Чем раньше – тем лучше?
Фото: А. ЛОБАСТОВ На самом деле, эта мысль приходила мне в голову и раньше, когда ребёнку было всего пять с половиной лет.
Фото: А. ЛОБАСТОВ
На самом деле, эта мысль приходила мне в голову и раньше, когда ребёнку было всего пять с половиной лет. Тогда все знакомые мамочки из нашей «песочницы» во дворе стали отдавать своих детей на групповые занятия по английскому. Думала я, думала и решила дождаться начала занятий в школе. Уж очень мне не хотелось на тот момент озадачивать себя и всю нашу семью ещё и походами к репетиторам, достаточно было усиленных занятий в спортивных секциях.
Но, как говорится, время пролетело незаметно. И вот уже второй класс, а в расписании появился тот самый АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК! И вновь в голове возник пресловутый вопрос: отдавать или не отдавать? Чёткого ответа к этому времени у меня так и не родилось. С одной стороны, мне казалось, что посещение репетитора по английскому языку младшими школьниками и тем более дошкольниками – скорее дань моде, чем необходимость. С другой – меня одолевал страх недодать ребёнку качественных знаний сверх программы.
Было изучено множество информации в Интернете, проведён опрос знакомых мамочек, не один раз взвешены все за и против.
Наконец, устав от поиска ответа и воспользовавшись служебным положением, я решила узнать мнение человека, который не первый год учит детей английскому в школе. Тем более, подумала я, эта информация будет полезна для многих наших читателей: родителей дошкольников и школьников начального звена.
Поиски истины привели меня в Новинскую школу. Именно там работает Елена Николаевна Колпакова, учитель английского языка и по совместительству руководитель методического объединения учителей английского языка в Богородском районе. С ней у нас состоялась очень интересная и познавательная беседа.
– Елена Николаевна, английский язык в школе начинается со второго класса. По мнению родителей, школьная программа по этому предмету не столько сложная, сколько «быстрая». Это действительно так?
– Идеальной программы, которая устраивала бы всех педагогов, родителей и учеников, к сожалению, не существует. Да, мы работаем по определенной программе. Но каждый педагог должен понимать, что это всего лишь инструмент, которым он должен пользоваться. И именно учитель устанавливает скорость изучения материалов с учётом уровня подготовки каждого конкретного класса. Нередко бывает, что в классах из одной параллели (уроки в обоих веду я) мы проходим разные темы, потому что, например, в «Б» дети быстрее усваивают материал, а в «Г» нужно ещё раз вернуться к ранее пройденному.
Для меня в начальном звене важно, чтобы ребёнок не боялся моего предмета. Поэтому на первых уроках мы снимаем стресс. Никаких плохих оценок! В этом возрасте не принципиально, ошибётся или нет ученик в произношении слова, построении предложения. Главное, чтобы коммуникация состоялась.
– От родителей слышала, что многие темы проходят поверхностно, потому что не хватает времени, а спрашивают, наоборот, углублённо.
Не получается ли, что требуют больше, чем дают?
– Тут, я думаю, родители ошибаются. Если ребёнок жалуется, что его спрашивают о том, о чём на уроке учитель не говорил, то, скорее всего, он просто не смог по какой-то причине усвоить этот материал. И не всегда причина именно в ребёнке. Ведь важно не просто выдать материал на занятии. Нужно сделать так, чтобы дети его поняли и запомнили с урока. Все мы разные: кто-то запоминает на слух, а кто-то визуально. Поэтому новые знания на уроке в младших классах нужно пропустить через все органы чувств. И необходимо регулярно повторять пройденное. То, что не повторяется в течение трёх дней, память стирает как ненужную информацию.
И родители тоже должны помогать своим детям. Вы подумайте только, иногда уроки английского языка по расписанию бывают всего два раза в неделю: в понедельник и в пятницу, например. Между занятиями перерыв три дня. Конечно, ребёнок может забыть многое из пройденного. Вспомните, когда мы учим ребёнка читать, то не надеемся только на учителя, стараемся читать и дома. То же самое и с английским. Я не говорю, что нужно с утра до вечера сидеть над учебниками. Можно закачать полезные игры на изучение языка в телефон и разрешать ребёнку играть по дороге на секцию, например. Или пользоваться учебными платформами вроде Учи.ру. Это в любом случае лучше, чем ничего.
– Сейчас на английский стали отдавать детей уже в дошкольном возрасте, с 5-6 лет. И даже раньше. На ваш взгляд, это необходимость или дань моде?
– Я отвечу вам словами Льва Семёновича Выготского, советского психолога: «…только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой. Но обучать ребёнка можно только тому, чему он уже способен обучаться».
Абсолютно верное высказывание. Необходимости в изучении английского в дошкольном возрасте точно нет. Но если ребёнок готов ему обучаться, то почему не попробовать?
Ещё на третьем курсе института я работала преподавателем английского языка в детском саду. Специфика обучения маленьких детей такова, что каждый урок ты как-будто строишь домик из песка. От занятия к занятию нужно повторять одно и то же. Иначе домик «рассыпается», то есть многое забывается. Уже позже я поняла, что в дошкольном возрасте не важно, сколько дети запомнили слов. Главное, что они учатся слушать и слышать звуки, различать их, повторять.
В целом ничего плохого в раннем изучении английского нет. Но только в том случае, если ребёнок получает от этого удовольствие и у него нет логопедических проблем в родном языке. По сути, некоторые звуки в английском языке произносятся так, что в русском это будет дефектом речи: межзубные свистящие звуки, нёбный звук «Р». Ведь возможно закрепление неправильного произношения звуков родной речи.
– Много ли детей приходит в школу со знанием английского? В каких случаях, на ваш взгляд, всё же нужны дополнительные занятия языком младшим школьникам?
– По своему опыту скажу, что в школу основная часть детей приходит без знаний английского языка. Но в процентном соотношении с каждым годом детей, посещающих дополнительные занятия английским до школы или во время обучения в начальных классах, становится всё больше.
Но это вовсе не значит, что дети, не посещающие дополнительные занятия, должны чувствовать себя некомфортно на уроках английского. Если это так, и ребёнок жалуется родителям, что в классе учитель работает только с определённой группой детей или занижает ему оценки, значит, процесс обучения выстроен неправильно. И эту проблему нужно решать непосредственно с педагогом.
Возможно, ребёнку действительно сложно даётся язык, ему не хватает двух уроков в неделю, он сильно отстаёт от других учеников. И учитель это подтверждает. Тогда есть смысл пойти на дополнительные занятия, чтобы выровнять ситуацию.
Или, наоборот, педагог считает, что у ребёнка выдающиеся способности к изучению английского и их нужно развивать дальше, сверх школьной программы, а у родителей есть желание и возможность это делать, тогда тоже стоит заниматься дополнительно.
В остальных случаях я не вижу смысла посещать дополнительные занятия английским в начальной школе. Категорически против, если ребёнка водят к репетитору для того, чтобы делать домашние задания, прикрываясь отговоркой, что сами родители не могут помочь ребёнку в этом.
– Как вы считаете, лучше групповые или индивидуальные занятия в раннем возрасте? И сколько по времени они должны идти?
– Я сама люблю больше групповые занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь с ними важна именно коммуникация, умение строить диалог. Со сверстниками им общаться легче, чем со мной. Но есть дети-интроверты. Им, наоборот, сложно в заниматься в детском коллективе, они стесняются, боятся ошибиться. Им комфорт-
нее на индивидуальных уроках. Родители лучше знают своих деток, им и решать.
По времени занятие должно идти 30-40 минут, дальше внимание у ребёнка теряется. Двух раз в неделю достаточно.
– Вы мама троих детей. Они занимаются английским языком дополнительно?
– Представьте себе, нет. Дополнительно английским занималась только старшая дочь, и то всего два года в 7-м и 8-м классах. Потом занятия плавно сошли на нет. Сыновья не ходили на дополнительные уроки совсем. Сейчас мой младший – второклассник. И за лето мы не выучили с ним даже английский алфавит. Он учит язык наравне со всеми в школе. И я считаю, что ему этого пока достаточно.
– Елена Николаевна, что вы можете сказать родителям
в завершение нашей беседы?
– Дорогие мамы и папы, нужно пробовать разные виды деятельности, чтобы найти ребёнку занятие по душе. Но пусть он занимается тем, что ему действительно интересно. Нравится ему английский язык – пусть учит. Нравится футбол – пусть бегает и пинает мяч. Главное, никогда не путать желание самого ребёнка со своими родительскими амбициями! Ходить или нет ребёнку на дополнительные уроки английского в раннем возрасте, решать только вам, но пусть этот выбор будет основан на реальных потребностях, а не под давлением моды.
Автор: ЗЕМСКОВА М.
Последние новости
Вопросы и ответы о раке предстательной железы
Все, что вы хотели знать о раке предстательной железы
История Андрея Ивановича: Путь к выздоровлению от рака пищевода
Пациент Нижегородского онкоцентра делится своим опытом борьбы с болезнью.
Понимание системы стадирования TNM для онкопациентов
Разъяснение значений букв и цифр в диагнозе рака.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований
Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Кургане, охватывающие все важные события в городе