«Нам это нужно, чтоб поселок Пыра продолжал жить…»

Пырская школа №6 стала участником федерального проекта «Точка роста». Теперь у образовательного учреждения есть квадрокоптер, дроны, VR-очки, на подходе – 3D– принтер.

Пырская школа №6 стала участником федерального проекта «Точка роста». Теперь у образовательного учреждения есть квадрокоптер, дроны, VR-очки, на подходе – 3D– принтер. «Репортер» встретился с педагогами, чтобы выяснить, какие высокие технологии будут внедряться в сельской школе.

Высокотехнологичные прибамбасы

Сразу сорок шесть образовательных центров гуманитарного и цифрового профиля «Точка роста» начали работу в сентябре в Нижегородской области. Один из них – на Пыре.

Что-то почти «сколковское», прорывное слышится в словосочетании «образовательный центр». А еще, пожалуй, шокирующее, когда узнаешь, что эти самые центры открываются не где-нибудь – на селе.

Понятно, что наукоградов из деревенских школ, попавших в федеральную программу «Точка роста», лепить никто не собирается. Однако инновации будущего в виде 3D-принтеров, VR-очков, мощных вычислительных станций, квадрокоптеров в полном смысле слова уже врываются в сельские образовательные учреждения – все, как велел президент.

А что теперь? Как высокие технологии изменят их жизнь? Смогут ли выйти на новый уровень школы, которые из-за малокомплектности последние несколько лет активно оптимизировали путем закрытия (по данным 2018 года, с 2000 года в РФ закрылось 25,5 тысячи школ, из них 20,1 тысячи – на селе. – Прим. ред.), а теперь взялись модернизировать? И что из себя на самом деле представляют образовательные центры гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста»?

«Точка роста» – для энтузиастов

Школа №6 в поселке Пыра – скромное двухэтажное здание. Построенное в 1956 году, оно неплохо сохранилось вплоть до характерных для сталинского ампира деталей: лепного декора на свежепобеленном фасаде, вензелей и пятиконечной звезды, венчающих входную группу. Все то, что уже в конце пятидесятых стали порицать и называть «излишествами в проектировании и строительстве», сегодня совсем не раздражает – скорее, умиляет и в некотором смысле восхищает: это же надо, какая тщательная проработка архитектурного облика сельского учреждения!

О том, что это не просто школа, а самая что ни на есть «Точка роста», сообщает ярко-красная вывеска. Красный – один из основных цветов проекта. 

Директор школы №6 Елена Петрунина, как радушная хозяйка, встречает корреспондентов прямо в дверях. «Чтобы не заблудились», – улыбается она.

Хотя заплутаться здесь трудно: здание совсем небольшое.  

О школе директор рассказывает с видимым удовольствием – все больше о радостном, не жалуется. Да и поводов как будто нет: наполняемость хорошая – 103 ученика. Это главное. Притом есть классы, в которых учатся по 17 детей, по меркам сельской школы – отличный показатель.

«Официально все «Точки роста» в поселковых образовательных учреждениях уже запустили в работу. 23-24 сентября в области прошли Единые дни открытия. Торжественные мероприятия с участием представителей администрации состоялись и в нашей школе, но кабинеты пока не до конца оборудованы техникой, готовятся образовательные программы... Так что ждем, надеемся и верим», – говорит улыбаясь Елена Александровна.

Вместе с директором идем по школьным коридорам. Старенькие двери, крашеные стены – все просто, без изысков и претензий, но аккуратно, чисто. По пути Елена Александровна рассказывает, как пырская школа попала в федеральный проект.

«Городская администрация предложила, мы отправили заявку. Образовательное учреждение должно было соответствовать ряду условий. Решение о допуске к участию в проекте принимала специальная комиссия в региональном министерстве образования. Нам повезло: из рядового поселкового образовательного учреждения мы «превратились» в «Точку роста», – продолжает Елена Петрунина.

«Многопрофильный образовательный центр», как оказалось, это два кабинета, расположенные в разных частях школы. Под «Кабинет проектной деятельности» отдали класс географии и ОБЖ. В «Кабинете формирования цифровых и гуманитарных компетенций» раньше занимались музыкой и информатикой. Теперь еще – и технологией.

В коридоре, ведущем в «Кабинет проектной деятельности», установили современный press wall с изображением логотипа «Точки роста». Он, безусловно, привлекает внимание, на его фоне можно еще и сфотографироваться.

За деревянной дверью «Кабинета проектной деятельности» – не просто школьный кабинет, а что-то вроде офисного помещения какой-нибудь процветающей компании.

«Классные интерьеры оформлены в едином стиле, в соответствии с брендбуком, разработанным специально для «Точки роста», – разъясняет директор.

Вариации допустимы, но в целом прослеживается единая линия: обязательно изображение логотипа «Точки роста» – то ли колос, то ли росток с ромбовидными листьями. По соседству – фигура оленя, символ Нижегородской области. «Фирменные» цвета – оранжевый, красный, белый и серый.

Средства на ремонт и, как сказала Елена Александровна, «дооборудование» помещений мебелью – специальными стульями, столами, стеллажами – выделил городской бюджет. В общей сложности – чуть больше шестисот тысяч рублей.

Ремонт получился, как сейчас принято говорить, бюджетным. Тем не менее выглядят обновленные классы эффектно, презентабельно – словом, современно.

Что с коптерами делать будем?

А вот денег на технику не пожалели. В общей сложности на оборудование для пырской школы из федерального бюджета было выделено около двух миллионов рублей. (При этом обещают, что расходные материалы для техники в дальнейшем тоже будут приобретаться за счет федеральных денег.)

По меркам поселковой школы – сумма просто космическая, далекая от реальности, как, в общем-то, и высокотехнологичное оборудование, приобретаемое на эти средства.  

Стеллажи в «Кабинете проектной деятельности» уже сейчас ломятся от многообразия инструментария, какой-то мыслимой и немыслимой техники. Здесь и чемоданчик для оказания первой медпомощи, и набор инструментов для уроков технологии, по соседству – профессиональный фотоаппарат для реализации информационных проектов… Ощущение такое, будто стоишь у витрины магазина.  

«А это Александр и Искандер», – знакомит Елена Александровна.

Конечно, не заметить этих черноволосых парней в синих рубахах, молчаливо стоящих на полках, невозможно: тренажеры-манекены входят в набор для ОБЖ. С их помощью ребята будут совершенствовать навыки оказания первой медицинской помощи.

«Это не просто классы, каждый из них – это образовательная среда. Здесь будут проходить не только занятия по технологии, информатике, ОБЖ, то есть по школьным предметам, но и занятия по программам дополнительного образования», – поясняет Елена Александровна.

Кроме того, по словам директора, ребята будут учиться работать над социальными проектами, получат возможность развить свои творческие способности, научатся играть в шахматы. На территории небольшого, в сущности, классного кабинета есть все необходимое для этого.

Или почти все…

«Вот те самые очки виртуальной реальности… Можете их померить», – продолжает мини-экскурсию Елена Петрунина.

Пока они просто лежат на полке, восхищая одним своим присутствием. Ноутбук, в паре с которым они работают, тоже прибыл. Осталось решить вопрос с наладкой.

Где-то в пути задержался обещанный 3D-принтер (хотя разноцветные катушки к нему тоже уже лежат на полках) и квадрокоптеры.

Деньги выделяются большие, а закупки проходят через конкурсы. Очевидно, с этим и связаны проволочки.

По словам руководителя школы, больше всего дети ждут появления дронов. Всего их будет четыре.

«Большой с трехосевым стабилизатором, камерой 4К, с максимальной дальностью передачи сигнала – не менее 6 километров, а также три маленьких, стограммовых», – зачитывает Елена Александровна.

Преподаватель технологии с многолетним стажем Людмила Николаевна Чернова – одна из немногих в пырской школе, кто умеет управлять дронами. Она прошла обучение на специальных курсах в рамках подготовки специалистов «Точки роста». Обладает поистине бесценным знанием: знает, что делать с коптерами.

«Конечно, когда узнала, что придется работать с дронами, испытала легкий шок, запаниковала, – рассказывает Людмила Николаевна. – Ведь это все равно что космическим кораблем управлять!»

Людмила Чернова считает, что на уроках технологии эти «летательные аппараты», скорее всего, не понадобятся. А вот для реализации программ дополнительного образования – в самый раз.

«Детям это будет не только интересно, но и полезно. Чтобы грамотно управлять ими, конечно, нужна сноровка, со временем всему научимся», – уверена педагог.

Предполагается, что «общение» с квадрокоптерами должно развить в детях навыки работы с электроникой, интерес к программированию, изучению основ робототехники и авионики. Именно такие цели ставят перед педагогами – участниками программы «Точка роста» ее разработчики. Справиться с этой амбициозной задачей преподавателю, много лет преподававшему технологию, наверное, будет непросто…

В прошлом году, рассказала Елена Петрунина, в кабинете, который теперь называется классом информационных компетенций, заменили старые окна на пластиковые. На средства, выделенные из городского бюджета в рамках реализации проекта «Точка роста», сделали не только ремонт, но и установили новые двери, похожие на сейфовые. Осталось дождаться, когда привезут жалюзи.

Ну и подключат планшеты.

 «Что же, выходит, на уроках технологии девочки теперь перестанут варить супы, шить, а вместо этого засядут за компьютер?» – интересуюсь у Людмилы Черновой.

Оказывается, нет, не перестанут. Притом в шитье современные технологии, как выяснилось, могут стать незаменимым помощником.

«Раньше чертежи делались от руки, а теперь будут разрабатываться с помощью компьютерного оборудования, – пояснила педагог. – Безусловно, вести уроки станет сложнее, но детям будет интересно, в этом я уверена».

С возможностью роста

«Почти 90 процентов педагогического состава нашей школы в рамках подготовки к реализации проекта «Точка роста» прошли серьезное, длительное обучение: сначала – заочный этап, потом – очный  на базе «Кванториумов». Получили соответствующие сертификаты и готовы работать», – говорит директор.

Не все проходит гладко, но руководитель уверена: чтобы проект заработал в полную силу, необходимо время. Одно то, что сельским школам дали возможность расти, – само по себе уже здорово.  

С ней полностью согласна Татьяна Валерьевна Курилкина, преподаватель иностранного языка в школе №6, а теперь еще и руководитель Центра «Точка роста».

«Начало, конечно, многообещающее: дроны, очки виртуальной реальности, принтеры, шахматная секция…» – говорит Татьяна Валерьевна.

А что дальше?

Педагог возлагает большие надежды на проект. «Точка роста», поясняет учитель, рассчитана на то, чтобы сельское образовательное учреждение перестало быть только школой, а стало настоящим центром притяжения для жителей поселка, независимо от возраста.

«У нас же здесь нет клубов, развлекательных, досуговых центров. Школа – не только образовательное учреждение, но и единственный культурно-досуговый центр для двух тысяч жителей Пыры и Пырских Двориков, – продолжает она. – Проект «Точка роста» дает возможность не только проводить интересные школьные занятия, но и во внеурочное время вести кружковую работу».

Роль педагогов дополнительного образования возьмут на себя школьные учителя. Вроде бы, это не только увеличит их нагрузку, но и положительно скажется на их зарплате.

Занятия в кружках (заметим, абсолютно бесплатные) – это для детей до 18 лет. Молодежи постарше «Точка роста» позволит проявить себя в социально значимых для поселка проектах.

«Мы уже подумали, какой проект можем реализовать, – делится Татьяна Валерьевна. – Известно, что на Пыре после войны оказалось много военнопленных. В поселке в память о них установлен «Венгерский крест». По нашим данным, на территории Пыры есть еще и захоронения французских летчиков. С приобретением квадрокоптера мы, наконец, сможем их найти».

Пока это все. Но в перспективе, уверена педагог, жители села сами активно включатся в работу и благодаря новым технологиям смогут реализовать множество важных дел.  

«Предполагается, что проектная дельность позволит жителям Пыры в дальнейшем решать какие-то социальные проблемы родного села, – поясняет Татьяна Валерьевна. – Хочется верить, что проект «Точка роста» станет некой отправной точкой его дальнейшего развития».

Елена АРТЕМОВА.

Последние новости

Бюджет Нижнего Новгорода на 2024 год: дефицит и приоритеты

В следующем году город столкнется с дефицитом в 3,3 млрд рублей.

Транспорт в России: Дефицит и Праздник

Аналитики hh.ru выделили транспортную сферу среди самых дефицитных в стране.

Снижение автокредитов: новые тенденции в финансировании

Средний размер автокредита достиг рекордно низкого уровня.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Полевском

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *