19.03.2023

20 марта. Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV).

7 марта по старому стилю / 20 марта по новому стилю понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная.

7 марта по старому стилю / 20 марта по новому стилю
понедельник
Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 7.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капи́тона, Евгения, Ефе́рия, Елпи́дия и Агафодо́ра (IV).
Прп. Павла Препро́стого (IV). Свт. Павла исп., еп. Прусиа́дского (IX). Прп. Емилиана Италийского.
Сщмч. Николая Розова пресвитера (1930); прмч. Нила Тютюкина, прмцц. Матроны Грошевой, Марии Грошевой, Евдокии Синицыной, Екатерины Константиновой, Антонины Новиковой, Надежды Кругловой, Ксении Петрухиной и Анны Гороховой (1938).
Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», в Ко́рце (Ровенск.) (1622), в О́дрине (Брянск.) (1843) и в Москве (1848).

На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32. На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7. Притч. XI, 19 – XII, 6. Мчч.: Ис. XLIII, 9–14. Прем. Солом. III, 1–9. Прем. Солом. V, 15 – VI, 3.

На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...».

Кондак Креста, глас 4:
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на супоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра// непобеди́мую побе́ду.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Апостол Павел говорит, что израильтяне, перешедше море, крестились в нем (1 Кор. 10, 2). Такое крещение служило для них разделением между Египтом и ими. Петр же апостол прибавляет: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение. . . спасает. . . " (1 Пет. З, 21). И наше крещение нас спасает и служит разделительною стеною между темною сатанинскою областью греха и мира и светлостью жизни о Христе. Крещенный отрезывает себя от всех надежд и опор земных и живет в веке сем, как бы в пустыне, ни с чем не связанный. Сердца его нет на земле, оно все в оном веке. Все здешнее касается его мимоходом, так что имущей жену бывает, как не имущий, покупающий, как ничего не содержащий, вообще требующий мира, как не требующий (1 Кор. 7, 30)

Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон

Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон   несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом. Еще задолго до Крещения святого Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам. Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостолом Андреем Первозванным († 62; память 30 ноября). Дальнейшему распространению христианства там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98–117) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, епископ Римский († 101; память 25 ноября). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.

Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись распространению христианства. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. Многие благовестники положили свои жизни в этой борьбе.

В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии. В царствование Диоклитиана (284–305), в 300 году (то есть еще до начала гонения, которое император начал с 303 года) Иерусалимский Патриарх Ермон (303–313) для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там Слово Божие. Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен (точно известен лишь день его кончины – 7 марта). Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий – сподвижник святого Ефрема. Многих идолопоклонников он наставил на путь истины. Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит и изгнан из города. Удалившись в горы и поселившись в пещере, он непрестанно молил Бога за изгнавших его, чтобы Он озарил их светом истинного Боговедения. И Господь послал неверным чудо. У знатного жителя Херсонеса умер единственный сын. Покойный явился родителям во сне и поведал, что некто святой Василий своими молитвами к Истинному Богу может воскресить его из мертвых. Когда родители разыскали святителя и просили его совершить чудо, святой Василий отвечал, что сам он – грешный человек и не имеет сил воскрешать мертвых, но Господь Всемогущ и может исполнить их просьбу, если они уверуют в Него. Долго молился святой, призывая Имя Святой Троицы. Затем, освятив воду, возлил ее на умершего, и тот ожил. С почетом был возвращен в город святитель, многие уверовали и крестились.

Вскоре, по повелению императора Максимиана Галерия (305–311), гонение на христиан разразилось с новой силой. Христоненавистники вооружились и против святителя Василия: 7 марта 309 года они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.

Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника – епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника – беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 года.

По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого (306–337; память 21 мая) из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника: он издал указ, по которому херсонесским христианам беспрепятственно разрешалось совершать богослужения. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой.

Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции) 7 марта.

На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога христианского.

Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325).

Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря. Память святого епископа Церковь установила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками, 7 марта.

Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. С IХ века Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V-ХIV векам. В 987 году в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.

Прп. Павел Препростый

Преподобный Павел Препростый   (IV) жил в IV веке. Препростым он назван за свое простосердечие и незлобие. Преподобный был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил ее и удалился в пустыню к преподобному Антонию Великому (память 17 января).

Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, почтя его неспособным к тяжелой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у келлии подвижника, сказав, что скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда преподобный Антоний поселил Павла к себе, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом, ночными бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец преподобный Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келлии.

За многолетний подвиг преподобному Павлу Господь даровал прозорливость, власть изгонять бесов. Когда к преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он направил больного к преподобному Павлу со словами: «Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими». Память святого совершается также 4 октября.

Свт. Павла исп., еп. Прусиадского (IX)

Святитель Павел Исповедник   был епископом в городе Прусиаде (провинция Вифиния в Малой Азии) в то время, когда против веры Христовой неистовствовали иконоборцы. Ревностно выступив в защиту христианских святынь словом Божественного Писания святой Павел подвергся преследованиям и гонениям вместе со святым Феофилактом (память 8 марта). Святой исповедник преставился около 850 года.

Преподобный Емилиан Италийский

Преподобный Емилиан Италийский   (в мире Викторин) был родом римлянин, до старости вел греховную жизнь. Наконец, раскаявшись, он удалился в монастырь, принял монашество с именем Емилиан и остаток дней своих смиренно служил Богу, удивляя братию своим безропотным послушанием и суровым постничеством. Монахи заметили, что по ночам Емилиан тайно посещает пещеру, расположенную недалеко от монастыря. Однажды игумен проследил за ним и застал преподобного Емилиана в пещере, молящегося в сокрушенных слезах, озаренного неземным светом, и услышал Глас свыше: «Емилиан, отпускаются тебе грехи твои».

Глубоко тронутый всем происшедшим, игумен после утреннего богослужения просил старца рассказать братии свою тайну, и святой поведал всем о великом к нему Божием милосердии. Тогда игумен пояснил братии: «Господь и в молчании мог бы простить ему грехи, но ради всех нас Он открыл Свою милость явлением света и голоса, чтобы все мы видели Его благость и милость к искренне кающимся грешникам».

Преподобный Емилиан провел остаток жизни в духовной радости и мирно отошел ко Господу.

Икона Божией Матери «Споручница грешных»   названа так по надписи, сохранившейся на иконе: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну...».
Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре бывшей Орловской губернии в середине прошлого столетия. Древняя икона Богоматери «Споручница грешных» из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена по Божиему Промыслу чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.

В монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм. На иконе «Споручница грешных» Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.

В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился источением целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Кроме 7 марта, празднество в честь этой иконы совершается 29 мая.

Древняя икона Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая   издревле хранилась в замке корецких князей и именовалась «благодатной».

икона Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая

После гибели последнего из православных корецких князей Самуила, его брат Иоанн предложил своей сестре игумении Серафиме забрать икону из княжьей молельни в православный Свято-Воскресенский Корецкий девичий монастырь. Торжественное перенесение святого образа совершилось в 1622 году, в четверг по Святой Пятидесятнице. В этот день и было установлено празднование в честь иконы «Споручница грешных» Корецкой.

12 августа 1880 года икона была перенесена в возвращенный монастырю Свято-Троицкий храм и помещена в деревянный резной киот у его левой передней колонны.

Не раз являла чудотворная икона благодатную помощь страждущим – в 1923 году в праздник Святой Троицы перед образом получил исцеление молодой мужчина, одержимый нечистым духом. На следующий год, когда на Волыни в период от Вознесения Господня и до четверга по Пятидесятнице шли непрестанные ливни, чудесным образом после обнесения благодатной иконы крестным ходом вокруг храма дождь стал утихать.

Многие верующие, обращающиеся к Царице Небесной за помощью и заступничеством в случае каких-то неустройств, семейных неурядиц и особенно когда «болит душа», свидетельствуют о том, что после молитв перед иконой получают душевное облегчение и умиротворение, ибо Она поистине есть «Споручница грешных»!

На иконе Божия Матерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками держит Ее правую руку. Надпись «Аз сопоручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну; да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечне через Меня испросят» и послужила названием иконы.

Преподобномученик Нил (Тютюкин), иеромонах

Пре­по­доб­но­му­че­ник Нил   ро­дил­ся 4 мая 1871 го­да в се­ле Олья­ви­до­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Фе­до­ра и Ан­ны Тю­тю­ки­ных и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ни­ко­ла­ем. Окон­чив сель­скую шко­лу, он по­сту­пил на фаб­ри­ку Позд­ня­ко­ва в го­ро­де Дмит­ро­ве — сна­ча­ла уче­ни­ком, а за­тем тка­чом. Позд­нее ра­бо­тал в Оре­хо­во-Зу­е­ве на ткац­кой фаб­ри­ке Зи­ми­на. В 1901 го­ду он уехал в Моск­ву и стал при­слу­жи­вать в од­ной из церк­вей.
Из­брав мо­на­ше­ский путь, Ни­ко­лай в 1904 го­ду по­сту­пил в Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь и через два го­да был при­нят ту­да по­слуш­ни­ком. В 1907 го­ду он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Нил. В 1909 го­ду мо­нах Нил был на­зна­чен на долж­ность эко­но­ма, в 1910 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, в 1913-м — на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим долж­ность бла­го­чин­но­го. В том же го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и утвер­жден в долж­но­сти бла­го­чин­но­го[1].

В 1920 го­ду Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь был за­крыт. Пер­вые го­ды по­сле за­кры­тия оби­те­ли отец Нил слу­жил в хра­мах Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на, с 1925 го­да — в Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ском хра­ме в се­ле Ти­мо­ше­во.
В 1931 го­ду он был пе­ре­ве­ден в цер­ковь Неру­ко­твор­но­го Спа­са в се­ле Ки­е­во Дмит­ров­ско­го рай­о­на. В его при­ход вхо­ди­ли де­рев­ни Гор­ки, Несте­ри­ха, Бу­ки­но, Су­ма­ро­ко­во, Аба­ку­мо­во, Ере­ми­но, а так­же по­се­лок при же­лез­но­до­рож­ной стан­ции Лоб­ня.
21 фев­ра­ля 1938 го­да пред­се­да­тель сель­со­ве­та со­ста­вил для НКВД ха­рак­те­ри­сти­ку на свя­щен­ни­ка, в ко­то­рой пи­сал: «Свя­щен­ник Нил Фе­до­ро­вич Тю­тю­кин все вре­мя вел ан­ти­со­вет­скую ра­бо­ту сре­ди на­се­ле­ния. За по­след­нее вре­мя рас­ска­зы­вал, что кол­хо­зы — это ста­рая ка­ба­ла, как у по­ме­щи­ков. Ко­гда сель­со­вет и пар­тий­ная ячей­ка ста­ли про­во­дить со­бра­ние на те­му ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды, то тут Тю­тю­кин по­слал весь цер­ков­ный со­вет от­би­рать под­пи­си от на­се­ле­ния, чтобы не за­кры­вать цер­ковь. Сель­со­вет со сво­ей сто­ро­ны счи­та­ет, что в кол­хо­зе изо дня в день сла­бе­ет дис­ци­пли­на бла­го­да­ря ру­ко­вод­ству Тю­тю­ки­на, а по­се­му сель­со­вет счи­та­ет, что его, как опас­но­го эле­мен­та, необ­хо­ди­мо изо­ли­ро­вать с тер­ри­то­рии Ки­е­вос­ко­го сель­со­ве­та»[2].
В этот же день НКВД от­крыл «де­ло» про­тив свя­щен­ни­ка. 28 фев­ра­ля 1938 го­да иеро­мо­нах Нил был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
— На поч­ве че­го вы сре­ди кол­хоз­ни­ков рас­про­стра­ня­ли свое вли­я­ние с пред­ло­же­ни­ем мас­со­во­го вы­хо­да из кол­хо­зов, го­во­ри­ли, что все на­ра­бо­тан­ное кол­хоз­ни­ка­ми у них от­бе­рут? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Сре­ди кол­хоз­ни­ков, а так­же и сре­ди ве­ру­ю­щих я ни­ко­гда о вы­хо­де из кол­хо­зов, а так­же о том, чтобы кол­хоз­ни­ки не ра­бо­та­ли в кол­хо­зах, не го­во­рил, — от­ве­тил свя­щен­ник.
Сле­до­ва­те­ли устро­и­ли оч­ную став­ку с од­ним из лже­сви­де­те­лей, но отец Нил от­вел все воз­во­ди­мые на него об­ви­не­ния. Не при­знал он се­бя ви­нов­ным и на всех по­сле­ду­ю­щих до­про­сах.
11 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Иеро­мо­нах Нил (Тю­тю­кин) был рас­стре­лян 20 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

 

Последние новости

Сбитый в Нижнем Новгороде юный самокатчик попал в больницу с переломом

Школьник проходит лечение. Перелом диагностирован у нижегородского подростка на самокате, сбитого на пешеходнике автомобилем 21 апреля.

Нижегородцам рассказали о необходимых перед отпуском прививках

Начать следует с Национального календаря. Жителям Нижегородской области, запланировавшим поездки в другие страны, необходимо сделать ряд прививок.

Виктория Николаева: «Дворец – это архитектурная жемчужина Дзержинска и культурный центр, который без преувеличения можно назвать сердцем нашего города».

Виктория Николаева: «Дворец – это архитектурная жемчужина Дзержинска и культурный центр, который без преувеличения можно назвать сердцем нашего города».

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *