28.02.2024

Учитель географии школы №2 «Город наук» Александр Пантелеев стал победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2024»

«Репортер» поздравил Александра Андреевича с победой и задал ему несколько вопросов.

«Репортер» поздравил Александра Андреевича с победой и задал ему несколько вопросов.

– Александр Андреевич, педагогика – не самая популярная профессия у мужчин. Почему вы свой выбор остановили на ней, и именно на преподавании географии? Когда сами учились в школе, она была вашим любимым предметом или, может, просто мечтали о путешествиях, дальних странах?

– Интерес, склонность к географии у меня начали проявляться с детства, а в школьные годы география увлекла меня еще больше.

Дома были книги по этой тематике, и мне нравилось читать о разных неизведанных краях и местах. А потом началась эпоха моих путешествий: сначала с родителями, затем с друзьями, иногда и в одиночку.

– Но ведь читают о неизведанных краях и ездят путешествовать с родителями многие, однако учителями географии не становятся…

– Мне очень повезло с учителем. Когда я учился в школе, географию преподавала замечательный учитель Галина Аркадьевна Козушкина. Вот она-то и увлекла меня предметом окончательно и… бесповоротно. Поэтому к 10-му классу вопроса о выборе вуза у меня не было: у нас высшую географию преподают лишь в Нижегородском педагогическом университете. Туда и отправился. Изначально меня больше интересовал именно предмет, а не педагогическая работа, но за время студенческой практики постепенно пришло и желание поработать с детьми.

– Трудно ли в школе с физико-математическим уклоном – а вы именно в такой работаете – заинтересовать детей географией? Не считают ли они этот предмет второстепенным?

– Конечно, большинство наших детей так или иначе ориентированы на углубленное изучение математики, физики, информатики, но есть и у меня свой послужной список – ребята, участвующие в олимпиадах и конкурсах по моему предмету, в том числе призеры заключительного Всероссийского этапа школьной олимпиады. К слову, вот буквально на днях мой ученик привез из Нижнего Новгорода призовое место. Есть и дети, точнее уже взрослые, ставшие географами и педагогами.

Как заинтересовать? Да просто показав личный пример, интерес к окружающему миру, к путешествиям, к познанию нового. Современный успешный ученик, конечно, выбирает нужные ему предметы, с которыми он собирается связать свое будущее, но знать и владеть основами всех наук – это тоже очень важно.

– Вы только непосредственно в классе, на уроке, приобщаете детей к географии?

– Там, где есть возможность, использую принцип «География – наука, которую нужно изучать в поле», то есть на улице. Конечно, времени на экскурсии в учебном плане очень мало – буквально три-четыре за весь курс, но есть у меня еще и классное руководство, вот здесь использую экскурсионные поездки с детьми и с образовательными целями. Возил детей по области: Нижний Новгород, Городец, Пешелань, Большое Болдино. Бывали в Москве. В ближайших планах – свозить детей осмотреть достопримечательности Санкт-Петербурга, городов Золотого кольца России.

– А для себя, для души путешествовать продолжаете?

– Конечно. И география моих путешествий только по России внушительна: побывал и в Калининграде, и во Владивостоке, окунулся в воды Ледовитого океана, бывал и на южных границах нашей страны, в Дагестане. Приходилось бывать и за рубежом: Азия, Европа…

– Александр Андреевич, вы стали победителем конкурса «Учитель года» в Дзержинске. Кому принадлежала инициатива по вашему участию в нем: вам, руководству школы?

– Здесь, несомненно, заслуга принадлежит всему нашему коллективу, а в первую очередь директору школы Елене Эдуардовне Лушиной и моим коллегам – заместителям директора, одним из которых и я являюсь. Именно они вышли ко мне с предложением… проявить инициативу, так сказать, показать себя. Кончено, я знал о том, что такой конкурс существует, но вряд ли бы решился самостоятельно на участие в нем.

– В ходе подготовки к конкурсу не возникало мысли: «Зачем я со всем этим связался?», ведь наверняка приходилось жертвовать временем, увлечениями, общением с близкими. Кстати, как дома отнеслись к вашему намерению участвовать в конкурсе?

– Ну, супруга у меня тоже педагог и идею о моем участии в конкурсе очень даже поддержала. Говорила: «Ты сумеешь, тебе есть что показать и о чем рассказать».

Подготовка к конкурсу… Да, здесь, конечно, было много разных моментов…То порыв вдохновения, когда сценарий урока писался буквально в считаные минуты, то, наоборот, накатывали мысли: мол, ерунда это все какая-то, никому это не интересно будет. Вот так в творческих муках и рождалось это участие.

– А чувствовали ли при подготовке к конкурсу поддержку коллектива, учеников?

– Видимо, где-то в глубине души я суеверный человек, поэтому среди детей и родителей учеников вообще ничего не говорил об этом. Это уже потом они сами как-то узнали, принимал поздравления.

А вот коллеги здорово помогли: советами по конструированию урока, по подготовке творческой презентации, по написанию теоретической выкладки урока. Идей было много, но именно с помощью коллег удалось их привести в надлежащий вид и презентовать членам жюри конкурса.

Поэтому коллегам, поддержавшим меня, помогавшим мне, отдельные слова благодарности. Без них я бы вряд ли добился такого успеха.

– Что в конкурсе вам показалось самым интересным? А сложным?

– Самое интересное и одновременно самое сложное – без сомнения, это урок. Урок на заданную тему, с незнакомыми детьми, укороченный по времени – всего 35 минут против традиционных 45.

Как раз тот факт, что дети незнакомые, ставит под сомнение весь твой замысел. Конечно, был у меня сценарий, продуманы вопросы, задания – одним словом, весь ход урока. Но в любой момент что-то могло пойти не по задуманному сценарию. Впрочем, как раз вот общение с детьми мне удалось – буквально 5–7 минут, и урок пошел так, словно мы с ними вместе уже не один год. Думаю, в этом тоже была часть успеха.

– Соперники у вас были серьезными?

– В финал конкурса прошли пять педагогов. Среди них учителя истории и иностранного языка, где я хотя бы примерно представлял специфику их предметов и то, как они могут построить свои уроки. А еще были учителя по технологии и физической культуре со своей очень сильно выраженной спецификой преподавания, скажем так, с нестандартным проведением урока. Урок – тренировка по лыжной подготовке и урок – кулинарная мастерская.

Естественно, что все участники, как и я, дойдя до финала городского конкурса, оказались там не случайно, а прикладывали усилия, вели серьезную подготовку, выложились на конкурсе на все сто процентов.

– На ваш взгляд, нужны ли такие конкурсы, дают ли они что-то учителям в профессиональном плане или являются, по большому счету, играми, в которые играют взрослые?

– Абсолютно уверен, что конкурсное движение среди педагогов необходимо. Опять же мои мысли: это не просто некое соревнование, но и возможность обменяться опытом, познакомиться с новыми коллегами, услышать что-то необычное, нетрадиционное в дидактике. Такое общение в профессиональном смысле тоже очень дорогого стоит.

– Одним из заданий конкурса было сформулировать свое профессиональное кредо. Какое оно у вас, Александр Андреевич?

– Свое кредо я сформулировал так: «Мое «географическое» открытие. Построй верный маршрут…» Идея в том, чтобы за счет своего опыта путешествий и знания географии привлечь внимание детей к предмету, разбудить у них интерес к окружающему миру и помочь построить им их верный маршрут по жизни…

– Как настроение перед региональным этапом конкурса: намерены побеждать или для вас главное не победа, а участие?

– Для меня одинаково важны и участие, и победа. Сейчас уже активно продумываю идеи, разрабатываю сценарий следующих конкурсных заданий, мастер-класс, где я попытаюсь научить коллег использованию какого-нибудь педагогического приема, и «лекцию с залом», посвященную роли семьи в воспитании ребенка.

Будет мне интересно и посмотреть, послушать выступления коллег на региональном этапе, взять какие-то идеи для себя.

Ну и, конечно, надеюсь на свой успех в следующем этапе конкурса.

Алла ЕГОРОВА.

Последние новости

Проект строительства поликлиники в Новинках одобрен госэкспертизой

Медучреждение рассчитано на 250 пациентов в смену. Государственная экспертиза одобрила проект строительства поликлиники в п. Новинки в Приокском районе Нижнего Новгорода.

Ежегодный митинг в память о подвиге ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС прошел в Нижнем Новгороде

В мероприятии приняли участие непосредственные свидетели тех страшных событий – ликвидаторы аварии, представители ветеранского сообщества и Главного управления МЧС России по Нижегородской области,

Глеб Никитин принял участие в открытии выставке «Я говорю с тобой из Ленинграда»

Выставочный проект «Я говорю с тобой из Ленинграда. Живая история блокадного города и его жителей» открылся в Манеже Нижегородского кремля .

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *