Настоящая химия

День учителя – особый праздник.

Ирина КОЛОБОВА
Фото: Александр ЮРЬЕВ
05.10.2022 г.

День учителя – особый праздник. Это, может быть, в календаре он не отличается от сотен других профессиональных дней, а вот в сердцах каждого человека отмечен вечным золотым пером.

Ведь у каждого человека в жизни был, есть или ещё будет свой Учитель. И хорошо, если он вот такой – с большой буквы, тогда и жизнь будет правильной, и воспоминания только лучшие.

Назвать нашего героя Учителем с большой буквы мы пока ещё не можем – слишком мало прошло времени для доказательств. Да и воспоминаний о себе он оставил немного, дав путёвки в жизнь пока ещё только двум выпускам учеников. Но даже эти шесть лет, что Николай Жирнов служит на ниве образования, могут дать реальную надежду: заглавная буква обязательно появится в обозначении его профессии.

Вряд ли когда-нибудь Николай мечтал стать учителем, такая мысль редко приходит в голову мальчишкам. Девчоночья профессия, как презрительно говорят многие уважающие себя пацаны, и в то же время ходят толпой за любимыми учителями-мужчинами, заглядывают им в рот и буквально ловят каждое слово.
- Учителем стать не мечтал, – подтверждает Николай, – с детства нагляделся на маму. Она у меня учитель, и всю жизнь на первом месте для неё – школа и ученики. Нас накормит, спать уложит, а сама за тетрадки. Я в детстве всё хотел подсмотреть, когда же мама спать ложится или когда встаёт – не получалось, во сколько бы я не проснулся, мама всегда на ногах. Да я, кажется, вообще ни о чём не мечтал в детстве, у нас в Медведеве было столько нужных интересных дел и мальчишеских забот, что думать о будущей профессии было некогда. Отец у меня электрик, с детства приучал меня к труду, к тому, что настоящий мужчина должен уметь всё делать своими руками. А ещё он учил маму уважать, помогать ей, потому что мы-то, мужчины, можем сделать всю свою физическую работу да и отдохнуть где-нибудь в лесу, на реке с удочкой, а мамина голова никогда не отдыхает от мыслей и планов.

В школе Николай пытался объять необъятное, на себе попробовать всё, что предлагалось: гитара – давай сюда, этот уникальный атрибут из каждого мальчишки может сделать героя и любимчика всех девчонок; дзюдо – как же без него, ведь это же сила, ловкость и опять же заинтересованные взгляды представительниц прекрасного пола; драматический кружок – обязательно надо записаться, кстати, и получалось неплохо, что тоже было отмечено. Но с таким же максимализмом, с каким брался Николай за новое дело, он и бросал его без сожалений. Впрочем, это черта всех мальчишек, и ничего плохого в ней нет.
- Немножко определился я только уже в лицее, поступив на естественное отделение, – рассказывает Николай. – Почему-то решил стать врачом, и первое время был даже уверен, что так и будет. Но учёба так закрутила, столько всего интересного было в лицее, что мысли стали метаться из стороны в сторону. Учителя говорили, что из меня получился бы неплохой юрист, но такой вариант я даже не рассматривал – я же химию с биологией упорно изучаю. Но потом и химия с биологией на некоторое время отошли на второй план, уступив место другим взрослым интересам. В какое-то время даже думал бросить лицей. Особенно укреплялась эта мысль, когда друзей своих школьных встречал, – мне казалось, что у них такая беззаботная жизнь по сравнению с моей! Честное слово, чуть не смалодушничал. Правда, родителям ничего не говорил, да и опомнился вовремя, надо было уже серьёзно о будущем задумываться. Медицину исключил полностью – осталась педагогика. Но тут уже мама заняла боевую оборону, даже слушать не хотела, что её сын станет учителем. Как ни странно, но поддержал меня отец и маму сумел переубедить.

И поступил Николай Жирнов в педагогический университет имени Минина. Известно, что мужчины в этом вузе на особом положении – чего уж там скрывать, неохотно идут парни в педагогику. Вот и в его группе к диплому из шестерых представителей сильного пола осталось четверо, хочется верить, настоящих учителей.
- Мне кажется, что я уже в университете понял, что мне нравится моя будущая профессия, – признаётся Николай. – На практике работал вожатым в детских лагерях, приходилось вспоминать всё, за что когда-то сам брался: и гитару, и драмкружок, и приёмы дзюдо. Признаюсь, внимание детей тешило моё самолюбие. Это так здорово, когда за тобой ходят хвостом. Ты и сам-то ещё совсем недавно вышел из детского возраста, а уже можешь чем-то заинтересовать других, да ещё и отвечаешь за них.

Да, очень рано стали называть Николая по отчеству. Если в детском лагере этого можно было ещё избежать, то в школе без отчества – никак.
- Первый свой урок я помню очень хорошо, – говорит Николай, – я на пятом курсе учился, хотелось подработать на мелкие расходы. Приехал домой, случайно открыл газету и случайно наткнулся на объявление: в школу №2 требуется учитель химии и биологии. Пока шёл в школу, все аргументы перебрал, которые приведу в качестве доказательств моей пригодности к работе. А не понадобилось ни одного, сразу же всё оформили и определили время первого урока. Прямо с пар, на электричке приехал в Семёнов и сразу в школу. И только уже на уроке понял, что что-то не так. Слишком внимательные взгляды восьмиклассников, перешёптывания, улыбочки. Подумал, что так и должно быть, когда ученики оценивают нового учителя. Но в учительской коллеги открыли мне глаза на мой непедагогический внешний вид. Я из института приехал в джинсах и кедах, в таком виде и на урок заявился.

Одной случайной ошибки хватило молодому педагогу, чтобы понять – панибратским отношением и внешним видом типа «свой в доску» уважения учеников не заслужить. Николаю удалось чутко уловить тонкую грань между дешёвым заигрыванием перед учениками и взрослым отношением почти на равных.
- Да, я хорошо запомнил тот свой первый урок, – признаётся Николай, – мне ведь даже немножко польстило, когда в коридоре одна старшеклассница весело спросила: «А ты из какого класса, новенький?» Нащупать грань в отношениях с учениками действительно очень сложно, всегда есть риск или вовсе не заслужить уважения, оставаясь на одной ступени с ними, или потерять его, превратившись в зануду. Я понял, что главное и в то же время самое сложное – это увлечь учеников. Каждый учитель знает, как бывает обидно, когда на уроке в ответ на все твои старания получаешь пустоту, а то и откровенную скуку. Как так, думаешь: ведь это же настолько интересно – то, что я им рассказываю, почему им скучно? И начинаешь в себе копаться, что не так сделал. Может, ещё вот это рассказать или вот это показать? И всё как-то потихоньку встаёт на свои места. А уж когда услышал классический вопрос в конце урока химии: «А когда мы взрывать будем?», – понял, сработало, что-то зацепило. «Ну, – говорю, – как только вот эту тему изучим и все сдадут контрольные работы на «хорошо» и «отлично», тогда и попробуем». Посмеялись все вместе. Они ведь мне тоже экзамены устраивают – так сказать, на прочность. Прихожу на урок химии, а дверь кабинета заперта, и ни одного ученика рядом. Сразу подумал, что решили урок сорвать, не явились. Открыл дверь ключом, а весь класс как на открытом уроке сидит: ручки сложены, плечи выпрямлены, лица серьёзные, а кажется, что сейчас все просто лопнут от смеха. Оказывается, через лаборантскую прошли, чтобы мою реакцию проверить. Мне тоже так смешно стало – и за то, что испугался, и просто весело, что они у меня такие классные.

Вот и он, Николай Александрович, тоже классный, настоящий классный руководитель, который знает о своих учениках всё, который всегда в зоне доступа и всегда поможет решить любую проблему. Но главное, ему удаётся увлечь своих учеников. Если кому-то не нравится химия и даже лабораторные работы с опытами их оставляют равнодушными, то попробуем нажать на биологию – там тоже много интересного. Опять мимо? Значит, ударим по скуке и равнодушию художественной самодеятельностью, турпоходами, экскурсиями. Обязательно найдётся кнопка, или, лучше сказать, химический элемент, который позволит произвести в голове ученика нужную реакцию. Тогда и возникает настоящая химия: любовь к школе, к предмету, к учителям, к одноклассникам, к жизни.
- Я ведь знаю, что мало кто из моих учеников сделают химию и биологию своей профессией, – говорит Николай, – у меня и цели такой нет. Главное, чтобы им было интересно учиться, чтобы не хотелось уходить из школы. Заставить человека полюбить что-то – невозможно, а вот попробовать пробудить любовь вполне реально, но только если сам любишь то, о чём рассказываешь.

Николай любит всё, о чём рассказывает своим ученикам, и это касается не только предмета. Но лучше всего любой урок усваивается на практике. Когда ученики видят, как загораются глаза учителя во время проведения опытов, или на репетициях очередного мероприятия, или во время походов, с какой фантазией и профессионализмом он подходит ко всему, то и у них в головах немедленно возникает та самая химическая реакция.
Похоже, что это увидело и руководство, не случайно же Николая Александровича назначили советником директора по воспитательной работе. Теперь о свободном времени он может только мечтать.
- Пока я о нём и не мечтаю, – говорит Николай, – мне нравится такой ритм, когда время не делится на рабочее и свободное. У меня во всём свобода, потому что я занимаюсь любимым делом. Я и маму стал лучше понимать, она тоже всю жизнь любит свою работу. Кстати, она во многом мне помогает, особенно что касается документации, она ведь завуч в Хахальской школе, каждый сложный момент объяснит ясно и понятно.
Коллеги в школе приняли меня очень хорошо, тоже во всём помогают, у нас вообще замечательный коллектив. И ученики очень хорошие. Все разные, но это так интересно. Лучшим доказательством того, что я не ошибся с выбором профессии, стало признание одного мальчика – он во время одного из наших мероприятий подошёл и тихонько сказал: «Николай Александрович, вы как мой отец». И такие глаза у него были, что о лучшей награде и мечтать невозможно. Первым моим выпускникам уже по двадцать лет, когда встречаемся, нам всегда есть о чём поговорить, что вспомнить.

Но даже в этих случаях, когда встретились хорошо знакомые люди с небольшой разницей в возрасте, с одинаковыми интересами и взглядами, всё равно видно: это учитель, а это – ученики. И дело даже не в банальной субординации, которую требуется соблюдать, – здесь ничего не требуется, здесь уже всё есть и останется навсегда: и имя, и отчество, и уважение. Вполне возможно, что совсем скоро и заглавная буква появится в обозначении профессии нашего героя. Значит, верно рассчитана формула, правильно подобраны реактивы, удачно проведён опыт, и химическая реакция обещает быть яркой и многообещающей.


Последние новости

Бюджет Нижнего Новгорода на 2024 год: дефицит и приоритеты

В следующем году город столкнется с дефицитом в 3,3 млрд рублей.

Транспорт в России: Дефицит и Праздник

Аналитики hh.ru выделили транспортную сферу среди самых дефицитных в стране.

Снижение автокредитов: новые тенденции в финансировании

Средний размер автокредита достиг рекордно низкого уровня.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Новочебоксарске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *