Пусть рисует интуиция: правополушарное рисование

Цветные пятна, блики, размытые границы, а ещё полное отсутствие логических закономерностей – это всё про правополушарное рисование.

Цветные пятна, блики, размытые границы, а ещё полное отсутствие логических закономерностей – это всё про правополушарное рисование.
В чём его прелести и что это вообще такое, «ПМ» рассказала педагог-психолог павловской школы № 6 Татьяна Курганова. БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ

– Татьяна Александровна, правополушарное рисование – не только возможность заняться творчеством, но и приём, который активно стали использовать психологи. Расскажите, почему?

– Я отношу правополушарное рисование к арт-терапии. Различных арт-
терапевти­чес­ких техник довольно много, но это очень мягкий и экологичный метод. Правополушарное рисование – интересное и увле­кательное творческое времяпрепровождение, но, кроме этого, оно несёт в себе и психотерапевтические цели. Во время занятия человек не задумывается, что происходят внутренние изменения, что его психоэмоциональное состояние стабилизируется – он просто увлечён творчеством.

Мышление детей нешаб­лонно, потому что их знания и опыт ещё невелики, нет привычки «думать рационально», во всём искать логику. В этом возрасте правополушарное рисование как метод мягкой психокоррекции очень хорош.

Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специа­лизацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие – образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.
Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподавательница искусства, доктор наук Бетти Эдвардс.

– В чём польза такого творческого метода? Какие проблемы можно решить с помощью него?

– Говорить, что это панацея от всех проблем и через этот метод можно многое диагностировать и скорректировать – неверно. Для этого есть другие эффективные психологические инструменты. В первую очередь он направлен на снятие психоэмоционального напряжения, способствует гармонизации психоэмоционального состоя­ния, особенно после стрессовых, кризисных ситуа­ций, физической и умственной нагрузки. У детей во время учёбы есть моменты, когда нужно собраться, настроиться на результат, происходит истощение всех ресурсов, после этого не у всех получается расслабиться, вернуться в прежний ритм, избежать проблем со здоровьем, могут возникать психосоматические расстройства. Здесь и помогает правополушарное рисование.

Это коррекция самооценки, формирование уверенности в своих силах. В случаях, когда ребёнок не уверен в себе, думает, что у него ничего не получится. А занимаясь по техникам правополушарного рисования, даже если он не умеет рисовать, но видит хороший результат своего труда, а иногда просто шедевр – это очень мотивирует. С помощью простых техник, погружаясь в творчество, не задумываясь, следуя только за эмоциями и чувствами, школьник рисует картину. Часто первая реакция: «Ой, а мы не умеем рисовать» или «У нас ничего не получится». Но здесь художественные навыки совсем не важны. Впечатляющая картина получится с помощью несложных, необычных приёмов.

 

 

 

Правополушарное рисование – прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.

ВОЛШЕБСТВО?

– Расскажите, в чём суть процесса, что происходит на занятии?

– Для меня это не просто творчество – это психологический тренинг. Очень важно со­здать нужную атмосферу. Обязательно звучит подходящая музыка, можно просматривать видеозарисовки по теме занятия. Мы расслабляемся, погружаемся в творческий процесс.

Конечно, не надо это воспринимать как волшебство: вот я ничего делать не буду, инструкции слушать не стану, а у меня всё равно получится красивый рисунок. Это совсем не так. В работу всё же нужно включиться и какие-то усилия приложить.
Когда мы настроились на нужный лад, приступаем к творчеству. Всё начинается с фона – одни цвета накладываются на другие. Сначала широкой кистью грунтуем лист акварельной бумаги белой гуашью, а поверх накладываем другие цвета, смешиваем краски, а затем начинаем рисовать различные элементы с помощью очень интересных техник, которые доступны каждому, в соответствии с замыслом.

Кисть в основном двигается слева направо, снизу вверх. Для удобства прорисовки некоторых деталей можно переворачивать лист.

Вода используется крайне ограниченно. Если нужно очистить кисть от краски и осушить её, используем тряпочки, салфетки. Для рисования используем кисточки разного размера и с разной щетиной. А можно применять, например, ватные палочки, губку, обратную сторону кисти. Всем этим приёмам я учу ребят. А дальше уже – полёт фантазии, творчества и мастерства!

И, конечно, важен результат. Деткам нравится видеть свою готовую работу. А уж если её вставить в рамочку! Это вселяет в ребёнка уверенность в своих силах и пробуждает желание ставить цели и достигать их.

Солнечное настроение создают одуванчики –
ребята рисовали их с удовольствием

СОЗДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ

– Татьяна Александровна, а кто должен учить такому рисованию: специалисты или родители и сами могут заниматься дома с ребёнком?

– Если это арт-терапия, чтобы решить какие-то психологические проблемы, то это дело специалиста. Психолог, по особенностям процесса рисования, по выбору цветов для рисунка, по силе нажатия кисти и готовой картине, может сделать выводы о психоэмоцио­нальном состоянии ребёнка. Но здесь нужна система работы, комплекс мер, в который можно включить и правополушарное рисование.

Если не ставить перед собой психотерапевтических задач, а использовать эту методику для совместных занятий творчеством, сближения с ребёнком, для раскрытия его способностей, для гармонизации внутреннего мира и отношений в семье – это могут делать и родители. Освоить технику можно по видеоурокам, мастер-классам, а потом рисовать вместе с детьми дома.

Это увлекательное занятие, которое могут освоить все. Ведь это не уроки в художественной школе, где нужно знать основы, следовать канонам, точно передавать объёмы и пропорции. Это рисование для души, для релакса, для получения удовольствия от процесса творчества. Найдите возможность провести вечер в кругу семьи за этим интересным видом рисования – вы обязательно заметите первые положительные волшебные изменения в ваших внутрисемейных отношениях.

Желаю вам гармонии в душе, гармонии в отношениях с окружающими людьми и в семье! Дерзайте, у вас обязательно получится!

Влада ПОЛЬСКАЯ
Фото предоставлены героиней

Последние новости

Депутаты обсудят передачу инженерных сетей в Новинках  в собственность муниципалитета

10 декабря 2024 года в 10:00 в городской Думе Нижнего Новгорода (Кремль, корпус 5, зал заседаний) состоится очередное заседание постоянной комиссии по имуществу и земельным отношениям под председательством Кирилла Лазорина .

Появились подробности о возможном закрытии нижегородского завода

Трудинспекция начала проверку из-за возможного закрытия завода в Дзержинске Гострудинспекция начала проверку из-за жалоб сотрудников силикатного завода в Дзержинске на возможное закрытие предприятия.

Постановление уже подписано: важная новость для нижегородских детей-инвалидов

Сертификаты на реабилитацию детей-инвалидов введут в Нижегородской области Дети-инвалиды в Нижегородской области смогут получать средства на реабилитацию при помощи электронных сертификатов.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Выборге с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *