Певица, музыкант, композитор и просто яркая женщина
Совсем недавно имя Екатерины Лавровой не говорило жителям Володарска практически ни о чем.
Совсем недавно имя Екатерины Лавровой не говорило жителям Володарска практически ни о чем.
Фото из архива Е. Лавровой. Е. ЛавроваНо сегодня в местной "просвещенной" среде уже немало почитателей ее таланта. Как мне сказали володарские ценители высокого искусства, характеризуя Екатерину: "По ней же с таким-то шикарным голосом большая сцена плачет. Не наш уровень! Откуда она вообще здесь взялась?!".
Действительно, вокальные данные, артистизм – те еще! Репертуар?! Всё, начиная от лирических песен, романсов и заканчивая сложнейшим джазом и роком – голос позволяет. А еще Екатерина виртуозно играет на саксофоне, сочиняет музыку, преподает вокал. Да и в целом она – яркая, импозантная, самобытная женщина, приковывающая к себе внимание. Одним словом, "ДИВА!" – недаром эта песня стала ее визитной карточкой и именно так, а еще "золотым саксофоном" Екатерину называют в искушенной артистической и приближенной к ней среде. Ведь Екатерина не единожды принимала участие в различных фестивалях, конкурсах – в том числе международных – и становилась их лауреатом, так что ее имя у ценителей профессионального вокала и игры на саксофоне на слуху.
Успела Екатерина Лаврова громко заявить о себе и как педагог, во всяком случае, в Дзержинске, где на протяжении нескольких лет возглавляла детскую вокальную студию "Триумф" при Дворце культуры химиков. Со своими "триумфаторами" Екатерина даже мюзикл ставила, написанный на ее музыку.
А сегодня вокальный коллектив под управлением Екатерины Лавровой создан и набирает популярность в володарском ДК "Юбилейный". Это – "Кураж". Помните, на недавнем юбилее ДК выступление умилительных ребятишек в белых костюмчиках?! А блистательное исполнение "Бесаме мучо" элегантными дамами?! Да, это все нынешние воспитанники Екатерины.
Так откуда она у нас взялась? И вообще, "что за птица такая"? Чтобы удовлетворить этот читательский, да и мой собственный интерес, я решила пообщаться с самой Екатериной.
Девочка из… Прибалтики
…Родилась Катя в Таллине, когда он еще был столицей Эстонии – одной из прибалтийских республик Советского Союза. Приобщаться к вокалу начала, можно сказать, в утробе матери, так как мама у нее была профессиональной певицей. Так что музыка была стихией, в которой девочка росла. В пять лет Катя села за фортепьяно, причем, добровольно, без понуканий и принуждений. При этом детства она лишена не была, часами за инструментом не просиживала.
– Детство у меня было очень даже насыщенным, – рассказывает Екатерина. – Занятия музыкой? Пятнадцать – двадцать минут в день от силы: у меня фотографическая память, и все это легко давалось. Посмотрела – запомнила, разок отыграла и хватит. А потом я рисовала, лепила, рукодельничала. Ну, а большую часть времени проводила на улице. У меня было много друзей, и мы постоянно где-то "шарахались". Например, с апреля по ноябрь пропадали на Балтийском море – благо оно было от нас в шаговой доступности.
В наших краях, а именно в Дзержинске, Екатерина оказалась в начале девяностых "по вине" мамы, которая во время одного из отпусков познакомилась с мужчиной, они полюбили друг друга, поженились. Он жил в Дзержинске – перебралась сюда за ним и жена с дочкой. Кстати, здесь Катя впервые увидела настоящий снег, сугробы и была этим впечатлена.
Позже появились и другие, уже менее радужные впечатления. Непросто было девочке, по сути, из европейского города с прибалтийским менталитетом и соответствующим воспитанием привыкать к местным реалиям. Она, например, никак не могла понять, почему на улицах города нигде нет урн и некуда выбросить тот же использованный билет за проезд, фантик от конфетки. Бросить их себе под ноги Катя не могла – не так была воспитана, вот и набивала всем этим добром карманы. Удивляло ее и то, почему в Дзержинске трамваи передвигаются с таким грохотом, когда в Таллине аналогичный транспорт ходил бесшумно… Ну, ничего: адаптировалась, привыкла.
Написать хорошую песню можно лишь на хорошие слова
Приехав в Дзержинск, Екатерина пошла в седьмой класс общеобразовательной школы и продолжила музыкальное образование в детской первой Скрябинской школе у педагога Полины Евгеньевны Кравченко – внучки прославленной Лидии Александровны Хвиливицкой. Кстати, слушала Катю и сама Лидия Александровна и сказала ей: "Девочка, вам надо идти на композиторское отделение – неплохую музыку пишете". А ведь была Катя тогда всего-навсего семиклассницей.
– Так я с четвертого класса сочинять начала, когда первый раз… влюбилась, – смеется Екатерина (она вообще оказалась очень юморной и самоироничной дамой – авт.). – Конечно, поначалу это были простенькие песенки о моем высоком чувстве. Потом же, когда старше стала, поняла, что если хочу сочинять музыку дальше и делать это серьезно, то надо все-таки обращаться к стихам более профессиональных поэтов, нежели я сама. Поэтому стала сотрудничать с мамиными подругами – профессиональными поэтессами, стала сама вращаться в соответствующих кругах, знакомиться с людьми и находить для себя авторов: ведь далеко не каждое, даже самое хорошее стихотворение, может быть песней. Тут существуют свои законы. Вернее, существовали. Недаром раньше были специальные поэты-песенники. Сейчас поэтов-песенников найти очень сложно.
Тексты к своим песням Екатерина подбирает очень тщательно. Смотрит не только на их музыкальность, что, конечно же, важно, но и на смысл. Бессмыслицы она не приемлет, за дешевой популярностью не гонится и просто на потребу публики не поет. Она вообще считает, что искусство должно поднимать человека, воспитывать, служить людям, а не прислуживать.
Им не жить друг без друга
С музыкальным инструментом, который в какой-то мере прославил Екатерину, и с которым им не жить друг без друга, она близко познакомилась уже в юношеском возрасте, хотя привлекал он ее к себе и раньше. Это – саксофон!
– Я с детства любила саксофон и очень хотела научиться на нем играть, – вспоминает моя собеседница. – При моих вокальных данных, низком тембре голоса духовые инструменты с их звучанием, похожим на живой голос, вообще мне были ближе, нежели другие. В том числе и поэтому я поступила в Дзержинское музыкальное училище на отделение духовых инструментов. Правда, непосредственно игру на саксофоне в училище тогда еще не преподавали, и я там играла на кларнете. А саксофон появился у меня на третьем курсе как "родственный инструмент", и с тех пор мы с ним, можно сказать, неразлучны. Хотя досконально осваивала его самостоятельно.
После окончания музыкального училища Екатерина попала в Мулино в военный оркестр, потом работала в Дзержинске в военном оркестре 100-го танкового полка. "Сидела", как говорит сама, на саксофоне. И, конечно же, пела – профессиональные военные музыканты, которые девушку тогда окружали, не могли допустить, чтобы пропадал такой вокальный дар. Да и сама Екатерина этого допустить не могла. Хотя… небольшой творческий застой в ее жизни все-таки был: это когда она вышла замуж, родила дочку, ушла из армии и переехала в Москву.
За три с лишним года жизни в столице нашей Родины молодая женщина поняла, что это – не ее город. И вообще, большие города – не ее. Она там не то чтобы задыхается, но и дышать полной грудью не может. Ей куда комфортнее жить и работать в небольших, провинциальных городах, поэтому возвращение в Дзержинск стало для нее отдушиной. Тем более, что и творческая деятельность, карьера у нее здесь складывались неплохо: выступала в элитных клубах перед светской тусовкой, публика наделила ее титулом золотого саксофона Дзержинска, пользовался успехом и ее детский вокальный коллектив "Триумф".
…А потом началась пандемия. А еще Екатерина перенесла сложную операцию на колене, после которой долго не могла ходить, и свою вокальную студию вынуждена была распустить.
– Позже, чтобы набрать новый коллектив, нужно было время и силы, а мне после операции надо было прийти в себя, – рассказывает Екатерина. – А сидя дома и приходя в себя, я поняла, что пока не хочу заниматься преподавательской деятельностью, а сама хочу петь, выступать, играя на саксофоне. Даже маме поплакалась на сей счет…
Видимо, Господь услышал тогда молитвы женщины, и два года Екатерина Лаврова в навигацию "ходила" на теплоходе вверх по Волге. Работала там и ведущей, и певицей, и саксофонисткой. А еще вела правополушарное рисование и кружок рукоделия. В общем, целиком и полностью обеспечивала отдыхающим культурный досуг.
А вот и наш "Кураж"!
А как только поняла, что готова продолжить преподавать, ей позвонили знакомые из Володарского района и пригласили работать педагогом по вокалу. Сначала Екатерина работала в МДЦ поселка Новосмолинский и в ДК "Юбилейный" Володарска. Сейчас только в Володарске. И преподает, и участвует в различных мероприятиях, концертах, восхищая своим талантом местную публику. Кстати, последнее время все чаще на сцену выходят и ее "питомцы" из вокальной студии "Кураж". Причем "питомцы" эти от четырех лет и до бальзаковского возраста. Как так получилось?!
– Вообще, когда я стала набирать вокальную студию, всех предупредила, что совсем маленьких деток не беру, – рассказывает Екатерина, – но мое предупреждение оказалось гласом вопиющего в пустыне. Привели и четырех- и пятилеток… Помню, на нашем первом занятии мамочки деток сказали, что хотят посмотреть, как мы будем заниматься. А я им ответила, что нечего заниматься созерцанием, пусть встают и занимаются вместе с нами – так и дети адаптируются быстрее. Ну, а после занятия эти мамы подошли ко мне и спросили, не занимаюсь ли я вокалом и со взрослыми. Я ответила положительно. Так в нашей вокальной студии образовались и детский, и молодежный, и взрослый коллективы. Мои взрослые девушки – это мамы моих маленьких артистов. Они у меня очень трудолюбивые, требовательные к себе и амбициозные – с ними одно удовольствие работать.
По словам Екатерины Лавровой, никакого особого отбора при наборе желающих заниматься у нее вокалом она не делала, а брала всех – кто пришел. Она вообще в творческом плане не делит людей на "плохих – хороших", "способных – неспособных", "талантливых – бесталанных": ведь нередко бывает, что сначала потенциальный артист в нотки не попадает, а через год-два в нем такие вокальные и артистические данные открываются, что диву даешься.
– А вообще, всех можно на-учить петь, или те, кто такое заявляет, просто лукавят, – интересуюсь у Екатерины Лавровой, как преподавателя вокала.
– Петь действительно может каждый, но певцом стать – отнюдь, – отвечает она. – Потому что тут уже мало обладать голосом и слухом, здесь надо уметь соединять воедино разум и сердце, а это дано далеко не каждому, и этому не научишь – тут много зависит от души. Профессиональный вокал – это больше психологическое состояние, умение самовыражаться. Поэтому на занятиях даже с маленькими детками мы на первых порах не столько поем, сколько читаем стихи. Хорошие стихи! Читаем в красках, в лицах, чтобы каждый мог самовыразиться, раскрепоститься, преодолеть в себе те или иные комплексы, что очень важно.
Кстати, как рассказала Екатерина, сама она в детстве была очень "зажатой", даже диковатой девочкой с массой комплексов, жила в каком-то своем мире. Но при этом рано начала выступать на публике, в школе даже целые концерты романса устраивала, после которых постоянно занималась самокритикой, даже если все вокруг хвалили ее. И вот сейчас, вспоминая себя ребенком, Екатерина пытается делать все возможное, чтобы ее артисты подобной ерундой не страдали. Хотя сама, по ее же признанию, и сейчас, несмотря на свой профессионализм, опыт, имя постоянно в себе сомневается и считает, что что-то делает не так.
Мое же: "А по вам и не скажешь! Вы выглядите такой не-приступной и уверенной в себе дивой", Екатерина со смехом парирует:
– Ну, так я же над собой работаю. Занимаюсь аутотренингом. Встаю, например, перед зеркалом и говорю: "Ой, какую же красавицу мать родила!". Раньше я себе такое даже в виде шутки позволить не могла.
Любит и порукодельничать, и поболеть… за "Торпедо"
А вообще Екатерина, по ее признанию, человек настроения. Под настроение и музыку пишет, и репертуар себе подбирает, и свободное время проводит.
– В жизни я никогда себя не ломаю, – рассказывает она. – Всегда стараюсь придерживаться своей четкой линии. А по репертуару? Я – многожанровая певица, поэтому мне несложно исполнить любую вещь. Я могу петь все от классики до джаза. А что нравится? "По сезону" – мы это так называем. А у меня еще часто под настроение. Сегодня мне хочется петь романсы, а завтра – рок. На работе, конечно же, приходится иногда подстраиваться под конкретные мероприятия. Но в этом случае я просто пою то, что подходящее есть у меня в репертуаре. Если ничего нет – подбираю и разучиваю новую вещь, но ту, которая мне нравится. Свободного времени у меня практически не бывает. Если же вдруг появляется, могу позволить себе… порукодельничать. Я, например, вяжу крючком сумки, делаю броши из бисера, пишу картины… Тоже все под настроение.
А еще Екатерину Лаврову вместе с мужем можно встретить среди болельщиков на футбольных, но особенно хоккейных матчах. В частности, она болельщик нижегородского "Торпедо".
– В целом спорт и я – вещи совершенно несовместимые, – считает Екатерина, но вспоминает, что в детстве и на коньках хорошо каталась, и на лыжах. А на велосипеде, так вообще, одно время с весны до осени каждый день на работу ездила, на дачу… Умеет Екатерина и стрелять: еще живя в Прибалтике, по сути ребенком, со своим "вторым папой" частенько на охоту ходила. А с "третьим папой" – уже здесь, в Дзержинске, рыбалкой увлеклась. Так что, в случае чего, в любых условиях выживет.
А вот чего Екатерина не любит, так это готовить. Может, конечно, в охотку "изобразить" что-нибудь вкусное, даже эксклюзивное. Но такая "охотка" случается с ней не часто. Готовит просто по необходимости, потому что мужа надо кормить, но делает это без фанатизма, удовольствия от проведенного у плиты времени не получает. Благо муж у нее в еде неприхотливый.
В отпуске Екатерина отдает предпочтение познавательному туризму. В этом плане ей очень комфортно отдыхать с дочерью, которая тоже любит посещать незнакомые места, узнавать что-то новое, а не бездумно жариться на солнце. Например, этим летом мама с дочкой запланировали съездить в Санкт-Петербург и обязательно посетить Эрмитаж. А потом еще посетить Псков, где тоже много интересного.
Дочка Екатерины Лавровой – Маша – человек, как и мама, творческий. Нередко они даже вместе выступают. Но при всем этом Маша больше художник: она заканчивает дизайнерский факультет техникума.
Пока человек чему-либо учится – он существует как личность
В завершение нашего достаточно продолжительного для первого знакомства разговора интересуюсь у Екатерины, насколько комфортно она себя чувствует в своем нынешнем творческом состоянии? Хочет ли чего-то еще достичь или успокоилась?
– Что касается моего участия в конкурсах, фестивалях, мне уже все это "приелось", и я уже не хочу участвовать в этом. Переросла, видимо, – отвечает Екатерина. – Последний раз, когда на международном конкурсе в Москве взяла Гран-при, я себе сказала: "Катя, хватит, успокойся, тебе это уже не нужно". Что же касается телепрограмм типа "Голос" и прочее… Это – ШОУ. А шоу я не люблю. Никакие! Да, там многотысячная аудитория, но я человек самодостаточный, и мне абсолютно неважно, сколько людей в зале, перед которыми я выступаю. Мне и мама всегда говорила: "Катя, даже если будет три человека в зале, даже если один – это твой главный слушатель, ты должна выйти на сцену и отработать всю программу на сто процентов". Я так и делаю. Не все же должны покорять столичную аудиторию, в провинции тоже живут люди, которые тянутся к настоящему искусству и имеют право его получать.
А вот что такое состояние успокоенности, я не знаю. Но я не то чтобы хочу чего-то достичь, я просто хочу еще многому научиться: как человеку творческому мне интересно абсолютно все. Кроме того, я считаю, что пока человек чему-либо учится, он существует как личность. Поэтому я всегда чему-то учусь сама и хочу, чтобы люди вокруг меня тоже учились, развивались. Если им надо – я всегда готова помочь, научить тому, чем владею сама.
А комфортно ли мне сегодня? Есть такое выражение: "Хорошо там, где нас нет". А мне хорошо там, где я! И я очень хочу, чтобы там, где я, всем было хорошо.
Автор: Алла Егорова
Последние новости
Управляющий филиалом ортопедической компании в Нижнем Новгороде задержан
В Нижнем Новгороде правоохранительные органы взяли под стражу управляющего местным филиалом ортопедической компании.
Новые надземные переходы улучшат инфраструктуру города
В городе запланировано строительство двух новых надземных переходов для повышения безопасности пешеходов.
Спикер гордумы Нижнего Новгорода против создания спортивной ассоциации
Евгений Чинцов высказал свою точку зрения на заседании по соцполитике.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку