28.02.2024

В Дзержинске прошла крупная выставка Ольги Бормотовой

Рассказываем о творчестве нашей землячки – графика и живописца, преподавателя детской художественной школы Дзержинска.

Рассказываем о творчестве нашей землячки – графика и живописца, преподавателя детской художественной школы Дзержинска.

Три грани таланта

Ольга Константиновна Бормотова родилась в 1978 году в Дзержинске. Училась в детской школе искусств №5. Окончила Нижегородское художественное училище (2001 г.) и Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова (2007 г.). С 2003 года преподает в Дзержинской ДХШ. С момента основания школы повелось так, что ведущие педагоги были не только наставниками, но и «действующими» художниками, активно работающими творчески. Эту важную традицию поддерживает и современный коллектив учебного заведения во главе с членом Союза художников России Юрием Пешехоновым.

О.К. Бормотова принимает постоянное участие в городских выставках. Ее произведения не раз демонстрировались на «Осеннем вернисаже» – ежегодной выставке художников Нижегородской области – и не терялись в этих больших по количеству и весьма пестрых по составу экспозициях. Совсем недавно, в начале этого года, зрители имели возможность познакомиться с творчеством художницы максимально полно: в Дзержинском краеведческом музее состоялась ее выставка, совместная с супругом Романом Бормотовым, тоже разносторонним и интересным мастером. В первую очередь он занимается художественной обработкой металла, но на этот раз, кроме кованых изделий, показал и резьбу по камню, и – что было неожиданно – выразительные портреты, исполненные в условно-плакатной манере, основанной на обобщенном рисунке и крупных цветовых плоскостях.

Как живописец Ольга Бормотова работает в жанрах пейзажа и натюрморта. Диапазон созданных ею пейзажных произведений широк: от этюда до эпического по масштабу образа. Одна из наиболее запоминающихся ее картин – «Осовец» (2019 год, холст, масло), где речная долина запечатлена с высоты птичьего полета, а возвышающиеся на переднем плане стройные сосны подчеркивают грандиозность пространства. Эпическое звучание образа достигается не только крупными размерами полотна, но и в первую очередь композиционными приемами: плавным изгибом уходящей к горизонту реки, сопоставлением высокого берега слева и лежащей внизу равнины, эффектами воздушной перспективы. При этом к чувству восхищения необъятным простором, от которого буквально захватывает дух, добавляются лирическое начало, задумчиво-элегическое настроение пасмурного дня.

Другое произведение, сразу привлекавшее к себе внимание на упомянутой выставке, – «Осенний ветер» (2023 год, холст, масло). Оно создано на основе одноименного этюда, сделанного тремя годами ранее. Нередко случается так, что этюд оказывается более цельным и выразительным, чем итоговое полотно. Подобное произошло на этот раз и с Ольгой Бормотовой. На этюде запечатлен обширный луг, замыкаемый темной полоской леса. Тени от низко нависших туч ложатся темными пятнами на сухую траву. Первый план написан густыми несглаженными мазками. Удлиненный горизонтальный формат не только подчеркивает спокойное настроение образа, но и способствует впечатлению, будто над осенним лугом действительно гуляет ветер. Колорит сдержан и благородно красив, в нем есть ощущение сырой осенней прохлады.

На большое полотно композиция этюда была перенесена несколько механически, без изменений, без учета намного увеличившихся размеров. В результате появилось впечатление пустоты, пространство стало не собранным, концентрированным, как в этюде, а растянутым и пустынным. Другим стало и настроение, появилось чувство унылости и почти тоскливой грусти.

Такой же вытянутый горизонтальный формат использован в более ранней работе «Моя зима» (2015 год, холст, масло), благодаря чему заснеженные луга с виднеющимися кое-где деревьями выглядят бесконечными. Композиция построена только на горизонтальных линиях, абсолютно уравновешенна и неподвижна. Колорит почти монохромный. Словосочетание «зимний сон» вполне применимо к этому погруженному в тишину и покой пространству. И тем не менее меланхолическое чувство одиночества сочетается здесь со своеобразным уютом: это именно «ее» зима, увиденная в определенный момент конкретным человеком.

В «Весеннем распутье» (2017 год, холст на картоне, масло) главный мотив – огромная лужа на проселочной дороге. Здесь нет каких-либо крупных объектов, требующих детальной моделировки, поэтому все внимание автора сосредоточено на цветовых отношениях. Широкие мазки передают подтаявший снег и проглядывающую из-под него землю.

Привлекает художницу и древнерусская архитектура. Прекрасный пример – написанные широкими свободными мазками этюды «Суздаль. Ноябрь» и «Первый снег. Суздаль» (оба написаны в 2017 году, холст на картоне, масло). В графике Бормотовой архитектурные мотивы также занимают очень важное место.

Разнообразны по мотивам и композиции натюрморты. В большинстве из них чувствуется женская рука. Художница подбирает предметы так, чтобы у зрителя возникали ассоциации с домашним теплом и уютом. Частым мотивом ее постановок являются букеты цветов. В картине «Зимний физалис» (2018 год, холст, масло) элегантные ветки с теплыми по цвету плодами показаны на фоне белых скатерти и стены, другие предметы также подобраны в холодной гамме: серебристый блеск металла, стекло, белая керамическая посуда.

«Натюрморт с тыквой» (2023 год, холст на картоне, масло), наоборот, выдержан в теплом насыщенном колорите. Здесь и красные гроздья ягод, красная и белая драпировки на столе, на боках крупной спелой тыквы присутствуют желтый, охра, зеленый, красновато-коричневый. Краска кладется плотно, пастозно, подчеркивая материальность предметов. От этой работы веет атмосферой жарко натопленного деревенского дома.

Очень необычен натюрморт с предметами сельского быта (2023 год), состоящий из двух частей, объединенных в своеобразный диптих. Его композиция построена так, что самые крупные объекты: самовар и колесо от телеги – расположены по краям, а центр занят только несколькими висящими на стене старинными весами. Обе части воспринимаются как совершенно самостоятельные. Это произведение красиво по цвету: золотисто-коричневые старые доски стены, серебристый металл, изысканные сухоцветы и россыпь ярко-голубых цветов.

На языке линий и тона

Как бы ни были привлекательны живописные произведения Ольги Бормотовой, ее главные творческие удачи связаны с графикой. В этом виде искусства она не ограничивается какой-либо техникой, варьирует размеры работ от почти миниатюрных до крупных, нередко прибегает к нестандартным пространственным решениям и стилизации. Ее рисунки, и в особенности печатные листы, воспринимаются как поле экспериментов, и в то же время каждая, даже самая маленькая и внешне незамысловатая, работа обладает завершенностью.

Часто произведения художницы объединены в небольшие по количеству серии. В технике гравюры на пластике выполнен цикл «Деревья». Это вовсе не ботанические иллюстрации, как можно подумать по названию, а скорее образы философского характера. В листе «Яблоня» (2019 год) огромный кряжистый ствол, голые изломанные зигзагами ветви и три несорванных плода воспринимаются как напоминание о цикличности природных ритмов. Ствол выглядит незыблемым, тогда как ветки кажутся колючими, словно таящими некую угрозу. Элементарный по своей простоте мотив превращается в метафору вечного круговорота увядания и возрождения, жизни и смерти. Другая работа серии – «Осеннее утро. Береза» (2021 год) – отмечена лирическим настроением. Изысканная красота белого ствола и тонких темных ветвей и – вдалеке – улетающие птицы создают образ, окрашенный печальными и умиротворяющими интонациями.

Серия «Абрамцевские этюды» (2023 год, линогравюра) посвящена знаменитой подмосковной усадьбе, которая в XIX веке принадлежала писателю Сергею Аксакову, а потом предпринимателю Савве Мамонтову, сделавшему это место уникальным центром отечественной культуры, где гостили и работали едва ли не все самые знаменитые художники эпохи, формировался и развивался так называемый неорусский стиль.

В этих эстампах главным выразительным средством стал контраст черного и белого, без переходных градаций тона. Художница запечатлела и главный дом усадьбы, и храм Спаса Нерукотворного, построенный по эскизам Виктора Васнецова и Василия Поленова, и природные красоты местности по берегам речки Вори.

Образуют серию рисунки, запечатлевшие виды Суздаля. Высоким мастерством среди них выделяется лист «Первый снег» (2021 год, тонированная бумага, тушь, темпера). Художницу интересует не столько средневековая архитектура сама по себе, сколько неповторимая атмосфера города с тысячелетней историей, гармония ландшафта, ощущение разлитой в пространстве благоговейной тишины. Не случайно памятники зодчества отодвинуты на дальний план. То тушь ложится отрывистыми штрихами в пучках травы под снегом, то перо ведет упругую линию плавно изогнувшейся ветки или аккуратно очерчивает четкие формы построек. Светло-серая бумага дает эффект рассеянного пасмурного освещения.

В работах серии «Крым» (2019 год, картон, темпера) основную роль играют тональное пятно, тщательно переданные переходы от светлого к темному. Монументальной величавостью отличается лист «Судак-1». Высокая скала нависает над вдающимся в море мысом, по склону светлыми линиями вьются тропинки, идеально спокойна гладь моря. Необычна композиция рисунка «Судак-3». Весь первый план занимает каменистое плато, пространство резко обрывается, и далеко внизу видны постройки турбазы и поверхность моря. Во всех работах цикла тональные отношения передают яркое южное солнце, и, несмотря на отсутствие цвета, словно видишь своеобразный колорит этих мест.

Даже всем привычные городские многоэтажки могут выглядеть поэтично, если посмотреть на них сквозь сетку пересекающихся осенних ветвей («Последние листья», 2015 год, тонированная бумага, тушь, темпера). Умение находить интересное в обыденном – не такое уж частое качество, как и способность пробовать новое, оставаясь собой. Ольга Бормотова обладает и тем, и другим, и мы от души желаем художнице вдохновения и успехов.

Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.

Последние новости

Нижегородский ЛОР-хирург Белозёров показал «точку G» в носу

Она чувствительна к феромонам. Нижегородский ЛОР-хирург Григорий Белозёров показал наличие «точку G» в носу.

Нижегородские кадровые практики представили на Всероссийском форуме «Города трудовой доблести»

Министр кадровой политики Нижегородской области  Екатерина Лебедева  представила лучшие нижегородские практики по развитию кадрового потенциала региона на форуме «Города трудовой доблести.

Перевозским районным судом Нижегородской области определена мера пресечения в отношении лица, подозреваемого в мошенничестве

27 апреля 2024 года в Перевозский районный суд Нижегородской области поступило ходатайство и.о.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *