11 июня. Преподобномученицы Феодосии девы. Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского. Святителя Луки исп., архиеп. Симферопольского.

29 мая по старому стилю / 11 июня по новому стилю вторник Седмица 7-я по Пасхе.

29 мая по старому стилю / 11 июня по новому стилю
вторник
Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6.
Поста нет.

Прмц. Феодосии девы (730). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обре́тение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (2000).
Мц. Феодосии девы, Тирской (307–308). Память I Вселенского Собора (325). Собор святых Красноярской митрополии.
Сщмч. Иоанна Преображенского диакона и мч. Андрея Трофимова (1938); свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961).
Икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных» и «Недремлющее Око».

Утр. – Ин., 35 зач. (от полý),X, 1–91. Лит. – Деян., 46 зач.,XXI, 26–32. Ин., 53 зач.,XVI, 2–13. Свт.: Евр., 318 зач.,VII, 26 – VIII, 2. Мф., 11 зач.,V, 14–19.

Тропарь преподобномученицы Феодосии, глас 4:
Доброде́тель благоприя́тно, му́ченице, пости́гла еси́,/ Христо́во прия́телище бы́вши чи́стое/ и Свята́го Ду́ха дом возлю́блен;/ отню́дуже посрами́ла еси́ врага́, борю́щаго род челове́ческий,/ до́бре страда́вшая,/ и посе́кла еси́ Копрони́ма, Феодо́сие, мече́м ве́ры,/ и к черто́гу Небе́сному преста́вилася еси́, ра́дующися./ Тебе́ ве́рою чту́щим// при́сно проси́ ве́лия ми́лости.

Кондак преподобномученицы Феодосии, глас 2:
Труда́ми живо́т нетру́дный дости́гла еси́,/ кро́вию же Копрони́ма удави́ла еси́, му́ченице,/ скве́рнаго врага́ Христо́вы Це́ркве, всеблаже́нная Феодо́сие,/ и с Вы́шними ра́дуешися во́инствы,// чту́щия па́мять твою́ покрыва́ющи.

Тропарь святителя Луки, глас 1:
Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго,/ испове́дниче непоколеби́мый,/ и́стинный храни́телю оте́ческих преда́ний,/ Правосла́вия наста́вниче,/ Кры́мския земли́ архипа́стырю,/ врачу́ богому́дрый, святи́телю Луко́,/ Христа́ Спа́са непреста́нно моли́,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак святителя Луки, глас 1:
́Яко звезда́ всесве́тлая,/ в нощи́ безбо́жия доброде́тельми просия́л еси́/ и, от гони́телей мно́го пострада́в,/ непоколеби́м ве́рою пребы́л еси́,/ враче́бною же му́дростию укра́шен,/ мно́гия лю́ди исцели́л еси́./ Сего́ ра́ди с любо́вию вопие́м ти:/ ра́дуйся, добропобе́дный испове́дниче,/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́,// ра́дуйся, земли́ Ру́сския похвало́ и утвержде́ние.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Деян.21:26–32; Ин.16:2–13)
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую исти­ну» (Ин.16:13). Почему же в логиках не упоминается об этом источнике познания? Не удивительно, что в языческих логиках нет этого пункта, но почему нет его в христианских? Неужели христианин, когда начинает умствовать, должен перестать быть христианином и забыть о всех данных ему обетованиях, верных и несомненных?

О том, как видеть и слышать много толкуют; о том, как из увиденного и услышанного делать обобщения и наведения, тоже достаточно учат; когда дойдет дело до того, как разгадать значение всего, – тут питомец логики оставляется на произвол своей догадливости. Отчего не внушить ему: ты имеешь вещания духа истины – им следуй; они решают значение всего сущего и бывающего непререкаемым образом, ибо исходят от Бога, в Котором источник и самого бытия. Не оттого ли, что забывают внушать это, догадливость так расплодилась, что ныне все книги (о мире Божием) переполнены одними догадками? И добро бы они хоть сколько-нибудь были стоющи, а то сразу видно, что они плод детского воображения.

прмц. Феодосия Константинопольская

Преподобномученица Феодосия   жила в VIII веке. Она родилась по усердной молитве родителей и после их смерти воспитывалась в константинопольском женском монастыре в честь святой мученицы Анастасии. Святая Феодосия приняла постриг в женской обители после того, как раздала бедным оставшееся от родителей имущество. Часть денег употребила на написание икон Спасителя, Божией Матери и мученицы Анастасии. Когда воцарился Лев Исавр (717–741), жестокий гонитель иконопочитателей, он издал приказ повсеместно уничтожить святые иконы. В Константинополе существовали тогда ворота, называвшиеся «медными», а над ними уже более 400 лет находился медный образ Спасителя. В 730 году лжепатриарх-иконоборец Анастасий приказал снять образ. Православный народ, во главе которого была преподобномученица Феодосия с другими инокинями, бросился на защиту иконы и опрокинул лестницу вместе с воином, исполнявшим приказ. Лжепатриарх Анастасий, боясь, что волнения усилятся, известил о случившемся императора. По приказу последнего воины перебили всех инокинь, а преподобномученицу Феодосию как самую ревностную защитницу икон заключили в темницу. В течение недели ей каждый день наносили по сто ударов, а на восьмой день повели вдоль города, жестоко избивая по пути. Один из воинов начал бить мученицу и нанес ей смертельную рану, от которой мученица тотчас скончалась. Тело святой преподобномученицы, брошенное на землю, было с благоговением погребено христианами в монастыре Диокритис в Константинополе. Место погребения преподобномученицы Феодосии прославилось многочисленными исцелениями больных.

Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец

Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец,   родился в селе Пухово, близ старого Устюга, от благочестивых родителей Саввы и Марии. С юных лет он отличался строгой постнической жизнью, по средам и пятницам ничего не ел, а в остальные дни питался только хлебом и водой. Родители его переселились в город Орлец на реке Юг, в 40 верстах от Устюга. Овдовев, мать святого приняла постриг с именем Наталия в Троицком Орлецком монастыре. Отрок Иоанн начал безмолвствовать, а затем подвизаться в юродстве. Перейдя в город Устюг, он поселился в построенной для него хижине и проводил ночи в неустанной молитве. Днем же, в разодранном рубище и босой во всякое время года, ходил по улицам города, отдыхая иногда на куче навоза и перенося множество оскорблений и издевательств от жителей города. Еще при жизни святой удостоился дара чудотворений, умер молодым, 29 мая 1494 года, и был погребен близ Успенского собора в городе Устюге. Впоследствии над его мощами была построена церковь его имени. Служба блаженному Иоанну Устюжскому написана в ХVI веке. В 1554 году по воспоминаниям знавших его людей было составлено его житие, а несколько позже – похвальное слово. Святой подвижник прославился заступничеством при нашествии врагов и благодатными исцелениями больных различными недугами.

Преподобный Иов Анзерский.

Иов Анзерский, в схиме Иисус (1635 - 1720), преподобный , в миру Иоанн, родился в Москве в 1635 году. Вероятнее всего, происходил он из духовного звания, был воспитан в добрых нравах и получил хорошее воспитание. По достижении зрелого возраста благочестивый Иоанн был поставлен священником одной из Московских приходских церквей и проходил своё служение с таким вниманием и любовью, что имя его скоро сделалось известным по Москве. Истинное утешение он находил в совершении Литургии, которую служил с таким вниманием, благоговением и воодушевлением, что все невольно молились усерднее обыкновенного.

После молитвы любимым делом отца Иоанна было творить милостыню. Он близко входил в положение своих прихожан, для бедняков часто устраивал трапезу, а для облегчения участи несчастных пользовался своим авторитетом среди влиятельных знакомых. Ворота его дома были всегда открыты, и всякий мог свободно прийти к любимому пастырю. А он, после беседы, при прощании одарял ещё каждого, чем мог.

Весть о добром пастыре дошла вскоре и до самого Императора Петра I. Император сделал отца Иоанна сначала придворным священником, а потом и духовником всего Царственного Дома. Став лицом важным, отец Иоанн ещё боле и шире, чем прежде, стал благотворить ближним, ни в чём остальном не изменяя прежнего скромного образа жизни.

Особенной любовью его с этого времени стали пользоваться богадельни и тюрьмы, которые он часто навещал.

Через некоторое время случилась со старцем-иереем тяжкая болезнь (малокровие и обмороки), однако, через три месяца он поправился и, как бы предчувствуя приближавшуюся беду, стал опять всех принимать и со всеми прощаться. И предчувствие не обмануло святого старца.

Когда началось «дело вора Гришки Талицына» отец Иоанн был оклеветан. Гришка во время исповеди открыл батюшке своё злоумышление, а отец Иоанн, сохраняя тайну исповеди, не донёс о сем начальству. Во время допросов Гришка объявил, что он исповедался пред духовником. На отца Иоанна донесли Государю, который счёл обвинения против духовника обоснованными и приказал отправить отца Иоанна к епископу Холмогорскому Афанасию для пострижения в монахи на Соловках.

Безропотно отправился старец в 1701 году в далёкий Архангельск. С любовью приняли его и владыка Афанасий и настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Фирс. Вскоре отец Иоанн был пострижен в монашество с именем Иов в главном Преображенском соборе обители. По пострижении он был отдан под руководство старца Ионы. Бывший придворный священник трудился вместе с другими иноками на самых суровых послушаниях. Сам он ничего не вкушал, кроме хлеба и воды.

Братия, увидев в старце Иове мужа совершенна, освободила его от послушаний, дабы он всё время посвящал молитве, посту и поучению в Слове Божием. Слава о старце снова стала расти и дошла до Царя. Царь же, убедившись в невиновности своего духовника, снова звал его к себе, но изнурённый летами и подвигами, старец, отказался от такого предложения и просил у настоятеля разрешения удалиться в Анзерский скит на безмолвие. Просьба его была уважена, а вскоре, по кончине прежнего строителя скита, отец Иов был назначен на должность строителя, которую исполнял восемь лет. При нём число насельников возросло до 30-ти. Особым подвигом, который принял на себя отец Иов, был уход за больными. Часто он любил удаляться на безмолвие, иногда посещал пустынника Паисия, одного из младших учеников преподобного Елеазара Анзерского, который жил на Секирной горе. В 1710 году отец Иов, по его желанию, был пострижен в схиму с именем Иисус, в честь праведного Иисуса — сына Навина.

Однажды, после продолжительного богомыслия ни Секирной горе, преподобному в тонком сне явилась Пресвятая Дева с преподобным Елеазаром. Воспрянув, старец в трепете преклонится пред небесными посетителями. «Эта гора отныне назовётся второю Голгофою, на ней будет построена каменная церковь во имя Сына Моего и Господа, и устроится скит на вселение твое с учениками. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки», — сказала Царица Небесная. И тотчас же с Неба раздался: глас: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест».

В духовной радости преподобный Иисус с другом своим Паисием не замедлили исполнить небесное повеление и освятили гору.

Вскоре в 1713 году строительство скита было благословлено преосвященным Варнавою. Была выстроена церковь в честь Распятия Господня и освящена в 1715 году. Устроились келии и собралось 6ратий 20 человек. Царствующий Дом внёс немало пожертвований в обустройство нового скита.

В основу братской жизни преподобный Иисус положил те же начала, кои были установлены преподобным Елеазаром в Анзерском скиту. Старец сам носил на вершину горы воду, рубил дрова. По его молитв, после явления ему Пресвятой Богородицы с первоверховными Апостолами, на вершине горы открылся родник.

Предчувствуя свою кончину, старец сам выкопал себе могилу и нередко близ неё проводил время в молитве. Перед смертью он заболел горячкой и три дня лежал в бессознательном состоянии, но потом вдруг так поправился, что смог отслужите Литургию. После Литургии старец снова возлёг на одре, назначил преемником по управлению скитом ученика Макария, и в ночь на 6 марта 1720 года — в Неделю Православия — свято почил о Господе. Перед кончиной лицо его просияло и он произнёс: «Благословен Бог отец наших! Если так есть, я уже не боюсь, но в радости отхожу от мира сего!». В ту же минуту келью осиял Небесный свет. Преподобный был погребён в уготованной им самим могиле, над которой был выстроен храм.

Причислен к лику преподобных Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.

Архиепископ Лука, исповедник

Лука (в миру Валентин Феликсович) Войно-Ясенецкий, архиепископ Симферопольский и Крымский , родился 27 апреля 1877 года в г. Керчи, в семье провизора. После переезда родителей в Киев, Валентин в 1896 году параллельно окончил 2-ю Киевскую гимназию и Киевское художественное училище, собираясь получить дальнейшее образование в Академии художеств. Однако уже в те ранние годы другое желание завладело его сердцем – стремление помогать страждущему, больному человеку. Оно и заставило юношу изменить свои планы.

После года учебы на юридическом, он перешел на медицинский факультет Киевского университета, который окончил с отличием в 1903 году.

В январе 1904 года, во время русско-японской войны, Валентин Феликсович работал в г. Чите заведующим хирургическим отделением госпиталя Красного Креста. Здесь же он встретился с сестрой милосердия, которая стала верной спутницей жизни будущего исповедника.

Некоторое время В. Ф. Войно-Ясенецкий работает земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губерний, а затем совершенствуется в институте топографической анатомии и оперативной хирургии у Ф. А. Рейна.

С 1910 по 1916 годы он заведует больницей в Переславле-Залесском и готовит докторскую диссертацию на тему «Регионарная анестезия», которую с блеском защищает в 1916 году. С марта 1917 года Войно-Ясенецкий работает главным врачом и хирургом в городской больнице г. Ташкента, а с 1920 года – профессором топографической анатомии и оперативной хирургии Ташкентского университета. Благодаря отменному врачебному мастерству, отточенной хирургической технике, популярность профессора медицины в широких кругах все время возрастала, на амбулаторные приемы к нему больные шли непрерывным потоком.. В самых разнообразных сложных операциях он применял свою собственную методику лечения, получившую впоследствии всеобщее признание.

В эти годы религиозные убеждения побудили его как врача помогать людям не только в их болезнях и физических страданиях, но и в их религиозных запросах и духовных поисках. Движимый этой потребностью, Валентин Феликсович изучал богословие, посещал местное религиозное православное общество, принимал участие в беседах, проводившихся в кафедральном соборе настоятелем его прот. М. Андреевым. Вслед за этим, после смерти жены, скончавшейся в 1919 году от туберкулеза, он принимает в 1921 году сан священника и назначается в собор, оставаясь одновременно в должности профессора университета.

Так определилось второе призвание на жизненном пути будущего архипастыря. Теперь он врач не только «телес», но и «душ» всех, нуждающихся в его помощи. Двойное служение людям настолько захватило его, что он живо откликнулся на призыв духовенства и паствы занять освободившуюся епископскую кафедру в том же Ташкенте. В мае 1923 года отец Валентин принял пострижение в монашество с именем Луки в честь святого апостола и евангелиста Луки.

Известно, что апостол Лука был не только благовестником-евангелистом и первым историком Христовой Церкви как автор книги «Деяний», но и врачом и живописцем (иконописцем). Многогранная одаренность апостола Луки оказалась созвучной душе Преосвященного Луки, побуждая его подражать евангелисту в столь многостороннем, ответственном и высоком служении. Необходимо также отметить, что, вступая на священническую стезю, профессор Войно-Ясенецкий получил от патриарха Тихона наказ продолжать научную и практическую деятельность по хирургии. Наказу этому он оставался верен всегда. На протяжении почти четверти века он разрабатывал вопросы гнойной хирургии, обобщив в 1934 году свои исследования на эту тему в монографии «Очерки гнойной хирургии», служившей долгое время настольной книгой любого хирурга, а также в ряде работ, изданных в годы Великой Отечественной войны. Всего же по медицинской тематике профессором В.Ф. Войно-Ясенецким было написано свыше тридцати научных работ.

В 1923 году отец Лука был тайно хиротонисан во епископа Ташкентского и Туркестанского. С 5 октября по 11 ноября 1927 года служил в сане епископа Елецкого, викария Орловской епархии. С ноября 1927 года он проживал сначала в Красноярском крае, а затем в городе Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице. Хирургическая практика Преосвященного Луки особенно широко развернулась в этом городе в 1941–1943 годах, когда он работал главным хирургом и консультантом местного эвакогоспиталя, куда поступали тяжелораненые с полей сражений Отечественной войны. Здесь же, в Красноярске, уже в сане архиепископа, он стоял во главе местной епархии.

В январе 1944 года Преосвященный Лука был переведен в Тамбовскую, а в 1946 году в Симферопольскую епархию, которую возглавлял до самой своей кончины.

Церковная деятельность выдающегося архипастыря всегда была многосторонней и плодотворной. Вся она была направлена на укрепление приходской жизни. Совершаемые им богослужения, к которым он всегда благоговейно готовился, отличались особой истовостью, духовной сосредоточенностью и молитвенностью. Исключительное значение, согласно завету апостола Павла (2 Тим. 2, 2), он придавал проповеди, считая ее неотъемлемой частью богослужения. Здесь его усердие было неистощимо, потому что в благовестии он более всего видел апостольство своего епископского служения, свою ответственность перед Богом за духовное просвещение и спасение паствы. «О, как страшусь я того, чтобы хотя один из вас,– говорил он своим прихожанам, – не потерял горячей веры в Спасителя... и вторично не стал распинать Его».

Чувство ответственности за паству сочеталось в нем с подлинно пастырской любовью. Он ничего так не хотел, как «перелить в паству свою любовь к ней»,– так говорил он в другой своей проповеди.

Как проповедник он был очень самобытен. Каждая его проповедь дышала «духом и силой», приближаясь к благовестию апостольскому и святоотеческому и по силе искреннего, сердечного чувства, и по духу пастырской душепопечительности, и по простоте и доходчивости содержания и изложения.

Архиепископ Лука был автором не только многочисленных работ по медицинской тематике, он написал много статей духовно-нравственного и патриотического содержания, всегда находил время и для работы над большими, принципиальными богословскими вопросами. В 1945–1947 годах он работал над большим богословским трудом – «Дух, душа и тело», в котором рассматривался вопрос о душе и духе человека, а также учение Священного Писания о сердце как органе Богопознания.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность и патриотические заслуги архиепископ Лука был награжден правом ношения креста на клобуке.

Прекратив врачебную практику еще в 1946 году, он оказывал помощь больным в качестве диагноста и консультанта все послевоенные годы. Он очень скорбел о том, что, лишившись окончательно в 1956 году зрения, не смог переработать свой труд по регионарной анестезии. Однако им были опубликованы еще три новые работы по медицине.

Управляя епархией в последние годы жизни, он имел возможность только слушать, что ему читали и диктовал свои работы и письма доверенным лицам. До конца дней своих он сохранил живую, отзывчивую, обаятельную душу, нежно любящую не только людей, но и природу. Боголюбивый архипастырь нашел утешение в богомыслии, в молитвенном богообщении, в дарах смирения, терпения и преданности воле Божией.

11 июня 1961 года архиепископ Лука почил. Для его многочисленной паствы это было великой утратой. Ведь он пас «стадо Божие, какое было у него, надзирая за ним, не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 2–3).

В 2004 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви святитель Лука был причислен к лику святых для общецерковного почитания.

Феодосия (Феодора) Тирская, Палестинская (+ 307-308), дева, мученица
Происходила из Тира Финикийского (ныне Сур, Ливан). Пострадала в 307 или 308 году. Однажды, во время гонения на христиан, которое длилось уже пять лет, семнадцатилетняя Феодосия подошла к осужденным узникам-христианам, находившимся в претории. Был день Святой Пасхи, и мученики говорили о Царствии Божием. Святая Феодосия просила их помянуть ее пред Господом, когда они предстанут Ему. Воины увидели, что девушка поклонилась узникам, взяли ее и отвели к правителю Урвану. Правитель заставлял девушку принести жертву идолам, но она отказалась, исповедуя свою веру во Христа. Тогда святую подвергли жестоким истязаниям, тело ее строгали железными когтями так, что обнажились кости. Мученица молча и с радостным лицом переносила страдания и на вторичное предложение правителя принести жертву идолам ответила: "Безумный, ведь я сподобилась присоединиться к мученикам!" Девушку с камнем на шее бросили в море, но Ангелы вывели ее из пучины. Тогда мученицу отдали на съедение зверям. Видя, что звери ее не трогают, мучители отсекли ей голову. Ночью святая Феодосия явилась родителям, которые пытались уговорить свою дочь не идти на страдания, в светлой одежде, с венцом на голове и сияющим золотым крестом в руке и сказала: "Смотрите, вот какой великой славы вы хотели меня лишить!"
29 мая празднуется перенесение ее мощей в Константинополь, позднее - в Венецию.

Мученик Андрей Трофимов

Му­че­ник Ан­дрей ро­дил­ся 30 ок­тяб­ря 1882 го­да в де­ревне Ки­те­не­во Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье; отец его, Мат­вей Тро­фи­мов, ле­том за­ни­мал­ся сель­ским хо­зяй­ством, а зи­мой раз­ра­ба­ты­вал лес­ные де­лян­ки. Ан­дрей окон­чил сель­скую шко­лу и по­мо­гал от­цу, по­ка не же­нил­ся и не об­за­вел­ся сво­им хо­зяй­ством, небо­га­тым, но вполне, по его мне­нию, до­ста­точ­ным. В 1916 го­ду он был при­зван на фронт и слу­жил ря­до­вым до 1917 го­да.
Ан­дрей Мат­ве­е­вич был при­хо­жа­ни­ном церк­ви Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня в се­ле Воз­дви­жен­ском Клин­ско­го уез­да, с юно­сти пел здесь на кли­ро­се, был пса­лом­щи­ком и ре­ген­том, чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та. Ко­гда на­ча­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, он не из­ме­нил сво­ей ве­ре и сво­им убеж­де­ни­ям и остал­ся чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та и ре­ген­том.
В 1931 го­ду со­вет­ская власть ста­ла уни­что­жать кре­стьян­ские хо­зяй­ства, и Ан­дрей Мат­ве­е­вич всту­пил в кол­хоз, где ему бы­ло по­ру­че­но уха­жи­вать за кол­хоз­ны­ми ло­шадь­ми.
На­сту­пил 1937 год, вла­сти рай­о­нов и об­ла­стей при­сту­пи­ли к со­став­ле­нию спис­ков на арест неугод­ных ком­му­ни­стам лю­дей. Об­ра­тил на се­бя вни­ма­ние и бла­го­че­сти­вый кре­стья­нин, со­блю­дав­ший все цер­ков­ные празд­ни­ки, ча­сто по­се­щав­ший цер­ковь и во вре­мя бо­го­слу­же­ний ис­пол­няв­ший обя­зан­но­сти ре­ген­та.
Со­труд­ни­ки НКВД по­тре­бо­ва­ли справ­ку на Ан­дрея Мат­ве­е­ви­ча от пред­се­да­те­лей сель­со­ве­та и кол­хо­за; пред­се­да­тель сель­со­ве­та на­пи­сал, что «Тро­фи­мов по­сле ре­во­лю­ции и до ре­во­лю­ции яв­ля­ет­ся ак­тив­ным цер­ков­ни­ком, со­сто­ял и со­сто­ит в дан­ное вре­мя чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та, был цер­ков­ным ста­ро­стой. В на­сто­я­щее вре­мя яв­ля­ет­ся ре­ген­том цер­ков­но­го хо­ра и ис­пол­ня­ет служ­бу дьяч­ка при церк­ви. Яв­ля­ет­ся враж­деб­но на­стро­ен­ным про­тив со­вет­ской вла­сти и кол­хо­зов»; пред­се­да­тель кол­хо­за на­пи­сал, что Ан­дрей Мат­ве­е­вич го­во­рил, что «“не нуж­но ра­бо­тать в пре­столь­ные празд­ни­ки, а ид­ти в цер­ковь, а то у нас уже ни­че­го не ста­ло ро­дить­ся за то, что вы не хо­ди­те в цер­ковь”... Ве­дет в кол­хо­зе под­рыв­ную ра­бо­ту... при­дя на со­бра­ние, бро­сил на стол клю­чи от ко­нюш­ни и го­во­рит, что “на­те вам ва­ши клю­чи и уха­жи­вай­те, как хо­ти­те са­ми, а я ра­бо­тать боль­ше не бу­ду”».
В но­яб­ре 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли сви­де­те­лей, од­но­сель­чан Ан­дрея Мат­ве­е­ви­ча. Сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что Ан­дрей Мат­ве­е­вич – че­ло­век твер­дых ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний и по цер­ков­ным празд­ни­кам сам на ра­бо­ту не вы­хо­дит и кол­хоз­ни­кам го­во­рит, что ра­бо­та в празд­ни­ки – боль­шой грех, что у них по­то­му и не ро­дит­ся ни­че­го, что они ра­бо­та­ют в празд­ни­ки, луч­ше оста­вить в эти дни ра­бо­ту и ид­ти в цер­ковь. А по по­во­ду смер­ти од­ной кол­хоз­ни­цы он ска­зал, что вот, мол, до че­го до­ве­ли кол­хо­зы кре­стьян, что лю­ди безвре­мен­но ста­ли уми­рать, все жи­лы вы­та­щи­ли с эти­ми кол­хо­за­ми, в мо­ги­лу вго­ня­ют.
14 но­яб­ря 1937 го­да Ан­дрей Мат­ве­е­вич был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
При­знав на до­про­се, что он дей­стви­тель­но яв­ля­ет­ся ак­тив­ным при­хо­жа­ни­ном, со­сто­ит чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та и по­ет на кли­ро­се, он, од­на­ко, от­ка­зал­ся при­знать, что про­во­дил контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, – за­явил сле­до­ва­тель, – что вы в июле ме­ся­це се­го го­да сре­ди кол­хоз­ни­ков ве­ли аги­та­цию про­тив кол­хо­зов и вы­ка­зы­ва­ли тер­ро­ри­сти­че­ское на­стро­е­ние про­тив ком­му­ни­стов. Под­твер­жда­е­те ли вы это свое ан­ти­со­вет­ское вы­ступ­ле­ние?
– Тер­ро­ри­сти­че­ских на­стро­е­ний про­тив ком­му­ни­стов я не вы­ка­зы­вал и аги­та­ции про­тив кол­хоз­но­го строя ни­ко­гда не вел, – от­ве­тил Ан­дрей Мат­ве­е­вич.
– В ок­тяб­ре се­го го­да на со­бра­нии кол­хоз­ни­ков вы от­ка­зы­ва­лись от кол­хоз­ной ра­бо­ты и вы­сту­па­ли про­тив кол­хо­зов? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Дей­стви­тель­но, я на об­щем со­бра­нии кол­хоз­ни­ков бро­сил на стол клю­чи от ко­нюш­ни и от­ка­зал­ся ра­бо­тать в кол­хо­зе, но про­тив кол­хо­за я не вы­сту­пал.
21 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Ан­дрея Тро­фи­мо­ва к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния, и он был от­прав­лен в Бам­лаг. Ан­дрей Мат­ве­е­вич скон­чал­ся 11 июня 1938 го­да в Сред­не­бель­ском ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре в Амур­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Па­мять Пер­во­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра   празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью Хри­сто­вой с древ­ней­ших вре­мен. Гос­подь Иисус Хри­стос оста­вил Церк­ви ве­ли­кое обе­то­ва­ние: «Со­здам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют Ее» (Мф.16:18). В этом ра­дост­ном обе­то­ва­нии на­хо­дит­ся про­ро­че­ское ука­за­ние, что, хо­тя жизнь Церк­ви Хри­сто­вой на зем­ле бу­дет про­хо­дить в труд­ной борь­бе с вра­гом спа­се­ния, по­бе­да на Ее сто­роне. Свя­тые му­че­ни­ки за­сви­де­тель­ство­ва­ли ис­тин­ность слов Спа­си­те­ля, пре­тер­пев стра­да­ния за ис­по­ве­да­ние Име­ни Хри­сто­ва, и меч го­ни­те­лей скло­нил­ся пе­ред по­бе­до­нос­ным зна­ме­ни­ем Кре­ста Хри­сто­ва.

С IV ве­ка пре­кра­ти­лись пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан, но внут­ри са­мой Церк­ви воз­ник­ли ере­си, на борь­бу с ко­то­ры­ми Цер­ковь со­зы­ва­ла Все­лен­ские Со­бо­ры. Од­ной из опас­ней­ших ере­сей бы­ло ари­ан­ство. Арий, Алек­сан­дрий­ский пре­сви­тер, был че­ло­ве­ком без­мер­ной гор­ды­ни и че­сто­лю­бия. Он, от­вер­гая Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство Иису­са Хри­ста и Его ра­вен­ство с Бо­гом От­цом, лож­но учил, что Сын Бо­жий не Еди­но­су­щен От­цу, а со­тво­рен От­цом во вре­ме­ни. По­мест­ный Со­бор, со­зван­ный по на­сто­я­нию Алек­сан­дрий­ско­го пат­ри­ар­ха Алек­сандра, осу­дил лже­уче­ние Ария, но тот не по­ко­рил­ся и, на­пи­сав мно­гим епи­ско­пам пись­ма с жа­ло­бой на опре­де­ле­ние По­мест­но­го Со­бо­ра, рас­про­стра­нил свое лже­уче­ние по все­му Во­сто­ку, ибо по­лу­чил под­держ­ку в сво­ем за­блуж­де­нии от неко­то­рых во­сточ­ных епи­ско­пов. Для рас­сле­до­ва­ния воз­ник­шей сму­ты свя­той рав­ноап­о­столь­ный им­пе­ра­тор Кон­стан­тин (па­мять 21 мая) на­пра­вил епи­ско­па Осию Кор­дуб­ско­го и, по­лу­чив от него удо­сто­ве­ре­ние, что ересь Ария на­прав­ле­на про­тив са­мо­го ос­нов­но­го дог­ма­та Хри­сто­вой Церк­ви, ре­шил­ся со­звать Все­лен­ский Со­бор. По при­гла­ше­нию свя­то­го Кон­стан­ти­на в го­род Ни­кею в 325 го­ду со­бра­лись 318 епи­ско­пов – пред­ста­ви­те­лей хри­сти­ан­ских Церк­вей из раз­ных стран.

Сре­ди при­быв­ших епи­ско­пов бы­ло мно­го ис­по­вед­ни­ков, по­стра­дав­ших во вре­мя го­не­ний и но­сив­ших на те­лах сле­ды ис­тя­за­ний. Участ­ни­ка­ми Со­бо­ра бы­ли так­же ве­ли­кие све­тиль­ни­ки Церк­ви – свя­ти­тель Ни­ко­лай, ар­хи­епи­скоп Мир Ли­кий­ских (па­мять 6 де­каб­ря и 9 мая), свя­ти­тель Спи­ри­дон, епи­скоп Три­ми­фунт­ский (па­мять 12 де­каб­ря) и дру­гие по­чи­та­е­мые Цер­ко­вью свя­тые от­цы.

Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх Алек­сандр при­был со сво­им диа­ко­ном Афа­на­си­ем, впо­след­ствии пат­ри­ар­хом Алек­сан­дрий­ским (па­мять 2 мая), на­зван­ным Ве­ли­ким, как рев­ност­ный бо­рец за чи­сто­ту пра­во­сла­вия. Рав­ноап­о­столь­ный им­пе­ра­тор Кон­стан­тин при­сут­ство­вал на за­се­да­ни­ях Со­бо­ра. В сво­ей ре­чи, про­из­не­сен­ной в от­вет на при­вет­ствие епи­ско­па Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, он ска­зал: «Бог по­мог мне низ­верг­нуть нече­сти­вую власть го­ни­те­лей, но несрав­нен­но при­скорб­нее для ме­ня вся­кой вой­ны, вся­кой кро­во­про­лит­ной бит­вы и несрав­нен­но па­губ­нее внут­рен­няя меж­до­усоб­ная брань в Церк­ви Бо­жи­ей».

Арий, имея сво­и­ми сто­рон­ни­ка­ми 17 епи­ско­пов, дер­жал­ся гор­до, но его уче­ние бы­ло опро­верг­ну­то и он от­лу­чен Со­бо­ром от Церк­ви, а свя­той диа­кон Алек­сан­дрий­ской Церк­ви Афа­на­сий в сво­ей ре­чи окон­ча­тель­но опро­верг бо­го­хуль­ные из­мыш­ле­ния Ария. От­цы Со­бо­ра от­кло­ни­ли сим­вол ве­ры, пред­ло­жен­ный ари­а­на­ми. Был утвер­жден пра­во­слав­ный Сим­вол ве­ры. Рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин пред­ло­жил Со­бо­ру вне­сти в текст Сим­во­ла ве­ры сло­во «Еди­но­сущ­ный», ко­то­рое он ча­сто слы­шал в ре­чах епи­ско­пов. От­цы Со­бо­ра еди­но­душ­но при­ня­ли это пред­ло­же­ние. В Ни­кей­ском Сим­во­ле свя­тые от­цы сфор­му­ли­ро­ва­ли апо­столь­ское уче­ние о Бо­же­ствен­ном до­сто­ин­стве Вто­ро­го Ли­ца Пре­свя­той Тро­и­цы – Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ересь Ария, как за­блуж­де­ние гор­до­го ра­зу­ма, бы­ла об­ли­че­на и от­верг­ну­та. По­сле ре­ше­ния глав­но­го дог­ма­ти­че­ско­го во­про­са Со­бор уста­но­вил так­же два­дцать ка­но­нов (пра­вил) по во­про­сам цер­ков­но­го управ­ле­ния и дис­ци­пли­ны. Был ре­шен во­прос о дне празд­но­ва­ния Свя­той Пас­хи. По­ста­нов­ле­ни­ем Со­бо­ра Свя­тая Пас­ха долж­на празд­но­вать­ся хри­сти­а­на­ми не в один день с иудей­ской и непре­мен­но в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле дня ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия (ко­то­рый в 325 го­ду при­хо­дил­ся на 22 мар­та).

Со­бор свя­тых Крас­но­яр­ской мит­ро­по­лии   учре­жден в 2015 году по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла. Днем празд­но­ва­ния Со­бо­ра уста­нов­ле­но 11 июня (29 мая), день па­мя­ти свя­ти­те­ля Лу­ки (Вой­но-Ясе­нец­ко­го).

В со­став Со­бо­ра свя­тых Крас­но­яр­ской мит­ро­по­лии в на­сто­я­щее вре­мя вклю­че­ны 16 по­чи­та­е­мых на При­е­ни­сей­ской зем­ле и ка­но­ни­зи­ро­ван­ных по­движ­ни­ков, ос­нов­ным ме­стом по­дви­га, ли­бо по­гре­бе­ния ко­то­рых яв­ля­ют­ся вхо­дя­щие в мит­ро­по­лию епар­хии:

Алек­сандр По­ли­ва­нов, сщ­мч. († 1919);
Амос Ива­нов, сщ­мч. († 1919);
Ам­фи­ло­хий, епи­скоп Крас­но­яр­ский, сщ­мч. († 1937);
Ва­си­лий Ман­га­зей­ский, мч. († 1600);
Вла­ди­мир Фо­кин, сщ­мч. († 1919);
Да­ни­ил Ачин­ский, прав. († 1843);
Ди­мит­рий Неро­вец­кий, сщ­мч. († 1919);
Ев­фи­мий Го­ря­чев, сщ­мч. († 1937);
Лу­ка, ар­хи­епи­скоп Сим­фе­ро­поль­ский, сщисп. († 1961);
Ми­ха­ил Во­ло­год­ский, сщ­мч. († 1920);
Ми­ха­ил Кар­го­по­лов, сщ­мч. († 1919);
Петр Иг­на­тов, мч. († 1941);
Пор­фи­рий Фе­ло­нин, сщ­мч. († 1919);
Сте­фан На­ли­вай­ко, мч. († 1945);
Сте­фан Се­мен­чен­ко, сщ­мч. († 1919);
Тро­фим Куз­не­цов, сщ­мч. († 1919).

"Споручница грешных", икона Божией Матери
Празднование совершается 7 марта, 17 мая (РПЦЗ  [1]), 29 мая, в четверг первой седмицы Пятидесятницы
Названа так по надписи, сохранившейся на иконе: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну...".
Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине прошлого столетия. Древняя икона Богоматери "Споручница грешных" из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.

В монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм. На иконе "Споручница грешных" Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.

В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился истечением целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери "Споручница грешных".

В го­ро­де Ры­бин­ске, в мо­на­стыр­ской ча­совне, устро­ен­ной неда­ле­ко от вок­за­ла Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской же­лез­ной до­ро­ги, на­хо­дит­ся древ­няя чу­до­твор­ная ико­на, име­ну­е­мая   «Недрем­лю­щее око».   Ее по­жерт­во­ва­ла дочь зна­ме­ни­то­го про­по­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея Ро­ди­о­на Пу­тя­ти­на, ко­то­рый пи­тал к этой иконе осо­бен­ное бла­го­го­ве­ние вслед­ствие се­мей­ных пре­да­ний. Об­раз име­ет 10 верш­ков в ши­ри­ну и один ар­шин в вы­со­ту; пи­сан он на по­лотне, на­кле­ен­ном на де­ре­вян­ную дос­ку; жи­во­пись его при­над­ле­жит к ита­льян­ско­му сти­лю. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на в по­ло­ви­ну ро­ста; Она си­дит пе­ред сто­лом в ком­на­те с по­до­бран­ной на ле­вой сто­роне за­на­ве­сью тем­но-зе­ле­но­го цве­та. Гла­ва Ее по­кры­та бе­лым по­кры­ва­лом, из-под ко­е­го вид­не­ют­ся во­ло­сы. Пре­чи­стое ли­цо Ее и пе­чаль­ный взор опу­ще­ны до­лу и об­ра­ще­ны к ле­жа­ще­му Бо­гом­ла­ден­цу. Ле­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри, по­ко­я­ща­я­ся на сто­ле, под­дер­жи­ва­ет гла­ву Ее, а пра­вая спя­ще­го Бо­гом­ла­ден­ца. Гла­за Пред­веч­но­го Мла­ден­ца за­кры­ты, а гла­ва Его об­ра­ще­на в пра­вую сто­ро­ну; пра­вая ру­ка по­ко­ит­ся на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри, а ле­вая на со­гну­том ко­лене Его ле­вой но­ги; сред­няя часть те­ла по­кры­та бе­лой таф­той. Вни­зу ико­ны на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись: «Аз сплю, а серд­це Мое бдит» (Песн.5:2). Эта над­пись сви­де­тель­ству­ет, что на­име­но­ва­ние ико­ны «Недрем­лю­щее око» име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: она ука­зы­ва­ет на то, что Спа­си­тель и Его Пре­чи­стая Ма­терь все­гда неусып­но пе­кут­ся о на­шем спа­се­нии.Дру­гая ико­на с та­ким же на­зва­ни­ем на­хо­дит­ся в го­ро­де Уг­ли­че Яро­слав­ской гу­бер­нии, в Бо­го­яв­лен­ской ча­совне Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, устро­ен­ной под со­бор­ной мо­на­стыр­ской цер­ко­вью. Она по­жерт­во­ва­на в 1848 го­ду жи­тель­ни­цей Уг­ли­ча А. В. Ле­бе­де­вой, ко­то­рая удо­сто­ве­ри­ла, что сия ико­на очень древ­няя и с дав­них пор счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Ико­на име­ет бо­лее ар­ши­на вы­ши­ны и 3/4 ар­ши­на ши­ри­ны и пи­са­на на дос­ке ита­льян­ской жи­во­пи­сью. Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей в ком­на­те с ок­ном на пра­вой сто­роне. Гла­ва Ее об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну и по­кры­та до плеч по­кры­ва­лом си­не­го цве­та, из-под ко­то­ро­го вы­би­ва­ют­ся во­ло­сы. Очи Бо­го­ма­те­ри по­лу­от­кры­ты и об­ра­ще­ны к спя­ще­му Пред­веч­но­му Мла­ден­цу. Верх­нее оде­я­ние Ее го­лу­бо­го, а ниж­нее ало­го цве­та. Спя­щий Бо­гом­ла­де­нец по­ко­ит­ся на ле­вом ко­лене и ле­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри; гла­ва Его об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну; ру­ки сло­же­ны под грудь, а но­ги со­гну­ты в ко­ле­нях и опу­ще­ны вниз. Все те­ло Его оде­то в ру­баш­ку бе­ло­го цве­та и по­ло­же­но на раз­вер­ну­тую бе­лую пе­ле­ну, один край ко­то­рой под­нят пра­вой ру­кой Бо­го­ма­те­ри в уро­вень с Ее пра­вым пле­чом. Ико­на укра­ше­на по­зо­ло­чен­ной ри­зой и вен­ца­ми. Дру­гие укра­ше­ния на сей иконе — три се­реб­ря­ные изо­бра­же­ния ног и два се­реб­ря­ных кре­ста по­жерт­во­ва­ны ли­ца­ми, ис­це­лив­ши­ми­ся по­сле мо­лит­вы пе­ред сей ико­ной. Пе­ред этой ико­ной, рав­но как и пе­ред пер­вой, чи­та­ет­ся сле­ду­ю­щая мо­лит­ва Бо­го­ма­те­ри: «О, Пре­див­ная Гос­по­же, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! При­и­ми нас, при­па­да­ю­щих к Тво­е­му об­ра­зу; воз­зри недрем­лю­щим оком Тво­им на ду­шев­ные яз­вы на­ши гре­хов­ные; умо­ли серд­цем бдя­ще­го о нас Сы­на Тво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, да из­ба­вит нас с ве­рой к Нему при­бе­га­ю­щих от тяж­ко­го сна гре­хов­но­го и от всех на­вет вра­же­ских, да спа­сет ду­ши на­ша, яко Че­ло­ве­ко­лю­бец».

 

Последние новости

Вопросы и ответы о раке предстательной железы

Все, что вы хотели знать о раке предстательной железы

История Андрея Ивановича: Путь к выздоровлению от рака пищевода

Пациент Нижегородского онкоцентра делится своим опытом борьбы с болезнью.

Понимание системы стадирования TNM для онкопациентов

Разъяснение значений букв и цифр в диагнозе рака.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Крымске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *