13 октября. Священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении. Преподобного Григория Пельшемского.

30 сентября по старому стилю / 13 октября по новому стилю воскресенье Неделя 17-я по Пятидесятнице.

30 сентября по старому стилю / 13 октября по новому стилю
воскресенье
Неделя 17-я по Пятидесятнице. Глас 8-й.
Поста нет.

Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Прп. Григория Пе́льшемского, Вологодского, чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992).
Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (начало IV).
Сщмч. Прокопия Попова пресвитера (1918); сщмчч. Петра Соловьева, Вячеслава Занкова, Петра Пушкинского, Симеона Лилеева, Василия Гурьева, Александра Орлова пресвитеров, Серафима Василенко диакона, прмц. Александры Червяковой, мчч. Алексия Серебренникова и Матфея Соловьева, мц. Аполлинарии Тупицыной (1937).

Утр. – Ев. 6-е, Лк., 114 зач.,XXIV, 36–53. Лит. – 2 Кор., 182 зач. (от полý),VI, 16 – VII, 1. Лк., 26 зач.,VI, 31–36. Свт.: Евр., 318 зач.,VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач.,X, 9–161.

Тропарь и кондак воскресные 8-го гласа
Тропарь:
С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да нас свободи́ши страсте́й,// Животе́ и Воскресе́ние на́ше, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Кондак:
Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́, и Е́ва лику́ет во Твое́м Воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.

Тропарь святителя Михаила, глас 4:
Днесь проро́чествие во апо́столех Первозва́ннаго испо́лнися,/ се бо на сих гора́х возсия́ благода́ть и ве́ра умно́жися./ И и́же неве́рием обветша́вшии/ боже́ственною купе́лию отроди́шася/ и бы́ша лю́дие обновле́ния, ца́pское свяще́ние,/ язы́к свят, Христо́во ста́до,/ ему́же ты пе́рвый па́стырь яви́лся еси́,/ я́ко пе́рвeе Креще́нием послужи́вый./ И ны́не, предстоя́ Влады́це Христу́ Бо́гу,/ моли́ всем сыново́м ру́сским спасти́ся,// и́маши бо дерзнове́ние, я́ко иера́рх Бо́жий и священнослужи́тель.

Кондак святителя Михаила, глас 2:
Моисе́й вторы́й Росси́и яви́лся еси́, о́тче,/ пренесы́й мы́сленный виногра́д/ от еги́петскаго идолослуже́ния в зе́млю, проро́чествием предуви́дену:/ бу́дет, рече́, утвержде́ние ве́ры на земли́,/ и на версе́х гор Ки́евских превознесе́тся па́че лива́на/ Плод, пита́яй ми́ра всего́,/ от Него́же вкуси́вше,// ублажа́ем тя, Михаи́ле, Бо́жий иера́рше.

Тропарь священномученика Григория, глас 4:
И нра́вом прича́стник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Григория, глас 2:
Благосла́внаго и священнонача́льника вси,/ я́ко страда́льца и́стины,/ днесь, ве́рнии, в пе́снех и песнопе́ниих восхва́лим,/ бо́драго па́стыря и учи́теля Григо́рия,/ всеми́рнаго свети́льника и побо́рника,// Христу́ бо мо́лится, е́же спасти́ся нам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Лк. 6, 31-36).
Коренная, исходная заповедь - люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, "как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по старому будет стоять наше "я", то не жди добра.

Священномученик Григорий, просветитель Армении

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, родился в 257 году. Он происходил из рода парфянских царей Арсакидов. Отец святителя Григория, Анак, домогаясь армянского престола, убил своего родственника, царя Курсара, за что весь род Анака подвергся уничтожению. Григория спас некий родственник: он вывез младенца из Армении в Кесарию Каппадокийскую и воспитал в христианской вере. Возмужав, Григорий женился, имел двух сыновей, но вскоре овдовел. Сыновей Григорий воспитал в благочестии. Один из них – Орфан, впоследствии стал священником, а второй – Аростан принял иночество и ушел в пустыню. Чтобы искупить грех своего отца, убившего отца Тиридата, Григорий вступил в свиту последнего и был ему верным слугой. Царевич Тиридат любил Григория, как друга, но не терпел его христианского вероисповедания. По восшествии на армянский престол он стал принуждать святого Григория к отречению от Христа. Непреклонность святого ожесточила Тиридата, и он предал своего верного служителя жестоким мукам: страдальца подвесили вниз головой с камнем на шее, несколько дней обкуривали смрадным дымом, били, издевались, принуждали ходить в железных сапогах с гвоздями. Во время этих страданий святой Григорий пел псалмы. В темнице Господь исцелил все его раны. Когда Григорий вновь предстал перед царем невредимым и радостным, тот изумился и приказал повторить пытки. Святой Григорий претерпел их, не колеблясь, с прежней решимостью и достоинством. Тогда его облили горячим оловом и бросили в ров, наполненный ядовитыми гадами. Господь же хранил Своего избранника: ядовитые твари не повредили ему. Некая благочестивая женщина питала его хлебом, тайно опуская его в ров. Святой Ангел, нисходя к мученику, ободрял его силы и укреплял дух. Так прошло 14 лет. За это время царь Тиридат совершил еще одно злодеяние: он замучил святую деву Рипсимию, старицу игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей.

Прп. Григорий Пельшемский

Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский,   родился в городе Галиче, Костромской губернии. Он происходил из рода дворян Лопотовых. Когда юноше исполнилось 15 лет, родители хотели его женить, но скончались, не успев исполнить свое желание. Юный Григорий раздал бедным доставшееся ему наследство и поступил в монастырь Пресвятой Богородицы, находившийся на берегу Галичского озера. Игумен обители недоверчиво отнесся к новому иноку из-за его юности и знатности происхождения. Поэтому он отдал Григория в послушание опытному старцу. С великим смирением служил инок Григорий всей братии. Через некоторое время он был удостоен сана священника. Вскоре за преподобным Григорием утвердилась слава пастыря, многие стали приходить за духовными советами и наставлениями. Галичский князь просил преподобного быть крестным отцом его детей. Тяготясь известностью и близостью родных, преподобный отправился в Ростов на поклонение мощам святителя Леонтия (память 23 мая) и поселился в обители преподобного Аврамия (память 29 октября). Но и здесь быстро распространилась молва о святом подвижнике. Иноки Спасского (Яковлевского) монастыря обратились к архиепископу Ростовскому Дионисию (1418–1425 гг.) с просьбой назначить преподобного Григория настоятелем в их обитель. По своему смирению преподобный принял начальство над монастырем, но спустя два года тайно оставил обитель и удалился в Вологодские леса. В Сосновецкой пустыни он познакомился с преподобным Дионисием Глушицким (память 1 июня). Когда Господь внушил святому подвижнику основать свой монастырь, преподобный Дионисий одобрил намерение своего друга. С крестом на плечах преподобный Григорий перешел на реку Пельшему и водрузил крест в лесной чаще на берегу реки. Первым иноком в новой обители стал священник Алексий, в монашестве Александр. В 1426 году в обители был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Иконы для него писал преподобный Дионисий Глушицкий, а сам преподобный Григорий переписывал для обители священные книги. Постепенно число братии возрастало, монастырь расширялся и становился все более известен. Преподобный Григорий заботился о насаждении благочестия в обители, одновременно принимал он участие и в судьбах своего Отечества. В 1433 году он ходил в Москву, чтобы убедить Галичского князя Юрия Димитриевича, отнявшего у Василия Васильевича Темного Московское княжество, возвратить Москву князю Василию. Князь Юрий послушался преподобного старца. В 1434 г. сын Юрия Димитрий Шемяка, стал опустошать Вологодские земли, принадлежавшие великому князю. Преподобный Григорий, не терпевший раздоров и насилия, отправился к Димитрию Шемяке и обратился к нему со смелой речью. «Князь Димитрий, – сказал преподобный, – ты творишь дела не христианские. Ступай лучше в страну языческую к людям поганым и не знающим Бога. Вдовы и сироты христианские вопиют против тебя пред Богом. Сколько гибнет от тебя людей голодом и стужей, и если вскоре не прекратишь междоусобия, кровопролития и насилия, то сам скоро лишишься славы и княжества». За смелое обличение Шемяка приказал сбросить святого старца с моста. Преподобный несколько часов лежал недвижимый. Но обличения его подействовали, и Шемяка вскоре оставил Вологду. Мужество преподобного Григория еще более усилило его почитание. Перед кончиной, приобщившись Святых Таин, он преподал наставления братии и назначил игуменом обители своего сподвижника Александра. Преставился преподобный Григорий 30 сентября 1442 года и был погребен в основанном им монастыре.

Святитель Михаил Киевский.

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский,   по Иоакимовской летописи, родом сириец, по другим летописным сообщениям – болгарин или серб. В 989 году он прибыл из Корсуни вместе с другими священнослужителями к святому равноапостольному князю Владимиру (память 15 июля), незадолго до этого (в 988 г.) принявшему Крещение. На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Святое Евангелие, крестя и поучая новообращенных людей, основывая первые храмы и духовные училища. В Ростове он основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Святитель Михаил был мудрым и тихим, хотя и строгим иерархом. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником.

Преставился святитель Михаил в 992 году и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года при святом игумене Феоктисте (впоследствии святитель Черниговский – память 5 августа), мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 г. в Великую Печерскую церковь (Успенский храм). В связи с этим память его установлена на 30 сентября, а также 15 июня – в день преставления. Ранее память его отмечалась также 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Подтверждение этому содержит служба ему: во 2-й стихире на «Хвалитех» о святителе Михаиле говорится так: «Первое Новаго лета начинающе обхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим».

Cвятые мученицы Рипсимия, Гаиания и с ними Христа ради пострадавшие.

Святая Рипсимия   вместе со своей игуменией и сестрами бежала в Армению, не желая вступать в брак с императором Диоклитианом (284–305), прельстившимся ее красотой. Об этом Диоклитиан сообщил армянскому царю Тиридату и предлолжил ему прислать Рипсимию обратно, или же самому взять ее в жены.

Слуги царя разыскали бежавших и стали уговаривать Рипсимию покориться воле царя. Святая отвечала, что она, как и все сестры обители, обручена Небесному Жениху и в брак вступать не может. Тогда с неба раздался голос: «Дерзайте и не бойтесь, ибо Я с вами». Посланцы в страхе удалились. Тиридат предал деву на жесточайшие пытки, во время которых ее лишили языка, рассекли ей чрево, ослепили и умертвили, разрубив тело ее на части. Игумения Гаиания за то, что воодушевляла Рипсимию мужественно терпеть истязания за Христа, вместе с двумя сестрами-инокинями была предана на такие же муки, после чего они были обезглавлены. Остальных 33-х сестер изрубили мечами и бросили тела их на съедение зверям. Гнев Божий поразил царя Тиридата, а также тех его приближенных и воинов, кто участвовал в истязаниях святых дев. Одержимые бесами, они уподобились диким вепрям (как некогда Навуходоносор. Дан. 4, 30), носились по лесам, разрывали на себе одежду и грызли собственное тело. По прошествии некоторого времени сестре Тиридата Кусародухте было возвещено во сне: «Если не будет изведен из рва Григорий, царь Тиридат не исцелится». Тогда приближенные царя подошли ко рву и спросили: «Григорий, жив ли ты?» Григорий отвечал: «Благодатию Бога моего я жив». Затем они вывели святого мученика обросшего, почерневшего и очень иссохшего. Но по-прежнему он был тверд духом.

Святой повелел собрать останки замученных дев; их с честью похоронили, а на месте погребения построили церковь. В эту церковь святой Григорий привел бесноватого царя и велел ему молиться святым мученикам. Тиридат исцелился, раскаявшись в своих преступлениях против Бога, и принял со всем своим домом святое Крещение. Следуя примеру царя, крестился и весь армянский народ. Заботами святого Григория был воздвигнут в 301 году Эчмиадзинский собор в честь Сошествия Святого Духа. В 305 году святитель Григорий направился в Кесарию Каппадокийскую и там был поставлен архиепископом Леонтием во епископа Армении. За свои апостольские труды он получил наименование Просветителя Армении. Святитель Григорий обратил ко Христу также многих людей из соседних стран – Персии и Ассирии. Устроив Армянскую Церковь, святитель Григорий призвал к епископскому служению своего сына, Аростана-пустынножителя, а сам удалился в пустыню. Святитель Аростан в 325 году был участником I Вселенского Собора, осудившего ересь Ария. Святитель Григорий, удалившись в пустыню, преставился в 335 году. Десница и часть его святых мощей покоятся ныне в сокровищнице Эчмиадзинского кафедрального собора в Армении. По традиции Армянской Апостольской Церкви, сохраняющейся поныне, этой десницей Верховный Католикос-Патриарх всех армян благословляет святое миро во время мироварения.

Священномученик Симео́н Лилеев, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Си­ме­он   ро­дил­ся 2 фев­ра­ля 1873 го­да в се­ле Ма­лое Алек­си­но Алек­сан­дров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. Отец его Петр Ли­ле­ев был сна­ча­ла пса­лом­щи­ком, а впо­след­ствии слу­жил в се­ле Ма­лое Алек­си­но диа­ко­ном. В 1887 го­ду Си­ме­он окон­чил Пе­ре­слав­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и по­сту­пил в се­ми­на­рию.
По окон­ча­нии в 1893 го­ду Вифан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он пять лет ра­бо­тал учи­те­лем в Алек­син­ской зем­ской на­чаль­ной шко­ле.
В 1898 го­ду Си­ме­он Ли­ле­ев был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ни­коль­ско­му хра­му в се­ле Де­рю­зи­но неда­ле­ко от го­ро­да Сер­ги­е­ва По­са­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1904 го­ду от­ца Си­мео­на пе­ре­ве­ли в По­кров­ский храм в се­ле За­бо­ло­тье, где он и про­слу­жил до 1936 го­да. За мно­го­лет­нее слу­же­ние отец Си­ме­он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В 1936 го­ду без­бож­ные вла­сти за­кры­ли По­кров­ский храм. Отец Си­ме­он пред­при­ни­мал все воз­мож­ное с его сто­ро­ны, чтобы со­хра­нить храм от за­кры­тия. Од­на­ко это не уда­лось.
Ле­том 1937 го­да на­ча­лась оче­ред­ная вол­на го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. По­все­мест­но на­ча­лись аре­сты ду­хо­вен­ства и ве­ру­ю­щих. Отец Си­ме­он в это вре­мя ни­где не слу­жил. Он по­се­лил­ся в де­ревне Ко­па­ло­во Кон­стан­ти­нов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. Здо­ро­вье его ухуд­ши­лось, он стре­ми­тель­но те­рял зре­ние.
В сен­тяб­ре 1937 го­да вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние об аре­сте от­ца Си­мео­на. 11 сен­тяб­ря Кон­стан­ти­нов­ское рай­он­ное от­де­ле­ние НКВД аре­сто­ва­ло про­то­и­е­рея Си­мео­на, и он был за­клю­чен в За­гор­скую тюрь­му.
Для да­чи сви­де­тель­ских по­ка­за­ний 15 сен­тяб­ря был вы­зван 32‑лет­ний сек­ре­тарь Кон­стан­ти­нов­ско­го рай­он­но­го ис­пол­ни­тель­но­го ко­ми­те­та, ко­то­рый ска­зал: «Мне из­вест­но, что в 1936 го­ду при за­кры­тии по по­ста­нов­ле­нию ВЦИК за­бо­лот­ской церк­ви поп Ли­ле­ев ак­тив­но со­про­тив­лял­ся про­тив за­кры­тия церк­ви, не да­вал ко­мис­сии по за­кры­тию церк­ви клю­чи от по­след­ней и од­новре­мен­но разо­слал на­роч­ных по окрест­ным де­рев­ням с це­лью ор­га­ни­за­ции вос­ста­ния в се­ле За­бо­ло­тье. По­сле за­кры­тия церк­ви в пе­ри­од 1936-1937 го­да ор­га­ни­зо­вал во­круг се­бя ак­тив цер­ков­ни­ков, вел си­сте­ма­ти­че­скую ра­бо­ту, ор­га­ни­зо­вы­вая мас­сы на борь­бу за от­кры­тие церк­ви пу­тем со­зы­ва со­ве­ща­ний ука­зан­ной груп­пы, на­пи­са­ния раз­лич­ных хо­да­тайств пе­ред вы­ше­сто­я­щи­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, а так­же 12 июля 1937 го­да ор­га­ни­зо­вал в се­ле За­бо­ло­тье без со­от­вет­ству­ю­ще­го на это раз­ре­ше­ния вла­стей со­бра­ние ве­ру­ю­щих 13 де­ре­вень, на ка­ко­вое яви­лось бо­лее ста че­ло­век и тре­бо­ва­ли пе­ред пред­се­да­те­лем За­бо­лот­ско­го сель­со­ве­та воз­вра­ще­ния клю­чей и от­кры­тия церк­ви…»
На сле­ду­ю­щий день отец Си­ме­он был до­про­шен.
– Об­ви­ня­е­мый Ли­ле­ев, при­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в рас­про­стра­не­нии гнус­ной кле­ве­ты про­тив во­ждя пар­тии, про­ве­де­нии ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и ор­га­ни­за­ции масс на борь­бу за от­кры­тие церк­ви? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Ви­нов­ным се­бя при­знаю лишь в по­мо­щи ве­ру­ю­щим за­бо­ло­тьев­ской церк­ви в ра­бо­те по ее от­кры­тию пу­тем пи­са­ния мною раз­лич­ных хо­да­тайств в вы­ше­сто­я­щие ор­га­ни­за­ции об от­кры­тии церк­ви… в осталь­ном предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии я ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
На этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но. Из За­гор­ской тюрь­мы от­ца Си­мео­на пе­ре­ве­ли в од­ну из мос­ков­ских тю­рем НКВД.
10 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Си­мео­на к рас­стре­лу.
Про­то­и­е­рей Си­ме­он Ли­ле­ев был рас­стре­лян 13 ок­тяб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

 

Последние новости

Заседание городской Думы Нижнего Новгорода: ключевые вопросы на повестке дня

Обсуждение бюджета и налоговых ставок в Нижнем Новгороде.

Активисты школ Дзержинска получат призы в виде поездок в Санкт-Петербург

Местные инициативы направлены на поддержку активных учеников.

Новая карта объединенного региона

Карта представляет собой важный шаг к интеграции.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Клинцах с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *