17 сентября. Священномученика Вавилы, еп. Великой Антиохии. Пророка Боговидца Моисея

4 сентября по старому стилю / 17 сентября по новому стилю вторник Седмица 14-я по Пятидесятнице.

4 сентября по старому стилю / 17 сентября по новому стилю
вторник
Седмица 14-я по Пятидесятнице. Глас 4.
Поста нет.

Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Прор. Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Обре́тение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Второе обре́тение (1964) и перенесение (1989) мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского. Собор Воронежских святых. Прмч. Парфения, игумена Кизилташского (1867).
Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117). Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Сщмч. Петра, митр. Дабро-Боснийского (1941) (Серб.).
Сщмчч. Григория, еп. Шлиссельбургского, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Александра Никольского, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова пресвитеров, прмч. Стефана Кускова, мчч. Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина (1937); мц. Елены Черновой (1943).
Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680).

2 Кор., 196 зач.,XII, 20 – XIII, 2. Мк., 17 зач.,IV, 24–34. Свв.: Евр., 330 зач.,XI, 33 – XII, 2. Лк., 67 зач.,XII, 32–401.

Тропарь священномученика Вавилы, глас 4:
И нра́вом прича́стник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Вавило,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Вавилы, глас 8:
́Яко благоче́стия пропове́дника/ и страда́льцев утвержде́ние,/ Це́рковь сла́вит тя, Вави́ло сла́вне, освеща́ема днесь;/ но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ в ми́ре соверше́ннем велича́ющия и восхваля́ющия тя сохрани́ти// Христу́ моли́ся, о многострада́льне.

Тропарь пророка Моисея, глас 2:
Проро́ка Твоего́ Моисе́я память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Ин тропарь пророка Моисея, глас 2:
На высоту́ доброде́телей возше́л еси́, проро́че Моисе́е,/ и сего́ ра́ди сподо́бился еси́ ви́дети сла́ву Бо́жию,/ скрижа́ли благода́тныя Зако́на прия́т,/ и начерта́ний благода́ть в себе́ нося́,/ и проро́ков был еси́ честна́я похвала́// и благоче́стия вели́кое та́инство.

Кондак пророка Моисея, глас 2:
Лик проро́ческий с Моисе́ем и Ааро́ном/ весе́лием днесь весели́тся,/ я́ко коне́ц проро́чествия их на нас испо́лнися:/ днесь сия́ет Крест, и́мже нас спасл еси́;// тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.

Тропарь святителя Иоасафа, глас 3:
Святи́телю Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия лю́дем был еси́,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою,/ я́ко свети́льник пресве́тлый, просия́л еси́/ и просла́влен от Бо́га яви́лся еси́:/ те́лом у́бо в нетле́нии почива́я,/ ду́хом же Престо́лу Бо́жию предстоя́,/ чудеса́ пресла́вная источа́еши./ Моли́ Христа́ Бо́га,/ да утверди́т нас в Правосла́вии и благоче́стии// и спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак святителя Иоасафа, глас 8:
Многоразли́чныя по́двиги жития́ твоего́ кто испове́сть?/ Многообра́зныя ми́лости Бо́жия, тобо́ю явле́нныя, кто исчи́слит?/ Дерзнове́ние же твое́ у Пречи́стыя Богоро́дицы и Всеще́драго Бо́га до́бре ве́дуще,/ во умиле́нии серде́чнем зове́м ти:/ не лиши́ и нас твоея́ по́мощи и заступле́ния,// святи́телю Христо́в и чудотво́рче Иоаса́фе.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(2Кор.12:20–13, 2; Мк.4:24–34)
Притча о постепенном возрастании из семени пшеницы изображает в отношении к каждому человеку постепенное возрастание потаенного в сердце человека, благодатию Божиею засеменяемого и блюдомого, а в отношении к человечеству – постепенное увеличение тела Церкви или общества спасаемых в Господе Иисусе Христе, по чину, Им установленному.

Этою притчею разрешается вопрос: отчего до сего времени христианство не всеобъемлюще? Как человек, бросив семя в землю, спит и встает, семя же прозябает и растет само собою без его ведома, так и Господь, положив на земле семя Божественной жизни, дал ему свободу о себе разрастаться, подчинив его естественному течению событий и не насилуя этих последних; блюдет только семя, содействует ему в частных случаях и дает общее направление. Причина этому в свободе человека. Господь ищет, чтобы человек сам себя подчинил Ему, и ждет склонения его свободы; дело и длится. Если бы все зависело только от воли Божией, давно бы все были христианами.

Другая мысль: созидаемое тело Церкви созидается на небе; с земли поступают только материалы, образуемые тоже небесными деятелями. Слово с неба проходит по земле и привлекает хотящих. Внявшие и последовавшие поступают, как сырцовый материал, в лабораторию Божию, в Церковь, и здесь переделываются по образцам, с неба данным. Переделанные, по исходе из этой жизни, переходят на небо и там поступают в здание Божие, каждый куда годен. Это идет непрерывно, и, следовательно, дело Божие не стоит. Всеобщая торжественность христианства и не требуется для сего. Здание Божие созидается невидимо.

Священномученик Вавила и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний

Священномученик Вавила и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула   приняли мученическую кончину при Декии (249–251). Во время своего пребывания в городе Антиохии император устроил большой праздник в честь языческих богов. Одновременно с этим святой и богобоязненный епископ Антиохийский Вавила совершал в храме Божественную литургию; он молился за свою паству и учил ее мужественно переносить все испытания за веру во Христа. После мерзкого идолослужения Декий, желая видеть совершение Божественных Таин, решил войти в храм и своим посещением осквернить Святыню Господню. Об этом было доложено епископу, и он, не желая впустить нечестивца в храм Божий, вышел ему навстречу и остановил его на пороге церкви. Когда император попытался ближе подойти к церковным дверям, святой Вавила рукою оттолкнул его так, что царь вынужден был отказаться от своего намерения. Он хотел было тут же отомстить святому, но, видя большое стечение христиан, побоялся их возмущения. На другой день разгневанный император приказал предать огню христианский храм, а епископа Вавилу привести к нему. На вопрос о том, как мог он оскорбить царское достоинство, не пустить императора в храм и не оказать ему должного почтения, святой епископ отвечал: «Если кто восстает на Бога и хочет нанести оскорбление Его святыне, тот не только не достоин почестей, но становится врагом Господа».

Император потребовал, чтобы святой епископ поклонился идолам и таким образом искупил свое преступление, а иначе он будет казнен, но, убедившись, что мученик остается твердым в своей вере, приказал военачальнику Викторину надеть на него тяжелые цепи и с позором водить по городу. На это святой мученик отвечал: «О, царь, для меня эти цепи так же почетны, как для тебя твой царский венец, а страдания за Христа для меня приятны, как приятна тебе твоя царская власть; смерть за Бессмертного Царя так же для меня желательна, как для тебя твоя жизнь». На суде вместе с епископом Вавилой находились три юных брата, которые не оставляли его даже в самые трудные минуты. Увидев их, император спросил: «Чьи это дети?» «Это мои духовные чада, – отвечал святой, – я их возродил благовествованием, вскормил поучением, взрастил наставлениями, и вот в малом теле перед тобою великие мужи и совершенные христиане. Испытай и увидишь».

Император испробовал все способы прельстить юношей и их мать Христодулу к отречению от Христа, но напрасно. Тогда в ярости он приказал нанести каждому из них раны по числу их лет. Первому нанесли 12 ран, другому – 10, а третьему – 7. Отпустив мать и детей, мучитель снова вызвал святителя, он хотел обмануть его, сказав, что его дети отреклись от Христа. Однако эта ложь была тут же раскрыта и не принесла ему успеха. Тогда он в ярости приказал повесить всех мучеников на дереве и сжал жечь их огнем. Видя стойкость и мужество святых, император, наконец, осудил их на мученическую смерть через усекновение мечом († ок. 251).

 

Пророк Моисей. Икона. Каргополь, 1590-е гг.

Моисей Боговидец (XVI - XV вв. до н.э.), великий пророк и законодатель израильтян. . Родился в Египте приблизительно в 1570 г. до н.э., происходил из колена Левиина. Он был опущен своими родителями в корзине в Нил, когда фараон Рамзес II издал указ о поголовном истреблении еврейских мальчиков. Дочь фараона увидела корзину с младенцем и взяла к себе во дворец. Там Моисей получил великолепное образование, но с детства скорбел об участи своего народа. Увидев, как бесчеловечно обращается египетский надсмотрщик с евреями-рабами, он убил его и бежал на Синайский полуостров, где прожил как простой пастух сорок лет.

У горы Хорива из горящего, но несгорающего куста (“Купина неопалимая”) Бог открыл ему пророческое предназначение и призвал возглавить освобождение своего народа. Пророк Моисей вернулся в Египет и повел свой народ в родную Землю Обетованную, чудесным образом — “яко по суху” — перейдя Красное море.

Во всех своих начинаниях и поступках Моисей являлся орудием в руках Всевышнего. Моисей был человеком, которому Бог открыл тайны бытия: сотворение мира и человека. На горе Синайской он принял от Бога Десять заповедей Его. Силой Божией творил великие знамения и чудеса.

Сорок лет странствовал св. пророк с паствой по Синайской пустыне — и умер, так и не увидев Земли Обетованной. Преставился 120-ти лет (около 1450 г. до н.э.) в стране Моавитской. Погребен в долине близ Веффегора, но «никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34, 6).

О жизни Моисея повествуют книги Библии — Исход, Числа и Второзаконие.

 

Святитель Иоасаф Белгородский

Святитель Иоасаф   родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг.

Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Заборовский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители Преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану, накануне преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.

Собор Воронежских святых - праздновение Русской Православной Церкви в честь святых Воронежской земли
Празднуется 4 сентября

На епархиальном собрании Воронежской епархии, состоявшемся в Воронеже 28 февраля 2002 года по инициативе митрополита Воронежского Мефодия было единодушно установлено празднование дня соборной памяти всех святых Воронежской епархии. Днем нового церковного праздника стало 4 (17) сентября, память второго обретения мощей святителя Митрофана Воронежского, произошедшее в 1989 году. Как сказал митрополит Мефодий: "Это событие - начало нового этапа в жизни нашей епархии, оно стало подлинным знамением возрождения церковной жизни." Праздник был установлен по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и впервые был отмечен в 2002 году. 15 апреля 2013 года епархиальный совет Воронежской епархии утвердил новую редакцию поименного списка Собора Воронежских святых. По этому решению в Собор были включены:

Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
Свт. Митрофан, в схиме Макарий, первый еп. Воронежский (+ 1703, память 7 августа, 4 сентября, 23 ноября)
Свт. Тихон (Соколов), еп. Воронежский, Задонский чудотворец,(+ 1783, 13 августа)
Прав. Феодор Ушаков (+ 1817, память 23 июля, 2 октября)
Прп. Иоанн Сезеновский (+ 1839, местная память 14 декабря)
Свт. Антоний (Смирницкий), архиеп. Воронежский, (+ 1846, память 10 мая  [местн.], 20 декабря)
Прп. Иларион Троекуровский, затворник (+ 1853, местная память 5 ноября)
Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский (+ 1857, память 25 мая)
Прп. Дария Сезеновская (+ 1858, местная память)
Прп. Иларион Оптинский (+ 1873, память 18 сентября)
Прп. Серафима Сезеновская (+ 1877, местная память 14 сентября)
Прп. Иоанникий (Аверкиев) Святогорский, иером., (+ 1882, местная память 10 февраля)
Прп. Амвросий Оптинский (+ 1891, память 10 октября, 27 июня)
Свт. Феофан Затворник, Вышенский, еп. (+ 1894, память 10 января)
Свт. Иустин (Полянский), еп. (+ 1903, память в Соборе Крымских святых)
Сщмч. Иоанн Кочуров (+ 1917, память 31 октября)
Сщмч. Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский (+ 1919, память 23 июня)
Сщмч. Тихон (Никаноров), архиеп. Воронежский (+ 1920, память 27 декабря)
Прп. Нектарий Оптинский (+ 1928, память 29 апреля)
Сщисп. Агафангел (Преображенский), митр. Ярославский (+ 1928, память 3 октября)
Прмч. Иннокентий (Беда) (+ 1928, память 24 декабря)
Сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский (+ 1929, память 25 января, 4 июня)
Сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилукский (+ 1930, память 25 января)
Сщмчч. Александр Вислянский и Даниил Алферов (+ 1930, память 21 февраля)
Сщмчч. архим. Тихон (Кречков), иеромм. Георгий (Пожаров) и Кирилл (Вязников), свящщ. Александр Архангельский, Сергий Гортинский, Георгий Никитин, Иоанн Стеблин-Каменский, Феодор Яковлев, мчч. Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников (+ 1930, память 21 июля  [1])
Прписп. Георгий (Лавров) (+ 1932, память 21 июня, 28 сентября)
Прмч. Игнатий (Бирюков) (+ 1932, память 15 сентября)
Сщмч. Николай Околович (+ 1934, память 30 августа)
Прмч. Евтихий (Качур) (+ 1937, память 25 января)
Прмч. Иларион (Цуриков) (+ 1937, память 22 августа)
Сщмч. Иоанн (Троянский), еп. Великолукский (+ 1937, память 22 августа)
Сщмч. Алексий Зиновьев (+ 1937, память 3 сентября)
Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский (+ 1937, память 9 сентября)
Сщмч. Василий Максимов (+ 1937, память 10 сентября)
Сщмч. Глеб Апухтин (+ 1937, память 10 сентября)
Сщмч. Евгений Попов (+ 1937, память 10 сентября)
Сщмч. Петр (Полянский), митр. Крутицкий (+ 1937, память 27 сентября)
Сщмч. Феодор Богоявленский (+ 1937, память 27 сентября)
Сщмч. Тихон Архангельский (+ 1937, память 4 октября)
Прмч. Амвросий (Астахов) (+ 1937, память 8 октября)
Сщмч. Иона (Лазарев), еп. Невельский (+ 1937, память 8 октября)
Сщмч. Александр Орлов (+ 1937, память 20 октября)
Cщмч. Александр Лебедев (+ 1937, память 22 октября)
Сщмч. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский (+ 1937, память 7 ноября)
Сщмч. Сергий (Зверев), архиеп. Елецкий (+ 1937, память 7 ноября)
Сщмч. Борис (Воскобойников), еп. Ивановский (+ 1937, память 23 ноября)
Прмч. Алексий (Гаврин) (+ 1937, память 27 ноября)
Сщмч. Феодосий Болдырев (+ 1937, память 16 декабря)
Сщмч. Игнатий (Садковский), еп. Скопинский (+ 1938, память 28 января)
Сщмч. Иоанн Алешковский свящ. (+ 1938, память 4 февраля)
Прмч. Антипа (Кириллов), Татариенцевский, иером. (+ 1938, память 22 февраля)
Прмц. Наталия Ульянова (+ 1938, память 9 марта)
Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский (+ 1938, память 19 мая)
Сщмчч. свящщ. Павел Попов, Николай Садовский и Георгий (Григорий) Богоявленский (+ 1938, память 19 мая)
Сщмч. Сергий Кротков (+ 1938, память 18 июня)
Сщмч. Иоанн (Троянский), еп. Великолукский (+ 1938, память 22 августа)
Сщмч. Уар (Шмарин), еп. Липецкий (+ 1938, память 10 сентября)
Прп. Силуан Афонский (+ 1938, память 11 сентября)
Сщмч. Исмаил Базилевский (+ 1941, память 4 ноября)
Сщмч. Василий Крымкин, свящ. (+ 1942, память 21 сентября)
Мцц. Анна Боровская, Евфросиния Денисова, Наталия Силуянова (+ 1942, память 29 декабря)
Мц. Александра Смолякова (+ 1942)
Прмч. Феодор (Богоявленский) (+ 1943, память 6 июля)
Прмц. Пелагия (Жидко), монахиня (+ 1944, память 13 июня)
Сщисп. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский (+ 1945, память 31 июля, 5 октября)
Исп. Хиония Архангельская (+ 1945, память 4 октября)
Прписп. Сергий (Сребрянский) (+ 1948, память 23 марта, 28 ноября)
Свт. Серафим (Соболев), архиеп. Богучарский (+ 1950, память 13 февраля)
Сщисп. Сергий Правдолюбов (+ 1950, память 21 сентября, 5 декабря)
Сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Крымский (+ 1961, память 29 мая)
Присп. Севастиан (Фомин), Карагандинский, архим., (+ 1966, память 6 апреля)

Свя­ти­тель Мит­ро­фан, епи­скоп Во­ро­неж­ский,   в ми­ру Ми­ха­ил, ро­дил­ся 8 но­яб­ря 1623 го­да. В си­но­ди­ке, при­над­ле­жав­шем свя­ти­те­лю, пе­ре­чень имен на­чи­на­ет­ся с лиц, об­ле­чен­ных в свя­щен­ни­че­ский сан, и это да­ет ос­но­ва­ние по­ла­гать, что он ро­дил­ся в се­мье потом­ствен­ных свя­щен­ни­ков. Из ду­хов­но­го за­ве­ща­ния свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на из­вест­но, что он «ро­дил­ся от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей и вос­пи­тан ими в непо­роч­ном бла­го­че­стии Во­сточ­ной Церк­ви, в пра­во­слав­ной ве­ре». До со­ро­ка­лет­не­го воз­рас­та свя­ти­тель жил в ми­ру: был же­нат, имел сы­на Иоан­на и слу­жил при­ход­ским свя­щен­ни­ком. Ме­стом пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти иерея Ми­ха­и­ла бы­ло се­ло Си­до­ров­ское, рас­по­ло­жен­ное у ре­ки Мо­лох­ты, при­то­ка Те­зы, впа­да­ю­щей в Клязь­му, неда­ле­ко от го­ро­да Шуи (ныне Вла­ди­мир­ская об­ласть).

Ли­шив­шись су­пру­ги, свя­щен­ник Ми­ха­ил при­нял по­стриг с име­нем Мит­ро­фан в Зо­лот­ни­ков­ской пу­сты­ни в 1663 го­ду. В си­но­ди­ке оби­те­ли за­пись ро­да свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на на­чи­на­ет­ся сло­ва­ми: «род чер­но­го свя­щен­ни­ка Мит­ро­фа­на Си­до­ров­ско­го». Через три го­да ино­че­ской жиз­ни иеро­мо­нах Мит­ро­фан из­бран во игу­ме­на Яхром­ской Кос­ми­ной оби­те­ли. Этим мо­на­сты­рем он управ­лял 10 лет, про­явив се­бя усерд­ным на­сто­я­те­лем. Его за­бо­та­ми здесь воз­двиг­нут храм в честь Неру­ко­твор­но­го Об­ра­за Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са.

Пат­ри­арх Иоаким (1674–1690), узнав о вы­со­ком бла­го­че­стии свя­то­го Мит­ро­фа­на, воз­вел его в 1675 го­ду в сан ар­хи­манд­ри­та зна­ме­ни­то­го в то вре­мя Ма­ка­ри­е­во-Ун­жен­ско­го мо­на­сты­ря. Там по­пе­че­ни­ем свя­то­го был со­ору­жен храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с тра­пез­ной и ко­ло­коль­ней. На Мос­ков­ском Со­бо­ре 1681–1682 го­дов в чис­ле мер для борь­бы со ста­ро­об­ряд­че­ским рас­ко­лом и в це­лях улуч­ше­ния хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния сре­ди пра­во­слав­но­го на­се­ле­ния бы­ло ре­ше­но уве­ли­чить чис­ло епар­хий и от­крыть но­вые ка­фед­ры: Во­ро­неж­скую, Там­бов­скую, Хол­мо­гор­скую и Ве­ли­ко­устюж­скую. Свя­той Мит­ро­фан был вы­зван в сто­ли­цу и 2 ап­ре­ля 1682 го­да по­свя­щен во епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го пат­ри­ар­хом Иоаки­мом и шест­на­дца­тью ар­хи­пас­ты­ря­ми.

На­ча­ло епи­скоп­ско­го слу­же­ния свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на сов­па­ло с тяж­ким для Ру­си вре­ме­нем смут и цер­ков­но­го рас­ко­ла. По при­бы­тии в Во­ро­неж свя­ти­тель преж­де все­го разо­слал пас­ты­рям сво­ей епар­хии окруж­ное по­сла­ние, в ко­то­ром при­зы­вал сво­их па­со­мых к нрав­ствен­но­му ис­прав­ле­нию. «Чест­ные иереи Бо­га Выш­ня­го! – пи­сал свя­ти­тель. – Во­жди ста­да Хри­сто­ва! Вы долж­ны иметь свет­лые ум­ные очи, про­све­щен­ные све­том ра­зу­ме­ния, чтобы ве­сти дру­гих по пра­во­му пу­ти. По сло­ву Гос­по­да, вы долж­ны быть са­мым све­том: «вы есте свет ми­ру» (Мф.5:14)... Хри­стос Спа­си­тель, вру­чая паст­ву апо­сто­лу Сво­е­му, три­жды ска­зал ему: па­си, как бы вну­шая тем, что три есть раз­лич­ные об­ра­за па­се­ния: сло­во уче­ния, мо­лит­ва при по­со­бии Свя­тых Та­ин и при­мер жиз­ни. Дей­ствуй­те и вы все­ми тре­мя спо­со­ба­ми: по­да­вай­те при­мер доб­рой жиз­ни, учи­те лю­дей сво­их и мо­ли­тесь о них, укреп­ляя их Свя­ты­ми Тай­на­ми; наи­па­че же невер­ных про­све­щай­те Свя­тым Кре­ще­ни­ем, а со­гре­шив­ших при­во­ди­те к по­ка­я­нию. Будь­те вни­ма­тель­ны к бо­ля­щим, чтобы не ото­шли от сей жиз­ни без При­ча­ще­ния Свя­тых Тайн и по­ма­за­ния свя­тым еле­ем».

Свя­ти­тель Мит­ро­фан на­чал ар­хи­пас­тыр­скую де­я­тель­ность с по­строй­ки но­во­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, вза­мен вет­хо­го де­ре­вян­но­го хра­ма. В 1692 го­ду со­бор с при­де­ла­ми во имя Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая был освя­щен. Во вре­мя 20-лет­не­го свя­ти­тель­ства свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на ко­ли­че­ство хра­мов в епар­хии воз­рос­ло с 182 до 239, бы­ло ос­но­ва­но 2 мо­на­сты­ря: Воз­не­сен­ский Ко­ро­то­як­ский и Тро­иц­кий Би­тюг­ский. В су­ще­ство­вав­ших мо­на­сты­рях он за­бо­тил­ся об ис­ко­ре­не­нии нестро­е­ний и бес­по­ряд­ков и утвер­жде­нии стро­гой жиз­ни по ино­че­ско­му уста­ву.

Пер­вый во­ро­неж­ский свя­ти­тель рев­ност­но за­бо­тил­ся о нуж­дах паст­вы. Он уте­шал бед­ных и бо­га­тых, был по­кро­ви­те­лем вдов и си­рот, за­ступ­ни­ком оби­жен­ных. Его дом слу­жил го­сти­ни­цей для стран­ни­ков и ле­чеб­ни­цей для боль­ных. Мо­лил­ся свя­ти­тель не толь­ко о жи­вых, но и об усоп­ших хри­сти­а­нах, и осо­бен­но о во­и­нах, пав­ших за Оте­че­ство, впи­сы­вая их име­на в си­но­дик. По­ми­ная их за про­ско­ми­ди­ей, свя­ти­тель Мит­ро­фан го­во­рил: «Аще пра­вед­на ду­ша, то боль­шей ча­сти спо­доб­ле­на бы­ва­ет, аще ли греш­на, то бу­дет при­част­ни­ца ми­ло­сти Бо­жи­ей».

Из­вест­но о боль­шой друж­бе свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на с свя­ти­те­лем Пи­ти­ри­мом, епи­ско­пом Там­бов­ским (па­мять 28 июля). Они не толь­ко под­дер­жи­ва­ли пе­ре­пис­ку, но и встре­ча­лись для ду­хов­ных бе­сед. Ис­то­рия ос­но­ва­ния близ Там­бо­ва Тре­гу­ля­ев­ско­го Иоан­но-Пред­те­чен­ско­го мо­на­сты­ря свя­за­на с друж­бой свя­ти­те­лей. 15 сен­тяб­ря 1688 го­да свя­ти­тель Мит­ро­фан по­се­тил свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма. Втро­ем (с ни­ми был свя­щен­ник Ва­си­лий) они со­вер­ши­ли про­гул­ку в ме­ста уеди­нен­ных мо­литв Там­бов­ско­го ар­хи­пас­ты­ря и из­бра­ли ме­сто для бу­ду­щей оби­те­ли.

Свя­ти­тель Мит­ро­фан как че­ло­век вы­со­ко­го пат­ри­о­тиз­ма сво­им нрав­ствен­ным ав­то­ри­те­том, ми­ло­сер­ди­ем и мо­лит­ва­ми со­дей­ство­вал пре­об­ра­зо­ва­ни­ям Пет­ра I, необ­хо­ди­мость и цель ко­то­рых хо­ро­шо по­ни­мал. При по­строй­ке в Во­ро­не­же фло­та для по­хо­да на Азов свя­ти­тель Мит­ро­фан убеж­дал на­род все­мер­но по­мо­гать Пет­ру I. Это бы­ло осо­бен­но важ­но, ибо мно­гие счи­та­ли устрой­ство фло­та де­лом бес­по­лез­ным. Свя­ти­тель не огра­ни­чи­вал­ся толь­ко со­ве­та­ми ца­рю, но ока­зы­вал и ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку го­судар­ствен­ной казне, нуж­дав­шей­ся в день­гах для стро­и­тель­ства фло­та, и от­да­вал все свои сред­ства, со­зна­вая, что они идут на бла­го Ро­ди­ны.

Пат­ри­о­ти­че­ские чув­ства свя­ти­те­ля со­еди­ня­лись в его ду­ше с непо­ко­ле­би­мой ве­рой и стро­го­стью пра­во­слав­ных убеж­де­ний, ра­ди ко­то­рых он не бо­ял­ся на­влечь на се­бя цар­ский гнев. Так, свя­ти­тель от­ка­зал­ся ид­ти во дво­рец к Пет­ру I, по­то­му что там сто­я­ли ста­туи язы­че­ских бо­гов, и хо­тя за ослу­ша­ние цар­ской во­ли свя­ти­те­лю гро­зи­ла опа­ла, он остал­ся непре­кло­нен. Петр при­ка­зал убрать ста­туи и с то­го вре­ме­ни про­ник­ся еще боль­шим ува­же­ни­ем к свя­ти­те­лю.

Скон­чал­ся свя­ти­тель Мит­ро­фан в 1703 го­ду в глу­бо­кой ста­ро­сти, при­няв пе­ред смер­тью схи­му с име­нем Ма­ка­рий. По­гре­бе­ние со­вер­ше­но бы­ло 4 де­каб­ря. Царь Петр I сам нес гроб свя­ти­те­ля от со­бо­ра до усы­паль­ни­цы. Про­ща­ясь, он ска­зал: «Не оста­лось у ме­ня боль­ше та­ко­го свя­то­го стар­ца. Ему же бу­ди веч­ная па­мять». Од­ним из за­ме­ча­тель­ных па­мят­ни­ков жиз­ни и де­я­тель­но­сти свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на яв­ля­ет­ся его ду­хов­ное за­ве­ща­ние. В нем го­во­рит­ся: «Судь­ба­ми Бо­жи­и­ми до­шел я до со­ста­ре­ния и ныне из­не­мо­гаю есте­ствен­ной мо­ею си­лою. Се­го ра­ди су­дил я на­пи­сать сие по­след­нее мое пи­са­ние... Ко­гда ду­ша моя греш­ная раз­ре­шит­ся от со­ю­за пло­ти, вру­чаю ее бла­го­у­тро­бию Пре­муд­ро­го Бо­га, ее со­здав­ше­го, да при­и­мет ее ми­ло­сти­во, как де­ло рук Сво­их, а ко­сти греш­ные пре­даю ма­те­ри всех, чая от­ту­да вос­кре­се­ния мерт­вых». Да­лее, об­ра­ща­ясь к пас­ты­рям и па­со­мым, свя­ти­тель го­во­рит: «Про­стец со­гре­шив­ший за од­ну толь­ко свою ду­шу даст от­вет Бо­гу, а иереи бу­дут ис­тя­за­ны за мно­гих, как нера­дев­шие о ов­цах, с ко­то­рых со­би­ра­ли мле­ко и вол­ну (шерсть)... Для вся­ко­го че­ло­ве­ка та­ко­во пра­ви­ло муд­рых му­жей: упо­тре­би труд, хра­ни мер­ность – бо­гат бу­де­ши; воз­держ­но пий, ма­ло яждь – здрав бу­де­ши; тво­ри бла­го, бе­гай зла­го – спа­сен бу­де­ши». Па­мять свя­ти­те­лю Мит­ро­фа­ну уста­нов­ле­на в 1832 го­ду.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Пар­фе­ний   ро­дил­ся в 1815 г. в Ели­са­вет­гра­де. 23 де­каб­ря 1845 г. он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и 8 ап­ре­ля 1846 г. был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. С июля 1848 г. отец Пар­фе­ний – бла­го­чин­ный Кор­сун­ско­го мо­на­сты­ря в Хер­соне, поз­же – эко­ном в Хер­сон­ском ар­хи­ерей­ском до­ме. В 1852 г. на Тен­гин­ском укреп­ле­нии Чер­но­мор­ской бе­ре­го­вой ох­ра­ны отец Пар­фе­ний от­ли­чил­ся сво­им ин­же­нер­ным та­лан­том, пред­ло­жив лег­чай­ший спо­соб подъ­ема за­то­нув­ших гру­зов. Спе­ци­аль­ная ко­мис­сия одоб­ри­ла изоб­ре­те­ние, и бы­ло пред­пи­са­но уст­ра­и­вать по­доб­ные ма­ши­ны для пор­то­вых на­доб­но­стей. За но­вое изоб­ре­те­ние по подъ­ему за­то­нув­ших ко­раб­лей отец Пар­фе­ний по­лу­чил бла­го­дар­ность от кон­трад­ми­ра­ла Чер­но­мор­ско­го фло­та. Во вре­мя Крым­ской вой­ны 1853–1856 гг. при об­стре­ле Но­во­рос­сий­ска непри­я­тель­ски­ми су­да­ми с 28 фев­ра­ля по 4 мар­та 1855 г. отец Пар­фе­ний пе­ред ли­цом смер­тель­ной опас­но­сти неот­луч­но ис­по­ве­до­вал и при­ча­щал ра­не­ных во­и­нов, от­пе­вал по­гиб­ших.

За лич­ное му­же­ство и неза­у­ряд­ные изоб­ре­те­ния иеро­мо­нах Пар­фе­ний был на­граж­ден 20 мар­та 1857 г. на­перс­ным кре­стом от Св. Си­но­да, а 7 ап­ре­ля воз­ве­ден в сан игу­ме­на. Отец Пар­фе­ний имел так­же брон­зо­вый крест в па­мять о Крым­ской войне, ме­даль и крест, уч­ре­жден­ный для слу­жив­ших в Кав­каз­ской ар­мии.

20 ав­гу­ста 1858 г. игу­мен Пар­фе­ний был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ки­зи­л­таш­ской ки­но­вии Та­ври­че­ской епар­хии. В VIII в. здесь рас­по­ла­га­лась лет­няя ре­зи­ден­ция свя­ти­те­ля-ис­по­вед­ни­ка Сте­фа­на, ар­хи­епи­ско­па Су­рож­ско­го, но со вре­ме­нем это свя­тое ме­сто при­шло в за­пу­сте­ние. С при­су­щи­ми ему энер­ги­ей и та­лан­том, с рев­но­стью о сла­ве Бо­жи­ей отец Пар­фе­ний стал уст­ра­и­вать и пре­об­ра­жать древ­нюю оби­тель. Все совре­мен­ни­ки от­ме­ча­ли его уди­ви­тель­ные и раз­но­об­раз­ные спо­соб­но­сти, ор­га­ни­за­тор­ский и хо­зяй­ствен­но-адми­ни­стра­тив­ный та­лант, неис­ся­ка­е­мую твор­че­скую энер­гию, бла­го­да­ря ко­то­рой ему уда­лось сде­лать то, что за всю ис­то­рию мо­на­сты­ря ни­ко­му бо­лее не уда­ва­лось. Из аб­со­лют­ной раз­ру­хи и ни­ще­ты, без по­сто­рон­ней по­мо­щи (и да­же со­чув­ствия), при фак­ти­че­ской негра­мот­но­сти на­сель­ни­ков ки­но­вии он смог до­бить­ся ре­зуль­та­та, за­ста­вив­ше­го це­нить, ува­жать и лю­бить игу­ме­на во всей ок­ру­ге, при­слу­ши­вать­ся к его со­ве­там, ис­кать его об­ще­ства. Му­же­ствен­ный и бод­рый, пре­бы­вая в по­сто­ян­ной мо­лит­ве, он не был по­дав­лен непри­гляд­ной об­ста­нов­кой пол­ной неуст­ро­ен­но­сти, а гос­под­ство­вал над нею. Там, где безв­ре­мен­но гибнет или без­вест­но чахнет по­сред­ствен­ный или сла­бо­ха­рак­тер­ный че­ло­век, игу­мен Пар­фе­ний был по­бе­ди­те­лем и уст­ро­и­те­лем.

Ас­кет и по­движ­ник, он вли­ял на па­со­мых соб­ствен­ным при­ме­ром. С ре­ши­тель­ной на­стой­чи­во­стью, не толь­ко в мо­на­сты­ре, но и в ок­ру­ге игу­мен Пар­фе­ний под­ни­мал до се­бя всех, не со­гла­ша­ясь ни с ка­кой без­нрав­ствен­но­стью и ни­зо­стью. Его, бес­ко­рыст­но­го, по-от­цов­ски за­бот­ли­во­го, лю­би­ли все. Ду­хов­ный ав­то­ри­тет игу­ме­на неуклон­но рос и укреп­лял­ся, ста­но­вясь ду­хов­но-нрав­ствен­ным ори­ен­ти­ром для ок­ру­жа­ю­щих. Ма­лей­шее со­бы­тие в жиз­ни па­со­мых на­хо­ди­ло от­клик в его пас­тыр­ском серд­це, освя­ща­лось его мо­лит­вой и со­гре­ва­лось лю­бо­вью.

По вы­ра­же­нию апо­сто­ла, он был «всем все». С мо­лит­вой на устах игу­мен ра­бо­тал от за­ри до за­ри, горсть мо­на­хов под­ра­жа­ла ему. Бу­дучи бес­среб­ре­ни­ком, он за­пре­щал бра­тии про­сить по­да­я­ние, и ра­бо­чих на­ни­мать бы­ло не на что. В Ки­зи­л­таш­ской ки­но­вии до игу­ме­на Пар­фе­ния бы­ла толь­ко пе­ще­ра с це­леб­ным ис­точ­ни­ком да две-три пле­те­ные ма­зан­ки. Его тру­да­ми бы­ли про­ло­же­ны до­ро­ги, раз­би­ты са­ды и ви­но­град­ни­ки. Из пе­щер­ки в ска­ле вы­рос це­лый скит с дву­мя го­сти­ни­ца­ми и ка­мен­ной цер­ко­вью. Бо­го­моль­цы хлы­ну­ли в Ки­зи­л­таш­скую ки­но­вию.

Но бы­ли и скор­би. С 1863 г. на­ча­лись пер­вые, став­шие ро­ко­вы­ми, столк­но­ве­ния с мест­ны­ми та­та­ра­ми, ко­то­рые без за­зре­ния со­ве­сти вы­ру­ба­ли лес и вы­па­са­ли скот на мо­на­стыр­ской зем­ле. Объ­яс­нить­ся с ни­ми от­цу Пар­фе­нию не уда­лось ни на бы­то­вом, ни на адми­ни­стра­тив­ном уровне. Об­ла­дая пря­мым и цель­ным ха­рак­те­ром, игу­мен го­во­рил и дей­ство­вал ис­хо­дя толь­ко из хри­сти­ан­ской со­ве­сти, не при­кры­той де­ко­ром так на­зы­ва­е­мо­го и все­ми по­чи­та­е­мо­го зд­ра­во­го смыс­ла. Не имея сил разо­рвать кру­го­вую по­ру­ку и бю­ро­кра­ти­че­ский фор­ма­лизм на ме­сте, он об­ра­щал­ся к на­чаль­ни­ку Та­ври­че­ской гу­бер­нии, но без­успеш­но. Не ви­дя для се­бя пре­пят­ствий, удо­сто­ве­рив­шись в без­на­ка­зан­но­сти, та­та­ры про­дол­жа­ли свои на­бе­ги и гра­бе­жи. Од­на­жды они же­сто­ко из­би­ли свя­щен­ни­ка, за­став­ше­го их на оче­ред­ном во­ров­стве.

Игу­мен Пар­фе­ний не те­рял на­деж­ды уре­зо­нить и усо­ве­стить раз­гу­ляв­ших­ся та­тар. Но од­но пре­ступ­ле­ние неред­ко по­рож­да­ет и сле­ду­ю­щее. Не же­лая бо­лее тер­петь сви­де­те­ля и об­ли­чи­те­ля сво­их пре­ступ­ле­ний, чет­ве­ро та­тар, один из них был соф­та (уче­ный, го­то­вя­щий­ся стать мул­лой), ре­ши­лись убить игу­ме­на. Уст­ро­ив за­са­ду воз­ле до­ро­ги, они под­жи­да­ли его несколь­ко дней. Зло­де­я­ние со­вер­ши­лось, ко­гда свя­щен­ник 4 сен­тяб­ря, в ка­нун от­да­ния Успе­ния, воз­вра­щал­ся вер­хом из Су­да­ка в мо­на­стырь, то­ро­пясь к служ­бе. Тре­мя вы­стре­ла­ми зло­деи уби­ли от­ца Пар­фе­ния и, чтобы скрыть сле­ды пре­ступ­ле­ния, со­жгли его, а ло­шадь, за­ре­зав, за­ко­па­ли в ле­су. Раз­би­вая ко­сти дрю­чья­ми, та­та­ры жгли те­ло игу­ме­на Пар­фе­ния с пя­ти ве­че­ра до двух ча­сов но­чи. Пре­ступ­ле­ние так и оста­лось бы нерас­кры­тым, ес­ли бы не сви­де­те­ли, слу­чай­но ока­зав­ши­е­ся на ме­сте пре­ступ­ле­ния. Их то­же хо­те­ли убить, но они бы­ли му­суль­ма­на­ми, и зло­деи не ре­ши­лись под­нять ру­ку на еди­но­вер­цев. Об­ли­ча­е­мые со­ве­стью и не же­лая по­пасть в чис­ло по­до­зре­ва­е­мых, оче­вид­цы рас­ска­за­ли о же­сто­ком пре­ступ­ле­нии, на ме­сте ко­то­ро­го и бы­ло най­де­но пе­пе­ли­ще с остан­ка­ми игу­ме­на Пар­фе­ния. Мо­щи бы­ли бе­реж­но со­бра­ны и тор­же­ствен­но по­гре­бе­ны по бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Та­ври­че­ско­го Алек­сия со­бо­ром ду­хо­вен­ства неда­ле­ко от мо­на­сты­ря 2 де­каб­ря 1866 г.

Ар­хи­ерей­ский со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 г. при­чис­лил игу­ме­на Пар­фе­ния к ли­ку свя­тых и тем са­мым при­звал его к но­во­му слу­же­нию уже в ка­че­стве небес­но­го че­ло­ве­ка. Па­мять пре­по­доб­но­му­че­ни­ка празд­ну­ет­ся 4/17 сен­тяб­ря.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­че Пар­фе­ние, мо­ли Бо­га о нас!

  Свя­тая му­че­ни­ца Ер­ми­о­ния   бы­ла до­че­рью свя­то­го апо­сто­ла Филип­па. Же­лая уви­деть свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва, Ер­ми­о­ния со сво­ей сест­рой Ев­ти­хи­ей от­пра­ви­лась на по­ис­ки свя­то­го в Асию (Ма­лая Азия), но во вре­мя пу­те­ше­ствия они узна­ли о смер­ти свя­то­го. Про­дол­жая путь, сест­ры встре­ти­ли уче­ни­ка апо­сто­ла Пав­ла Пет­ро­ния и, под­ра­жая ему во всем, ста­ли его уче­ни­ца­ми. Свя­тая Ер­ми­о­ния, вла­дея вра­чеб­ным ис­кус­ством, ока­зы­ва­ла по­мощь мно­гим хри­сти­а­нам и си­лою Хри­сто­вой вра­че­ва­ла бо­лез­ни.

В это вре­мя им­пе­ра­тор Тра­ян (98–117) шел вой­ной на пер­сов и про­хо­дил со сво­им вой­ском через се­ле­ние, где жи­ла свя­тая. Ко­гда ему до­нес­ли, что Ер­ми­о­ния хри­сти­ан­ка, он ве­лел при­ве­сти ее к се­бе. Вна­ча­ле им­пе­ра­тор хо­тел лас­ко­вы­ми уве­ще­ва­ни­я­ми убе­дить свя­тую от­речь­ся от Хри­ста. Ко­гда это не уда­лось, он при­ка­зал бить ее дол­гое вре­мя по ли­цу, но она с ра­до­стью пре­тер­пе­ва­ла эти стра­да­ния. При­том она бы­ла уте­ше­на ви­де­ни­ем Гос­по­да, се­дя­ще­го на пре­сто­ле су­дей­ском, по­хо­же­го ли­цом на Пет­ро­ния. Убе­див­шись, что она непре­клон­на в сво­ей ве­ре, Тра­ян от­пу­стил ее. Ер­ми­о­ния устро­и­ла го­сти­ни­цу, в ко­то­рой при­ни­ма­ла боль­ных, вра­чуя их ду­шев­ные и те­лес­ные неду­ги.

Пре­ем­ник им­пе­ра­то­ра Тра­я­на Адри­ан за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ской ве­ры ве­лел вновь при­ве­сти свя­тую на суд. Сна­ча­ла им­пе­ра­тор при­ка­зал бить ее без по­ща­ды, за­тем ей прон­зи­ли ступ­ни ног гвоз­дя­ми и, на­ко­нец, бро­си­ли в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой, оло­вом и се­рой. Но свя­тая за всё воз­но­си­ла бла­го­да­ре­ние Бо­гу. И Гос­подь ока­зал ей свою ми­лость: огонь угас, оло­во раз­ли­лось, а свя­тая оста­лась невре­ди­мой. Удив­лен­ный Адри­ан по­до­шел к ме­сту му­че­ний и до­тро­нул­ся до кот­ла, чтобы удо­сто­ве­рить­ся, не остыл ли он. Как толь­ко он при­кос­нул­ся к кот­лу, ко­жа на ру­ке опа­ли­лась. Од­на­ко и это не убе­ди­ло му­чи­те­ля. Он при­ка­зал рас­ка­лить ско­во­ро­ду и по­ло­жить на нее свя­тую му­че­ни­цу. Здесь сно­ва бы­ло по­ка­за­но яв­ное чу­до. Ан­гел Гос­по­день раз­бро­сал уг­ли и опа­лил мно­гих, сто­яв­ших око­ло ог­ня. Свя­тая сто­я­ла на ско­во­ро­де, как на зе­ле­ной тра­ве, и вос­пе­ва­ла сла­во­сло­вие Гос­по­ду. Сой­дя со ско­во­ро­ды, свя­тая му­че­ни­ца сде­ла­ла вид, что же­ла­ет при­не­сти жерт­ву бо­гу Гер­ку­ле­су. Ра­дост­ный царь при­ка­зал от­ве­сти ее в идоль­ское ка­пи­ще. Ко­гда же свя­тая по­мо­ли­лась там Бо­гу, по­слы­шал­ся силь­ный гром, и все идо­лы в ка­пи­ще упа­ли и раз­би­лись. В яро­сти царь при­ка­зал вы­ве­сти Ер­ми­о­нию за го­род и от­сечь ей го­ло­ву. Двум слу­гам – Фе­о­ду­лу и Ти­мо­фею – бы­ло по­ру­че­но осу­ще­ствить казнь. Идя по до­ро­ге, они хо­те­ли со­вер­шить без­за­ко­ние над свя­той, но лишь толь­ко они об этом по­ду­ма­ли, ру­ки у них вы­сох­ли. То­гда они уве­ро­ва­ли во Иису­са Хри­ста и с рас­ка­я­ни­ем при­па­ли к но­гам свя­той Ер­ми­о­нии. Они про­си­ли ее по­мо­лить­ся Гос­по­ду, чтобы Он при­звал их к Се­бе преж­де нее, что по этой мо­лит­ве и со­вер­ши­лось. По­сле это­го, по­мо­лив­шись, и она ото­шла ко Гос­по­ду († ок. 117 го­да).

Мученики Вавила и с ним 84 его воспитанника   пострадали в городе Никомидии за исповедание христианства во время правления императора Максимиана (284–305). Император, находясь в Никомидии, воздвиг гонение на христиан. Как и о многих других верующих, Максимиану было донесено и о старце Вавиле, который учил детей христианскому благочестию. Когда старец Вавила предстал перед императором, то за исповедание веры в истинного Бога был предан многим мучениям. Во время своих страданий святой мученик непрестанно взывал к Богу: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты сделал меня, старого и немощного, молодым и крепким». После избиения камнями на его окровавленное тело надели оковы и отправили в темницу. Затем привели к царю и учеников святого. Ни ласковые уговоры, ни обещание даров не сломили христианское убеждение детей. Двое из них, Аммоний и Донат, твердо заявили: «Мы – христиане, и не приносим жертв немым и глухим бесам». Император, придя в ярость от неожиданного и твердого ответа со стороны детей, приказал вначале их бить, а затем предать смерти через усекновение мечом вместе с их учителем. Во время шествия на казнь святой мученик Вавила воспевал благодарение Богу: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог!» С духовной радостью приняли мученическую кончину сначала святой Вавила, а затем и все его 84 ученика. Святые мученики Феодор, Миан, Иулиан и Киот жили при Максимиане (305–311) и были родом из селения Кяндававы (близ Никомидии). За исповедание веры Христовой их схватили и предали мучениям. Вначале их тела строгали острыми железными когтями, а затем заперли в жарко натопленной бане. И чтобы они не убежали, двери заперли и запечатали царским перстнем. Но Ангел Божий освободил их. Воины снова схватили мучеников и повели за город на казнь. Святым по их просьбе было дано время для молитвы, а затем они с радостью предали свои души Господу. Тела их были рассечены на части и брошены в огонь.

 

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы.   Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой Рязанской губернии. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак.

Свя­тые му­че­ни­ки Фе­о­дор, Ми­ан, Иули­ан и Ки­он   жи­ли при Мак­си­ми­ане (305–311) и бы­ли ро­дом из се­ле­ния Кян­да­ва­вы (близ Ни­ко­ми­дии). За ис­по­ве­да­ние ве­ры Хри­сто­вой их схва­ти­ли и пре­да­ли му­че­ни­ям. Вна­ча­ле их те­ла стро­га­ли ост­ры­ми же­лез­ны­ми ког­тя­ми, а за­тем за­пер­ли в жар­ко на­топ­лен­ной бане. И чтобы они не убе­жа­ли, две­ри за­пер­ли и за­пе­ча­та­ли цар­ским перст­нем. Но Ан­гел Бо­жий осво­бо­дил их. Во­и­ны сно­ва схва­ти­ли му­че­ни­ков и по­ве­ли за го­род на казнь. Свя­тым по их прось­бе бы­ло да­но вре­мя для мо­лит­вы, а за­тем они с ра­до­стью пре­да­ли свои ду­ши Гос­по­ду. Те­ла их бы­ли рас­се­че­ны на ча­сти и бро­ше­ны в огонь.

 

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина́»

Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Божию Матерь, была неопалимая купина – тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Став Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева..

Можно дать еще иное толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая»...

Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, отсюда и возникла икона «Неопалимая Купина»..

По народному верованию, эта икона избавляет дома почитающих ее от огня. По рассказу одного очевидца, попавшего на большой пожар, охватившего много зданий, он видел деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимая Купина». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар усиливался, а женщина стояла неподвижно. На следующий день очевидец вернулся на пепелище, – там возвышался только один домик, сохраненный чудотворной силой иконы..

«Неопалимая Купина» изображалась иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается Богоматерь с Младенцем на руках, но гораздо чаще на иконе можно видеть восьмиугольную звезду, окружающую Божию Матерь. Звезда составлена из двух четырехугольников, один из которых окрашен в красный цвет – образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, – в зеленый. В углах иконы – четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие предписывает им церковное предание, – Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы изображается еще иногда лествица, касающаяся плеча Богоматери – знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл – символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева»..

Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. Она была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст..

В московской церкви Неопалимой Купины, в Хамовниках, стояла икона прекрасного древнего письма, находившаяся некогда в «Святых сенях» Грановитой Палаты. Празднование этой иконе совершалось два раза: 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего купину, и в шестую неделю по Пасхе – неделю о слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм..

Интересно событие, связанное с похищением в 1812 году ризы этой иконы солдатом Наполеоновской армии. Перед тем, как оставить Москву, пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она была похищена. Солдат признался, что с тех пор, как он взял ризу, он не мог найти покоя и его мучила невыносимая тоска..

В этом же храме находилась пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая икона «Неопалимой Купины» – небольших размеров. На ней перед Богоматерью был изображен молящийся человек. В храме хранилась и особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе был обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна»..

К сожалению, храм этот исчез, но в Москве сейчас построен новый храм в честь иконы «Неопалимая Купина» – как бы в память о прежнем...

 

 

Последние новости

Бюджет Нижнего Новгорода на 2024 год: дефицит и приоритеты

В следующем году город столкнется с дефицитом в 3,3 млрд рублей.

Транспорт в России: Дефицит и Праздник

Аналитики hh.ru выделили транспортную сферу среди самых дефицитных в стране.

Снижение автокредитов: новые тенденции в финансировании

Средний размер автокредита достиг рекордно низкого уровня.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Ессентуках

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *