18 октября. Мученицы Харитины. Собор святителей Московских и всея России чудотворцев.
5 октября по старому стилю / 18 октября по новому стилю пятница Седмица 18-я по Пятидесятнице.
5 октября по старому стилю / 18 октября по новому стилю
пятница
Седмица 18-я по Пятидесятнице. Глас 8.
День постный.
Пища с растительным маслом.
Мц. Харитины (304). Свтт. Московских Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария*.
Прпп. Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264–265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзтийского (861) (Груз.).
Прп. Гавриила Игошкина исп. (1959).
*Имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Геронтия и Иоасафа включены в Собор Московских святителей по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 марта 2017 года.
Утр. – Ин., 36 зач.,X, 9–16. Лит. – Еф., 234 зач.,VI, 18–24. Лк., 32 зач.,VII, 31–35. Свтт.: Евр., 335 зач.,XIII, 17–21. Мф., 11 зач.,V, 14–19.
Тропарь святителей Московских, глас 4:
Первопресто́льницы Росси́йстии,/ и́стиннии храни́телие апо́стольских преда́ний,/ столпи́ непоколеби́мии, правосла́вия наста́вницы,/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак святителей Московских, глас 3:
Во святи́телех благоче́стно пожи́сте/ и лю́ди к богоразу́мию наста́висте,/ и до́бре Бо́гу угоди́сте,/ сего́ ра́ди от Него́ нетле́нием/ и чудесы́ просла́вистеся,// я́ко ученицы́ Бо́жия благода́ти.
Величание:
Велича́ем вас,/ святи́телие Христо́вы,/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ вы бо мо́лите за нас// Христа́ Бо́га на́шего.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Флп.3:8–19; Лк.7:31–35)
« С кем сравню людей рода сего?» (Лк.7:19), т. е. неверов? Если Господь делает этот вопрос как будто в недоумении, не тем ли более прилично нам недоумевать о явлениях неверия? Казалось бы, как идти против всесторонней очевидности? – и однако же идут. Что сатана противится – это не дивно; его имя такое: противник истины и добра ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор, и не для чего другого, как только на зло и, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не этот ли дух богоборства владеет и неверами?
По крайней мере, по тем понятиям, какие имеем мы о душе и ее действиях, неверие, при очевидности оснований веры, необъяснимо, равно как необъяснимо и рабство грешника греху, когда он узнает ясно, что грех губит его. И какое еще противоречие! Только неверы и страстолюбцы отвергают бытие сатаны и нечистых духов. Те, которым бы больше всего надо было бы стоять за них, совсем отступаются от них. Не от них ли самих и наука-то эта? Темные тьму любят и научают говорить, что их нет и что в нравственном мире строится само собою, без их козней и коварства.
Святая мученица Харитина в детстве осталась сиротой и была воспитана как родная дочь благочестивым христианином Клавдием. Девушка была прекрасна собой, своим разумом, добротой и горячей верой. Любовь ко Христу она несла другим людям и многих обратила на путь спасения.
Во время гонения императора Диоклитиана (284–305) за твердое исповедание Господа Иисуса Христа святая Харитина была подвергнута ужасным истязаниям и скончалась с молитвой ко Господу (в 304 году).
Собор Московских святителей - празднование Русской Православной Церкви в честь святых архипастырей Московских
Празднуется 5 октября
Празднование в один день в честь Всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено святым патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Впоследствии к сонму Московских первосвятителей стали добавляться имена их святых наследников. Святитель Филипп был причислен к ним в 1875 году по ходатайству митрополита Московского святителя Иннокентия, а святитель Ермоген - в 1913 году. Вплоть до конца XX века соборным празднованием Московских и всея России чудотворцев чтилась память этих пяти святителей. Затем в Собор были включены также имена семи других Московских святителей. Таким образом на 2013 год в Собор входили:
Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря)
Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня)
Свт. Макарий, митр. Московский и всея Руси (+ 1563, память 30 декабря)
Свт. Филипп, митр. Московский и всея Руси (+ 1569, память 9 января, 31 мая, 3 июля)
Свт. Иов, патр. Московский и всея Руси (+ 1607, память 5 апреля, 19 июня)
Сщмч. Ермоген, патр. Московский и всея Руси (+ 1612, память 17 февраля, 12 мая)
Свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский (+ 1867, память 19 ноября)
Свт. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, апостол Америки и Сибири (+ 1879, память 31 марта, 23 сентября)
Свт. Тихон, патр. Московский и всея Руси (+ 1925, память 9 февраля, 25 марта, 26 сентября, 5 ноября)
Свт. Макарий, митр. Московский и Коломенский, Алтайский (+ 1926, память 16 февраля)
Сщмч. Петр, митр. Крутицкий (+ 1937, память 27 сентября)
Жизнь преподобных Дамиана пресвитера и целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских чудотворцев, описана преподобным Нестором Летописцем (память 27 октября).
Преподобный Дамиан († 1071) помнил еще Крещение Руси (988 г.). Ревностный подражатель жития преподобного Феодосия (память 3 мая) был кроток, трудолюбив и послушлив на радость всей братии. Целые ночи он проводил в молитве и чтении Божественных книг. Святой Дамиан был строгий постник и, кроме хлеба и воды, ничего не вкушал. Господь наградил его даром врачевания недугов.
Преподобный Иеремия имел от Господа дар прозревать будущее и видеть нравственное состояние души человека. Скончался преподобный в глубокой старости († ок. 1070).
Преподобный Матфей(† ок. 1088) также обладал даром прозрения духовного мира. Свои видения старец рассказывал братиям, отвращая от опасных для души поступков.
В Иконописном Подлиннике сказано: «Матфей прожорливый подобием стар, изчерна сед, брада акт Власиева, в клобуке черном, риза преподобническая, руки прижаты к сердцу».
Общий тропарь этим отцам: «Христовых повелений светом сердца своя просветивше, страстный мрак прогнасте: тем же Троицы селение бысте тричисленнии отцы, Дамиане, Иеремие с Матфеем, от Нея же благодать приемше, недужныя исцеляете, будущая возвещаете и Ангелом сопричастницы суще, молитеся Христу Богу, даровати нам причастие святых».
Память их также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
Священномученик Дионисий, епископ Александрийский, был в зрелом возрасте обращен в христианство знаменитым учителем Церкви Оригеном (III) и стал его учеником. Впоследствии был наставником Александрийской огласительной школы, а затем, в 247 году, поставлен во епископа Александрии.
Много сил прилагал святитель Дионисий для защиты Православия от ересей и укреплял свою паству в твердом исповедничестве истинной веры во время гонений от императоров Декия (249251) и Валериана (253–259).
Святой епископ претерпел много страданий. Когда в Александрии появилась чума, святитель призвал свою паству ухаживать равным образом за больными христианами и язычниками и погребать умерших. О почивших своих чадах он писал: «Таким образом оставили жизнь лучшие из наших братьев. Сей род смерти – дело великого благочестия и твердой веры, ничем не ниже мученичества». Сам святой Дионисий не меньше паствы просиял делами любви и благотворительности. Скончался он в 264 или 265 году.
*Его сочинения изданы на русском языке под редакцией П. А. Дружинина. Казань, 1900. Трактат «О природе» перевел свящ. Муратов и издал в «Православном Обозрении». 1891. Ч. II. С. 3–46.*
Преподобная Харитина, княжна Литовская, подвизалась в Новгородском женском монастыре в честь святых апостолов Петра и Павла, устроенном на Синичьей горе.
Решив посвятить свою жизнь Господу, она приняла иночество. За добродетельную жизнь преподобная поставлена в игумении обители и до кончины своей была для всех сестер образом смирения, чистоты и строгого воздержания. Почила она в 1281 году и похоронена в монастырском Петропавловском храме.
В Иконописном Подлиннике говорится: «Святая и праведная Харитина, начальница Петровского девичьего монастыря, что в Нове-граде. Родом бысть королевства Литовского; подобием простовласа девица, в единой свите без мантии».
Святая мученица Мамелхва Персидская до обращения ко Христовой вере была жрицей языческой богини Артемиды. Сестра святой убедила ее принять Крещение. Когда язычники увидели Мамелхву в белой крещальной одежде, то побили ее камнями. Святая пострадала в 344 году.
Преподобный Григорий Хандзтийский, основатель и архимандрит обителей Кларджети . Происходил из знатного грузинского рода, пользовавшегося расположением царя Ашота Куропалата (786–826). Призвание к иноческой жизни сказалось еще в отроческие годы преподобного. Свой уход из дому и вступление на подвижнический путь он так объяснил своей матери: «Прости меня, мать моя, но я удалился от тебя не по своей воле, а потому, что то, что произошло, угодно было Богу».
Вся жизнь преподобного Григория протекала в постоянных молитвах, в слезах, воздержаниия, в терпении, кротости, глубочайшем смирении и неутомимых трудах. Он достойно стяжал себе славу благочестивого и ревностного служителя Церкви Христовой и был избран при царе Ашоте Куропалате игуменом Хандзтийского монастыря. Отличаясь глубочайшим послушанием воле Божией, святой Григорий видел смысл земной жизни именно в послушании, дарующем высшую благодатную свободу всей твари. Послушание духовному отцу положил он и в основу всего уклада монастырской жизни, укрепляя общежительные монастыри по всей Кларджети, а впоследствии, будучи архимандритом, – и по всей Грузии.
В то время как в Византии, после иконоборческого собора 815 года, православие было сильно теснимо, грузинское монашество, духовно окормляемое преподобным Григорием Хандзтийским, отстаивало и утверждало чистоту православнои веры, одновременно борясь с монофизитством.
В 825 году Григорий Хандзтийский «по прибытии в Константинополь, поклонился Древу Жизни и всем святым мощам, обошел радостно все святые Богомолья» и привез с собой в Грузию «мощи святых, святые иконы и иные благословения во множестве».
Святой Григорий был ревностным поборником сотрудничества Церкви и государства, независимых и равноправных по отношению друг к другу. Его взгляды благотворно сказались на решениях церковного Собора, сорванного в Джавахети, содействовали упрочению Автокефалии Грузинской Православной Церкви. Духовный сын преподобного Григория Хандзтийского, епископ Ацкурский Ефрем, «установил мироосвящение в Грузии, по благословению Иерусалимского патриарха и его свидетельству», как повествует Григорий Мерчули, составивший Житие святого Григория Хандзтийского.
Последние месяцы своей жизни, по преданию, святой Григорий Хандзтийский провел в уединенной келлии, где сподобился благодатных видений. Иноки монастыря видели сияние, озарившее его келлию, и были убеждены, что «не сжигающий огонь, а Дух Божий» осиял праведника, подобно Фаворскому Свету. Грузинская Церковь совершает память святого Григория Хандзтийского 5 октября, в день его блаженной кончины.
Последние новости
Заседание городской Думы Нижнего Новгорода: ключевые вопросы на повестке дня
Обсуждение бюджета и налоговых ставок в Нижнем Новгороде.
Активисты школ Дзержинска получат призы в виде поездок в Санкт-Петербург
Местные инициативы направлены на поддержку активных учеников.
Новая карта объединенного региона
Карта представляет собой важный шаг к интеграции.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку