16 сентября. Священномученика Анфима, еп. Никомидийского. Преподобного Феоктиста, спостника Евфимия Великого Блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца.

3 сентября по старому стилю / 16 сентября по новому стилю понедельник Седмица 14-я по Пятидесятнице.

3 сентября по старому стилю / 16 сентября по новому стилю
понедельник
Седмица 14-я по Пятидесятнице. Глас 4.
Поста нет.

Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580).
Св. Фивы диакониссы (I). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Сщмч. Аристиона, еп. Александрийского. Свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1354).
Сщмчч. Пимена, еп. Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского пресвитеров, прмч. Мелетия Голоколосова (1918); сщмчч. Василия Красивского, Парфения Красивского пресвитеров (1919); сщмчч. Андрея Дальникова, Феофана Соколова пресвитеров (1920); сщмчч. Владимира Садовского, Михаила Сушкова пресвитеров (1921); сщмч. Николая Сущевского пресвитера (1923); сщмч. Евфимия Круговых пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924); сщмч. Романа Марченко пресвитера (1929); сщмчч. Алексия Зиновьева, Илии Бажанова пресвитеров (1937).
Писидийской иконы Божией Матери (VI).

2 Кор., 195 зач.,XII, 10–19. Мк., 16 зач.,IV, 10–23. Сщмч.: Евр., 334 зач.,XIII, 7–16. Ин., 36 зач.,X, 9–16.

Тропарь священномученика Анфима, глас 4:
И нра́вом прича́стник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Анфиме,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Анфима, глас 4:
Во свяще́нницех благоче́стно пожи́в/ и муче́ния путь сконча́в,/ и́дольская угаси́л еси́ служе́ния,/ побо́рник быв твоему́ ста́ду, богому́дре./ Те́мже тя и почита́ет ны́не, та́йно вопию́ще:/ от бед изба́ви нас// твои́ми моли́твами, приснопа́мятне Анфи́ме.

Тропарь преподобного Феоктиста, глас 8:
Слез твои́х тече́ньми пустыни безплодное возделал еси/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Феоктисте, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феоктиста, глас 4:
В по́стницех присовокупи́вся вели́кому Евфи́мию,/ в по́двизех я́ко А́нгел на земли́ яви́ся,/ очища́я, преподо́бне, сердца́ ве́рных/ Боже́ственными зна́меньми повсегда́,// сего́ ра́ди любо́вию, Феокти́сте, тя почита́ем.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(2Кор.12:10–19; Мк.4:10–23)
Вдунул Бог дыхание жизни, и стал человек по образу Божию. То же и в возрождении: дуновением Духа Божия, который неведомо откуда и как приходит, полагаются начала новой жизни и восстановляется образ. Это – точка отправления; отсюда начинается труд возведения образа в совершенное подобие. Возрожденный по образу Создавшего Господним Духом преобразуется от славы в славу, но не без нас; наш труд и старание, а созидает в возрождении: дуновением Духа Божия, Который неведомо откуда. Вот идеал и способ осуществления в себе образа и подобия Божия! А сколько пишут и толкуют о воспитании!

Между тем, в слове Божием все оно определено несколькими словами. Возьмись только осуществить предписанное, и воспитание само собою пойдет успешно к цели. Это Божий путь; но он не исключает путей человеческих, напротив, дает им направление и венчает успех. Когда же остается одно человеческое, тогда воспитание обыкновенно бывает недостаточно, с ущербом, а нередко и совсем извращает воспитываемых; затем дальше и жизнь вся идет криво. Где умножаются криво воспитанные, там и все общество более и более начинает кривиться, и в жизни, и в воззрениях своих. Конец – всеобщее искривление: кто гнет в одну сторону, кто в другую.

Священномученик Анфим, епископ Никомидийский

Священномученик Анфим, епископ Никомидийский,   и с ним другие мученики пострадали во время гонения на христиан при императорах Диоклитиане (284–305) и Максимиане (284–305). Преследования христиан особенно обострились после того, как в Никомидийском императорском дворце случился пожар. Язычники обвинили христиан в умышленном поджоге и проявили по отношению к ним неслыханную жестокость. Так, в одной только Никомидии в день Рождества Христова было сожжено в храме до двадцати тысяч молящихся. Однако эти бесчеловечные действия не устрашили христиан: они твердо исповедовали свою веру и принимали мученическую смерть за Христа. Так, страдальчески скончались в то время святые Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис и Горгоний. Одни из них были усечены мечом, другие – сожжены, засыпаны землей или утоплены в море. Зинон, воин, за смелые обличения императора Максимиана был побит камнями, а затем обезглавлен. Тогда же погибла от рук язычников бывшая жрица, святая дева Домна, и святой Евфимий, которые заботились о том, чтобы тела святых мучеников были погребены.

Епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Оттуда он обращался к христианам с посланиями, в которых убеждал их твердо держаться святой веры и не страшиться мучений. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану.

Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима.

Через некоторое время Максимиану все же удалось узнать, где находится святой Анфим, и он послал за ним отряд воинов. На пути повстречался сам епископ. Воины не узнали святого, но он позвал их к себе, угостил обедом, а затем открыл, что он и есть тот, кого они ищут. Воины не знали, что делать, хотели оставить святого и сказать императору, что не нашли его. Епископ Анфим не терпел лжи и не согласился на это. Воины уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Но при этом святитель все же заставил их исполнить приказание правителя. Когда епископ Анфим явился к царю, тот приказал принести орудия казни и положить перед ним. «Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? – спросил святитель. – Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего». Тогда царь распорядился жестоко мучить святого и усечь мечом. Епископ Анфим до последнего вздоха радостно славил Бога, за Которого сподобился пострадать († 302).

Блж. Иоанн Ростовский, с деисусом и клеймами чудес.

Блаженный Иоанн Ростовский Милостивый (Власатый)   подвизался в Ростове в подвиге юродства, терпя нужды и скорби.

Он не имел постоянного пристанища и лишь изредка отдыхал в доме своего духовника, священника Всехсвятской церкви, или у одной престарелой вдовицы. Живя в смирении, терпении и непрестанной молитве, он духовно окормлял многих людей, в том числе и преподобного Иринарха, затворника Ростовского (память 13 января). После долгих подвигов он скончался 3 сентября 1580 года и погребен, по завещанию, подле церкви святого Власия, за алтарем.

Он имел «власы на главе велики», почему и назывался «Власатым». Наименование «Милостивый» блаженный Иоанн получил за многие исцеления, совершившиеся при его гробнице, а также в память святого Патриарха Александрийского Иоанна Милостивого (VII в., память 12 ноября), имя которого он носил.

  Преподобный Феоктист Палестинский, игумен.   Игу­мен, со­пост­ник пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го. Вме­сте с ним под­ви­зал­ся в Фа­ран­ской оби­те­ли, за­тем для боль­ших по­дви­гов свя­тые уда­ли­лись в Ку­тил­лий­скую пу­сты­ню, где в пе­ще­ре про­во­ди­ли вре­мя в по­сте и мо­лит­ве. Но вско­ре их свя­тая жизнь ста­ла из­вест­на, и к ним ста­ли сте­кать­ся лю­би­те­ли мо­на­ше­ско­го жи­тия.

Так об­ра­зо­ва­лась ки­но­вия, где пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем по­ста­вил пре­по­доб­но­го Фео­к­ти­ста. По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов пре­по­доб­ный Фео­к­тист скон­чал­ся 3 сен­тяб­ря 467 г.

  Святая Фива Кенхрейская (Коринфская), диакониса . О сей свя­той упо­ми­на­ет апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам. «Пред­став­ляю вам Фиву, – пи­шет он, – сест­ру на­шу, диа­ко­нис­су церк­ви Кен­х­рей­ской: при­ми­те ее для Гос­по­да, как при­лич­но свя­тым, и по­мо­ги­те ей, в чем она бу­дет иметь нуж­ду у вас, ибо и она бы­ла по­мош­ни­цею мно­гим и мне са­мо­му»[1]  (Рим.16:1-2).

  Мученица Василисса Никомидийская   пострадала за веру Христову при императоре Диоклитиане. Правитель Никомидии Александр приказал схватить девятилетнюю Василиссу и принуждал ее отречься от Христа. Однако юная отроковица проявила непоколебимую твердость в верности своему Господу и за это была подвергнута длительным изощренным мучениям. Но благодатью Божией святая мученица осталась живой и невредимой. Это явное для всех присутствующих проявление силы Божией так потрясло правителя Александра, что он тоже уверовал во Христа и исповедал себя христианином. Будучи крещен епископом Антонином и прожив недолго в истинном покаянии, мирно отошел ко Господу, а вслед за ним и святая Василисса. Кончина ее была христиански мирной и сопровождалась чудесными знамениями милости Божией († 309).

Священномученик Аристион Александрийский, епископ

Священномученик Аристион Александрийский,   ро­дил­ся в го­ро­де Апа­мее и при­нял Кре­ще­ние от свя­то­го Ан­то­ния в воз­расте 10 лет. За свою доб­ро­де­тель­ную жизнь был из­бран вто­рым епи­ско­пом Алек­сан­дрии Ма­лой (ныне Ис­кан­де­рун, Тур­ция) в Ки­ли­кии. Про­по­ве­до­вал о Хри­сте и Его спа­си­тель­ных стра­да­ни­ях, смер­ти и Вос­кре­се­нии; по­учал на­род, го­во­ря, что все на зем­ле тлен­но и ско­ро­пре­хо­дя­ще, а веч­ны и нетлен­ны толь­ко небес­ные бла­га. За это был при­ве­ден к пра­ви­те­лю го­ро­да и, ис­по­ве­до­вав Хри­ста ис­тин­ным Бо­гом, осуж­ден на со­жже­ние.

Крат­кое гре­че­ское жи­тие свя­то­го Ари­сти­о­на со­дер­жит­ся в Си­нак­са­ре Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви X ве­ка и Ми­но­ло­гии Ва­си­лия II. Па­мять его 3 сен­тяб­ря ука­зы­ва­ет­ся как в ря­де за­пад­ных мар­ти­ро­ло­гов, так и в боль­шин­стве во­сточ­но-рим­ских ка­лен­да­рей: Ти­пи­коне Ве­ли­кой церк­ви IX–X ве­ков, Пет­ро­вом Си­нак­са­ре XI ве­ка, стиш­ном си­нак­са­ре ГИМ. Син. греч. 354, 1295 го­да. В 1-й по­ло­вине XII ве­ке на Ру­си был осу­ществ­лен пе­ре­вод крат­ко­го жи­тия Ари­сти­о­на, вклю­чен­ный в нестиш­ной Про­лог. В 1-й по­ло­вине XIV ве­ка жи­тие бы­ло вновь пе­ре­ве­де­но (по-ви­ди­мо­му, сер­ба­ми на Афоне) в со­ста­ве Стиш­но­го Про­ло­га. В Ве­ли­ких Ми­не­ях Че­тьих бы­ли по­ме­ще­ны крат­кое жи­тие и стих свя­то­му. По­сле­до­ва­ние ему неиз­вест­но; в пе­чат­ных Ми­не­ях, ис­поль­зу­е­мых ныне в гре­че­ских Церк­вах, по 6-й пес­ни ка­но­на утре­ни, по­ме­щен стиш­ной си­нак­сарь свя­то­му. Ми­ни­а­тю­ра с изо­бра­же­ни­ем му­че­ни­че­ства свя­то­го Ари­сти­о­на пред­став­ле­на в Ми­но­ло­гии Ва­си­лия I

Святитель Иоанникий, Патриарх Сербский,

Святитель Иоанникий, Патриарх Сербский,   был родом из города Призрен. Известно, что вначале он был секретарем при короле Карле Сербском, затем, с 1339 года, – управлял Церковью в сане архиепископа. В 1346 году Собор всех сербских архипастырей, на котором присутствовал и Патриарх Болгарский, по желанию короля Душана, избрал архиепископа Иоанникия Патриархом Сербской Православной Церкви. Преставился святитель Иоанникий 3 сентября 1349 года и погребен в Печской обители.

Писидийская икона Божией Матери   прославилась чудесами в городе Созополе. Сведений о ее происхождении не имеется. В посланиях об иконопочитании Германа, Патриарха Константинопольского, прочитанных на VII Вселенском Соборе, «икона Пренепорочной Девы Богоматери, находящаяся в Созополе Писидийском и источающая миро из руки изображенной», называется «древней». Чудотворения, происходившие от иконы, относятся к VI веку. Одно из чудес передал пресвитер Евстафий, современник Патриарха Евтихия (память 6 апреля). В Амасии, рядом с Созополем, была одна супружеская чета, у которой дети рождались мертвыми. Они, скорбя о несчастье, обратились к Патриарху Евтихию за советом. Святой Евтихий помолился и со словами «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа» помазал их святым елеем от Креста Господня и от святой иконы Богородицы. «Назовите дитя Петром, и оно будет жить», – сказал он. Вскоре у супругов родился сын, которого они назвали Петром, затем родился и второй сын, которого назвали Иоанном. Жители города, узнав об этом чуде, прославили Бога. Около 600 года от Писидийской иконы Богоматери источалось миро, свидетелем чего был Елевсий (ученик преподобного Феодора Сикеота, память 22 апреля). Список с этой древней чудотворной иконы в России был сделан в 1608 году в Московском Новоспасском монастыре. Богоматерь изображена с Богомладенцем на левой руке, правой рукой Она благословляет.

 

Последние новости

Бюджет Нижнего Новгорода на 2024 год: дефицит и приоритеты

В следующем году город столкнется с дефицитом в 3,3 млрд рублей.

Транспорт в России: Дефицит и Праздник

Аналитики hh.ru выделили транспортную сферу среди самых дефицитных в стране.

Снижение автокредитов: новые тенденции в финансировании

Средний размер автокредита достиг рекордно низкого уровня.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Губкине, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *