по старому стилю / 25 сентября по новому стилю
среда

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сщмч. Автонома, еп. Италийского (313). Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца (1395).
Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704). Прп. Вассиана Тиксненского (1624). Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мч. Феодора Александрийского. Сщмч. Корнута, еп. Никомидийского (Иконийского) (249–259).
Сщмчч. Феодора Лебедева, Иоанна Прудентова, Николая Житова пресвитеров, мч. Алексия Ворошина (1937).

Гал., 207 зач.,III, 15–22. Мк., 23 зач.,VI, 7–13, и за четверг (под зачало): Гал., 208 зач.,III, 23 – IV, 5. Мк., 25 зач.,VI, 30–45. Богородицы: Флп., 240 зач.,II, 5–11. Лк., 54 зач.,X, 38–42; XI, 27–28.

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.

Тропарь и кондак Рождества Пресвятой Богородицы
Тропарь праздника, глас 4:
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Кондак праздника, глас 4:
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу Жи́зни на́шея.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Гал.3:23–4, 5; Мк.6:30–45)
«И бежали туда пешие из всех городов... и собрались к Нему» (Мк.6:33), – это в пустыню Вифсаидскую, где совершено чудное насыщение пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами. Что же влекло народ к Господу? Сочувствие к Божественному. Божество Господа, сокрытое под покровом человеческого естества, являет себя в слове, деле, взоре и во всем, что видно было в Господе. Проявления Божества пробуждали сокрытое в сердце чувство Божества и чрез него влекли к Господу.

Удержать такое движение никто не властен, не только сторонний, но и сам чувствующий его, потому что оно глубже и сильнее всяких других движений. То же Божественное, проявляемое потом Спасителем, влекло к Нему людей всякого языка, иже под небесем. Тоже действовалось во всей истории Церкви и действуется до сих пор. Малый след Божественного влечет к себе. Что же следует из этого повсюдного и всевременного опыта стремлений нашего духа к Божественному? То, что Божественное, что сверхъестественное, что и Божество, источник его.

Это стремление лежит в основе нашего духа и составляет его природу, как это может всякий видеть из умовых, эстетических и деятельных забот наших. Но в природе не может быть лжи и обмана; следовательно, нет их и в этом стремлении к Божеству. Отсюда выходит, что Бог и Божественное есть, и что естественники, отвергающие сверхъестественное, идут против естества духа человеческого.

Священномученик Автоном

Священномученик Автоном   был епископом в Италии. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284–305) святитель Автоном для пользы Церкви оставил свою страну и поселился в Вифинии, в местечке Сорея у страннолюбца Корнилия. Святой Автоном с ревностью совершал свое апостольское служение и обратил ко Христу столько язычников, что образовалась большая Церковь, для которой он освятил храм во имя Архистратига Михаила. К этой Церкви святитель рукоположил Корнилия сперва в сан диакона, а затем в пресвитера. С проповедью о Христе святитель Автоном посетил также Ликаонию и Исаврию. Император Диоклитиан повелел схватить святителя Автонома, но он удалился в Клавдиополь на Черном море. Возвратившись в Сорею, святитель Автоном посвятил пресвитера Корнилия во епископа. Сам он направился в Асию, а когда вернулся оттуда, начал проповедовать в местечке Лимны, близ Сореи.

Однажды новообращенные разрушили идольское капище. Язычники решили отомстить христианам. Выбрав момент, когда святитель Автоном служил Божественную литургию, язычники напали на храм Архистратига Михаила и, после истязаний, убили святого Автонома, обагрив алтарь церкви его мученической кровью. Диакониса Мария извлекла тело святого мученика из-под груды камней и предала погребению.

В царствование святого Константина Великого на месте погребения святителя была воздвигнута церковь. Около 430 г. обветшавшую церковь разобрал один священник. И, не зная, что под храмом похоронено тело мученика, устроил церковь на новом месте. Через 60 лет мощи святого были обретены нетленными и создан храм во имя священномученика Автонома.

  Пре­по­доб­ный Афа­на­сий Сер­пу­хов­ской,   в ми­ру Ан­дрей, ро­дил­ся в Обо­неж­ской пя­тине в се­мье свя­щен­ни­ка Авк­сен­тия и его су­пру­ги Ма­рии. Смо­ло­ду склон­ный к мо­лит­вен­но­му са­мо­углуб­ле­нию и от­вер­же­нию от ми­ра, он ис­кал до­стой­но­го на­став­ни­ка в ино­че­ском де­ла­нии.

В это вре­мя сла­ва о по­дви­гах пре­по­доб­но­го ав­вы Сер­гия Ра­до­неж­ско­го рас­про­стра­ни­лась уже по всей Ру­си. Оби­тель Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы на Ма­ков­це сде­ла­лась для всех све­тиль­ни­ком и об­раз­цом мо­на­стыр­ско­го устро­е­ния. Здесь в ино­че­ском об­ще­жи­тии пре­одоле­ва­лась «нена­вист­ная рознь ми­ра се­го», со­зи­да­лось един­ство ду­ха в со­ю­зе люб­ви по об­ра­зу Са­мой Бо­же­ствен­ной Тро­и­цы. К ав­ве Сер­гию, к Тро­и­це на Ма­ков­це, и на­пра­вил свои сто­пы в по­ис­ках ду­хов­но­го со­вер­шен­ства юно­ша Ан­дрей из даль­них нов­го­род­ских пре­де­лов.

На­ре­чен­ный в ино­че­стве Афа­на­сий, в честь свя­то­го Афа­на­сия Ве­ли­ко­го, уче­ни­ка и опи­са­те­ля жи­тия ав­вы Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, на­чаль­ни­ка еги­пет­ско­го мо­на­ше­ства, ав­ва Афа­на­сий стал до­стой­ным уче­ни­ком ве­ли­ко­го игу­ме­на Сер­гия, от­ца и учи­те­ля рус­ско­го мо­на­ше­ства.

Уче­ни­ки пре­по­доб­но­го Сер­гия, кро­ме обыч­ных ино­че­ских по­слу­ша­ний, по­лу­ча­ли бла­го­сло­ве­ние свя­то­го ав­вы на осо­бен­ные цер­ков­ные слу­же­ния: кни­го­пи­са­ние, ико­но­пись, хра­мо­стро­и­тель­ство. Это бы­ло под­лин­ное во­цер­ко­в­ле­ние жиз­ни, вне­се­ние в нее всей цер­ков­ной кра­со­ты и по­э­зии, ли­тур­ги­че­ское пре­об­ра­же­ние Бо­жье­го ми­ра. Из­люб­лен­ным по­слу­ша­ни­ем, ко­то­рое воз­ло­жил на се­бя ав­ва Афа­на­сий, бы­ло кни­го­пи­са­ние. Свя­тые кни­ги ста­ви­лись от­ца­ми на­равне со свя­ты­ми ико­на­ми, как важ­ней­ший ве­ще­ствен­ный но­си­тель цер­ков­ной идеи, бо­го­сло­вия и ли­тур­ги­че­ско­го твор­че­ства. Шко­ла пре­по­доб­но­го Сер­гия, от­крыв­шая Рус­ской и Все­лен­ской Церк­ви це­лые об­ла­сти бо­го­слов­ско­го опыт­но­го ве­де­ния о Свя­той Тро­и­це, осо­бен­но тес­но свя­за­на с рас­цве­том цер­ков­ной книж­но­сти, с необ­хо­ди­мо­стью вза­им­но­го обо­га­ще­ния Рус­ской Церк­ви тво­ре­ни­я­ми Церк­ви Ви­зан­тий­ской, а бо­го­сло­вов Ви­зан­тии – глу­бо­ким ду­хов­ным опы­том рус­ских по­движ­ни­ков.

В 1374 го­ду, ко­гда князь Сер­пу­хов­ской Вла­ди­мир Ан­дре­евич Храб­рый, спо­движ­ник Ди­мит­рия Дон­ско­го, об­ра­тил­ся к пре­по­доб­но­му Сер­гию с прось­бой ос­но­вать мо­на­стырь в его вот­чине, ав­ва Сер­гий при­шел в Сер­пу­хов со сво­им лю­би­мым уче­ни­ком Афа­на­си­ем и, за­ло­жив мо­на­стырь За­ча­тия Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го Афа­на­сия быть его стро­и­те­лем, а за­тем игу­ме­ном.

Оби­тель свя­то­го Афа­на­сия бы­ла воз­двиг­ну­та воз­ле го­ро­да Сер­пу­хо­ва, на вы­со­ком бе­ре­гу ре­ки На­ры. Ее на­зы­ва­ли по­это­му «оби­те­лью на Вы­со­ком» или Вы­соц­кой. От­сю­да и про­зва­ние, с ко­то­рым во­шел в ис­то­рию Рус­ской Церк­ви ее ос­но­ва­тель и пер­вый игу­мен – пре­по­доб­ный Афа­на­сий Вы­соц­кий.

Ав­ва Афа­на­сий рев­ност­но при­нял­ся за бла­го­устро­е­ние вве­рен­ной ему оби­те­ли. Мно­гие рус­ские по­движ­ни­ки про­шли здесь, «на Вы­со­ком», вы­со­кую шко­лу ино­че­ства.

По уче­нию ав­вы Афа­на­сия, со­хра­нен­но­му для нас Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым, быть ино­ком – нелег­кое де­ло. «Обя­зан­ность ино­ка в том со­сто­ит, чтобы бдеть в мо­лит­ве и в бо­же­ствен­ном по­уче­нии до по­лу­но­щи, а ино­гда и всю ночь; ни­че­го не есть, кро­ме хле­ба и во­ды, и то с уме­рен­но­стью; мас­ла же и ви­на во­все не упо­треб­лять». По сло­вам угод­ни­ка Бо­жия, мно­гие при­хо­ди­ли к нему в оби­тель на Вы­со­ком, «но по­том об­ле­ни­лись и, не стер­пев труд­но­сти пост­ни­че­ско­го воз­дер­жа­ния, убе­жа­ли». Тем вы­ше бы­ло ино­че­ское до­сто­ин­ство остав­ших­ся со свя­тым ав­вой по­движ­ни­ков. По­то­му-то в оби­тель к сво­е­му уче­ни­ку и спост­ни­ку Афа­на­сию бо­го­нос­ный ав­ва Сер­гий Ра­до­неж­ский на­пра­вил для по­стри­же­ния и на­став­ле­ния в ино­че­ском по­дви­ге сво­е­го бу­ду­ще­го пре­ем­ни­ка, пре­по­доб­но­го Ни­ко­на (па­мять 17 но­яб­ря). Пре­по­доб­ный Афа­на­сий учил его: «Ино­ки на­зы­ва­ют­ся доб­ро­воль­ны­ми му­че­ни­ка­ми. Свя­тые му­че­ни­ки мно­гие в один час по­стра­да­ли и скон­ча­лись, а ино­ки каж­дый день тер­пят стра­да­ния не от му­чи­те­лей, но внут­ри, от соб­ствен­ной пло­ти и от вра­гов мыс­лен­ных, бы­ва­ют бо­ри­мы и до по­след­не­го ды­ха­ния стра­да­ют».

В 1378 го­ду, по­сле кон­чи­ны свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, при­был в Моск­ву но­вый мит­ро­по­лит – свя­ти­тель Ки­при­ан (па­мять 16 сен­тяб­ря). Но ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Дон­ской, ко­то­рый хо­тел по­ста­вить мит­ро­по­ли­том сво­е­го ду­хов­ни­ка и спо­движ­ни­ка Ми­ха­и­ла (Ми­тяя), не при­нял мит­ро­по­ли­та Ки­при­а­на и вы­гнал его из Моск­вы. Свя­ти­тель ока­зал­ся в труд­ном по­ло­же­нии. Но он на­шел под­держ­ку и со­чув­ствие у стол­пов рус­ско­го ино­че­ства – пре­по­доб­ных Сер­гия Ра­до­неж­ско­го и Афа­на­сия Вы­соц­ко­го. Они с са­мо­го на­ча­ла ви­де­ли ка­но­ни­че­скую право­ту мит­ро­по­ли­та в его спо­ре с ве­ли­ким кня­зем и под­дер­жи­ва­ли его в дли­тель­ной борь­бе (1478–1490) за вос­ста­нов­ле­ние ка­но­ни­че­ско­го по­ряд­ка и един­ства в Рус­ской Церк­ви. Свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну при­шлось в эти го­ды несколь­ко раз ез­дить к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху для уча­стия в со­бор­ных ре­ше­ни­ях по управ­ле­нию Рус­ской Цер­ко­вью. В од­ну из этих по­ез­док по бла­го­сло­ве­нию свя­то­го ав­вы Сер­гия от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль с мит­ро­по­ли­том и его друг, пре­по­доб­ный Афа­на­сий Вы­соц­кий, оста­вив игу­ме­ном в Вы­соц­кой оби­те­ли сво­е­го уче­ни­ка, пре­по­доб­но­го Афа­на­сия Млад­ше­го († 1395).

В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­по­доб­ный Афа­на­сий по­се­лил­ся в оби­те­ли свя­то­го Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на, где при­об­рел се­бе кел­лию и жил с несколь­ки­ми при­шед­ши­ми с ним уче­ни­ка­ми, за­ни­ма­ясь мо­лит­вой, бо­го­сло­ви­ем, спи­са­ни­ем книг. Око­ло два­дца­ти лет про­жил пре­по­доб­ный в сто­ли­це то­гдаш­ней цер­ков­ной об­ра­зо­ван­но­сти в неустан­ных тру­дах по пе­ре­во­ду с гре­че­ско­го язы­ка и пе­ре­пи­сы­ва­нию цер­ков­ных книг, ко­то­рые он от­прав­лял за­тем на Русь, пе­ре­да­вая Рус­ской Церк­ви не толь­ко на­сле­дие ве­ли­кой пра­во­слав­ной мыс­ли, но и тра­ди­ции кон­стан­ти­но­поль­ских кни­го­пис­ных ма­стер­ских с их изыс­кан­ной гра­фи­кой, ис­кус­ством книж­ной ми­ни­а­тю­ры, дей­ствен­ной гар­мо­ни­ей со­дер­жа­ния и фор­мы. По­сто­ян­ная твор­че­ская связь уста­но­ви­лась меж­ду кни­го­пис­ной ма­стер­ской пре­по­доб­но­го Афа­на­сия в Кон­стан­ти­но­по­ле и кал­ли­гра­фи­че­ской и ико­но­пис­ной шко­лой Вы­соц­ко­го мо­на­сты­ря в Сер­пу­хо­ве. Неслу­чай­но имен­но в Вы­соц­кую оби­тель на­пра­вил пре­по­доб­ный игу­мен Ни­кон бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го ико­но­пис­ца пре­по­доб­но­го Ан­дрея Рубле­ва, как ко­гда-то бо­го­нос­ный ав­ва Сер­гий на­пра­вил его са­мо­го в ту же оби­тель для ду­хов­но­го со­зре­ва­ния и про­ник­но­ве­ния воз­рож­да­ю­щим и пре­об­ра­жа­ю­щим ду­хом ис­тин­ной цер­ков­ной кра­со­ты. В этом свя­щен­ном слу­же­нии цер­ков­ной кра­со­ты, в непре­рыв­ном ли­тур­ги­че­ском дей­ствии во сла­ву Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы воз­рас­тал и укреп­лял­ся жи­во­нос­ный ге­ний пре­по­доб­но­го Ан­дрея, ко­то­ро­го Бог пред­на­зна­чил для ве­ли­ко­го зри­тель­но­го пре­тво­ре­ния бо­го­слов­ских и ли­тур­ги­че­ских за­ве­тов пре­по­доб­но­го Сер­гия в бес­смерт­ной чу­до­твор­ной иконе Пре­свя­той Тро­и­цы для ико­но­ста­са Тро­иц­ко­го со­бо­ра. В ико­но­пис­ном твор­че­стве пре­по­доб­но­го Ан­дрея Рубле­ва, так же, как в хра­мо­стро­и­тель­ном де­ла­нии пре­по­доб­но­го игу­ме­на Ни­ко­на и в агио­гра­фи­че­ских тво­ре­ни­ях Епи­фа­ния Пре­муд­ро­го, на­шли во­пло­ще­ние и син­тез луч­шие тра­ди­ции ви­зан­тий­ско­го и рус­ско­го цер­ков­но­го ис­кус­ства.

Это­му твор­че­ско­му син­те­зу и слу­жил всю свою жизнь пре­по­доб­ный Афа­на­сий Вы­соц­кий. Жи­вя в Кон­стан­ти­но­по­ле, он про­дол­жал тру­дить­ся для Рус­ской Церк­ви, для сво­ей Ро­ди­ны. В од­ну толь­ко Вы­соц­кую оби­тель бы­ло им при­сла­но 10 икон луч­ше­го гре­че­ско­го пись­ма. Им и его уче­ни­ка­ми бы­ли пе­ре­ве­де­ны на сла­вян­ский язык и пе­ре­пи­са­ны «че­ты­ре сот­ни­цы глав» пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, гла­вы Мар­ка о цер­ков­ных служ­бах, сло­ва пре­по­доб­но­го Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва.

В 1401 г., уже пе­ред са­мой кон­чи­ной, ма­сти­тый ста­рец пе­ре­пи­сал, а, воз­мож­но, и сам пе­ре­вел цер­ков­ный устав, рас­про­стра­нив­ший­ся в Рус­ской Церк­ви под на­зва­ни­ем «Око цер­ков­ное».

В непре­рыв­ных книж­ных тру­дах про­шла жизнь пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. Он скон­чал­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле в глу­бо­кой ста­ро­сти в 1401 г. (или поз­же это­го вре­ме­ни). Рус­ские ле­то­пи­си за­пом­ни­ли его как стар­ца «доб­ро­де­тель­но­го, учи­тель­но­го, зна­ю­ще­го Свя­щен­ное Пи­са­ние», о чем «по­ныне сви­де­тель­ству­ют пи­са­ния его». Жи­тие его бы­ло на­пи­са­но в 1697 г. иеро­мо­на­хом Мос­ков­ско­го Чу­до­ва мо­на­сты­ря Ка­ри­о­ном (Ис­то­ми­ным).

Праведный Симеон Верхотурский

Праведный Симеон Верхотурский   († 1642) был дворянином, но скрывал свое происхождение и вел смиренную жизнь бедняка. Он ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. При этом он сознательно что-нибудь не дошивал – или рукава, или воротник, за что терпел поношения от заказчиков. Подвижник много странствовал, но чаще всего жил на погосте села Меркушинского недалеко от города Верхотурья (Пермский край). Святой Симеон любил уральскую природу и, радостно созерцая ее величественную красоту, возводил мысленный взор к Создателю мира. В свободное от трудов время любил святой в тиши уединения удить рыбу, ибо это напоминало ему об учениках Христовых, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей.

Его беседы были тем благодатным семенем, из которого постепенно возросли обильные плоды духа на Урале и в Сибири, где преподобный особенно почитается.

Праведный Симеон Верхотурский преставился в 1642 году, когда ему было лишь 35 лет. Он был погребен на Меркушинском погосте при храме Архистратига Михаила. 12 сентября 1704 года, по благословлению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона из храма Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины. Он нередко являлся во сне больным и исцелял их, вразумлял впавших в порок пьянства. Особенность в явлениях святого та, что с исцелением телесных немощей он преподавал и наставления для души.

Память праведному Симеону Верхотурскому празднуется также 18 декабря, в день прославления (1694 г.).

  Свя­той му­че­ник Иули­ан   жил в IV ве­ке неда­ле­ко от древ­не­го го­ро­да Ан­ки­ры. Пра­ви­те­лю Га­ла­тий­ской об­ла­сти до­нес­ли, что в од­ной пе­ще­ре скры­ва­ет­ся пре­сви­тер Иули­ан с 40 еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми и со­вер­ша­ет там бо­го­слу­же­ние. Свя­то­го Иули­а­на схва­ти­ли и тре­бо­ва­ли вы­дать осталь­ных хри­сти­ан, успев­ших скрыть­ся, но он ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся.

Языч­ни­ки при­ка­за­ли свя­то­му пре­сви­те­ру при­не­сти жерт­ву их бо­гам, но и на это он не со­гла­сил­ся. То­гда его об­на­жи­ли и по­ста­ви­ли на рас­ка­лен­ную же­лез­ную ре­шет­ку. Му­че­ник осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, и Ан­гел Гос­по­день охла­дил пла­мя. Свя­той Иули­ан остал­ся невре­ди­мым. На во­прос пра­ви­те­ля, кто он и как по­га­сил огонь, му­че­ник ска­зал: «Я – Бо­жий слу­га». Ис­тя­за­те­ли при­ве­ли ста­руш­ку-мать свя­то­го и угро­жа­ли ей тем, что, ес­ли она не уго­во­рит сы­на при­не­сти жерт­ву идо­лам, то ее пре­да­дут на по­ру­га­ние. Му­же­ствен­ная жен­щи­на от­ве­ти­ла, что ес­ли про­тив ее во­ли осквер­нят те­ло, это не по­ста­вит­ся ей в ви­ну пе­ред Бо­гом, а, на­обо­рот, со­чтет­ся за му­че­ни­че­ский по­двиг. По­срам­лен­ные му­чи­те­ли от­пу­сти­ли ста­ри­цу, а свя­то­го Иули­а­на осу­ди­ли на смерт­ную казнь. В пред­смерт­ной мо­лит­ве свя­той усерд­но бла­го­да­рил Бо­га и про­сил укре­пить его к пе­ре­не­се­нию стра­да­ний. Свя­той Иули­ан ис­про­сил так­же осо­бую бла­го­дать у Бо­га: чтобы лю­дям, ко­то­рые бу­дут брать зем­лю с ме­ста его по­гре­бе­ния, да­ва­лось про­ще­ние гре­хов и из­бав­ле­ние от стра­стей, а на по­ля их не на­па­да­ли вре­до­нос­ные на­се­ко­мые или пти­цы. Об­ра­ща­ясь к Бо­гу: «Гос­по­ди, при­и­ми дух мой с ми­ром!» – му­че­ник скло­нил свою го­ло­ву под меч. То­гда про­зву­чал Го­лос, при­зы­вав­ший му­че­ни­ка в Небес­ное Цар­ство. Этот Го­лос услы­ша­ли и те хри­сти­ане, ко­то­рые скры­ва­лись в пе­ще­ре. Во­оду­ше­вив­шись, они по­шли на ме­сто стра­да­ния свя­то­го Иули­а­на, где на­шли его уже скон­чав­шим­ся. Они еди­но­душ­но ис­по­ве­да­ли се­бя хри­сти­а­на­ми, их свя­за­ли и при­ве­ли к пра­ви­те­лю, ко­то­рый ве­лел и им от­сечь го­ло­вы.

Икона Феодор Александрийский, священномученик


Священномученик Феодор, епископ Александрийский,   родился в Египте в Александрии. Этот город прославился в Церкви Вселенской многими мучениками и исповедниками: от святого Евангелиста Марка, первомученика Александрийского († 63, память 25 апреля) до святого Афанасия Великого (память 18 января и 2 мая), столпа и исповедника православия († 373). К сожалению, исторические записи не донесли до нас точных данных о времени жизни и подвигах святого епископа Феодора, но Церковь Христова во все времена хранила имя священномученика в своих диптихах.

Пламенный проповедник, сильный в слове и делании церковном, епископ Феодор вызывал яростную ненависть буйных александрийских язычников, не терпевших благовестия. Во время одной его проповеди язычники окружили и захватили святителя. Он не сопротивлялся. Его избивали и издевались над ним: возложили на главу его терновый венец и со смехом водили по городу. Затем привели его к берегу и бросили со скалы в море. Но поднялся ветер – и волны вынесли его невредимым на сушу. Пораженные язычники отвели святителя Феодора к правителю города, который приказал подвергнуть его жестоким истязаниям.

Но ни слова, кроме молитвы к Господу, не услышали мучители от мужественного исповедника. Тогда святой мученик был предан римским воинам и казнен, как апостол Павел, – через усекновение мечом.

Вассиан Тиксненский, Тотемский, прп.

Преподобный Вассиан Тиксненский (Тотемский),   в миру Василий, крестьянин села Стрелицы (по другим данным, деревни Бурцево), близ города Тотьмы, занимался портняжным ремеслом. Оставив семью, он принял постриг от преподобного Феодосия Тотемского в Суморинской обители на реке Сухоне, где прожил несколько лет в трудах и послушании. В 1594 году преподобный поселился недалеко от Тотьмы, при храме во имя святителя Николая Чудотворца, на реке Тиксне. Вначале он жил на церковной паперти, а затем поставил около храма келлию. Преподобный посещал каждое Богослужение. Тринадцать лет он носил на теле вериги: на плечах тяжелую цепь, на чреслах железный обруч, а на голове, под куколем, железную шапку. Стремясь к уединению, преподобный, кроме духовного отца, никого не принимал в своей келлии. Питался он подаянием, которое ему клали на оконце. Преставился преподобный Вассиан 12 сентября 1624 года. Только при погребении обнаружилось, как тяжко смирял он свою плоть.

На месте подвигов преподобного впоследствии был основан монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Почитание преподобного Вассиана началось с 1647 года, когда во время моровой язвы у места его погребения многие получили исцеление. Житие преподобного написано в 1745 г. игуменом Иосифом.

Мученичество Святого Корнута, Епископа Никомидийского (Иконийского). Миниатюра Минология императора Василия II.

Священномученик Корнут, епископ Никомидийский (Иконийский),   пострадал за Христа в гонение Декия и Валериана в III в. Правитель Иконии, Перенний, своими розысками и гонениями заставил христиан укрываться в потаенных местах. Святитель Корнут добровольно явился к Переннию. Мучители крепко связали ноги епископа тонкими бечевками и водили его по городу. Священномученик испытывал нестерпимые страдания, из ран на ногах, прорезанных веревками, лилась кровь. После страшных истязаний епископ Корнут был обезглавлен.

 

Последние новости

Бюджет Нижнего Новгорода на 2024 год: дефицит и приоритеты

В следующем году город столкнется с дефицитом в 3,3 млрд рублей.

Транспорт в России: Дефицит и Праздник

Аналитики hh.ru выделили транспортную сферу среди самых дефицитных в стране.

Снижение автокредитов: новые тенденции в финансировании

Средний размер автокредита достиг рекордно низкого уровня.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Асбесте, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *