Ирина Долганова: «В девяностые, когда многие звёздные актёры работали в театре дворниками и грузчиками, я оставалась в профессии.»
Фото из архива Ирины Долгановой Ирину Долганову в Нижнем Новгороде знает, наверное, каждый.
Ирину Долганову в Нижнем Новгороде знает, наверное, каждый. Да и не только в Нижнем – благодаря роли Сони Гурвич в фильме «А зори здесь тихие» она прославилась на весь Советский Союз. При этом уже много лет Ирина Долганова служит в нижегородском ТЮЗе. Глядя на её энергию и лёгкость, ни за что не поверишь, что актриса только что отметила 70-летний юбилей.
От комаров до белого генерала
Известность пришла к ней непростой ценой. Когда в 1971 году девушку пригласили в фильм «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, она и подумать не могла, что авторы картины – фронтовики – для максимальной достоверности фильма поместят юных актрис в практически реальные условия, в которых происходили события повести Бориса Васильева.
Съёмки шли в Карелии, где удивительная красота первозданной природы с чистейшими озёрами и живописными скалами дополняется непроходимыми болотами, огромными комарами и множеством гадюк. Но чем сложнее путь, тем весомее результат. И зрители поверили всему, что увидели на экране, и полюбили героев. Фильм собрал множество наград по всему миру, даже был номинирован на «Оскар» в 1973 году в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В юбилей актрисы мы снова вернулись к разговору о картине, сделавшей её знаменитой.
– Ирина Валерьевна, вы уже неоднократно, в том числе и на страницах нашей газеты, делились воспоминаниями о фильме «А зори здесь тихие». И всё-таки не могу не спросить – какое ваше главное впечатление от съёмок, оставшееся с вами до сих пор?
– Это само знакомство с потрясающими людьми, создавшими этот фильм, и общение со Станиславом Ростоцким – потрясающее и удивительное. Это огромное счастье, которое до сих пор со мной. В свободные минуты он читал нам стихи – читал так, что невозможно было оторваться. Незнакомые стихи в его исполнении были просто фантастическими, и я слушала его открыв рот!
– Тяжело вдруг стать знаменитой и узнаваемой?
– Для меня это было полной неожиданностью, хотя Ростоцкий сразу предупредил, что так и будет! А ведь это был первый опыт съёмок у всех, кроме Ольги Остроумовой. Мы не верили, но этот момент наступил. Меня узнавали прохожие, таксисты. Я спрашивала: откуда? На что мне отвечали: посмотрите по сторонам! В Москве было невероятное количество огромных плакатов, на которых почему-то чаще рисовали именно меня. Сначала это нравилось, а потом стало утомительно. Самое интересное, что и сейчас подходят, после стольких лет.
С Игорем Костолевским в фильме "А зори здесь тихие"– Фильм с триумфом путешествовал по странам. В какой он произвёл наибольшее впечатление? И о чём спрашивали зрители?
– Везде, но я с ним была в Голландии и Бельгии. Потом театр меня уже не отпускал. В Голландии мы были на знаменитом кинофестивале, где Куросава представлял свои фильмы. А расспрашивали больше о стране и людях. Была у нас необычная встреча – нас позвал в гости белогвардейский генерал. Он вышел к нам, словно из прошлого – в шинели, в папахе. Говорил по-русски и хотел узнать, как живёт страна. Оказалось, он ждал, что мы расскажем что-то плохое, а мы говорили только хорошо. Он мрачнел с каждой минутой и стал приходить в ярость – хотел услышать, что уехал, и стало всё плохо. Оправдать свой отъезд. И дипломат, что был с нами, нас увёл…
– Я слышала, что автор повести Борис Васильев был в восторге от актрис, сыгравших его героинь.
– Да, и приезжал на съёмки, смотрел, как мы работаем. Удивительно скромный, немногословный и корректный. Потом мы с ним встретились на фестивале, где представляли китайский сериал по его повести. Ведь для китайцев Андрей Мартынов, сыгравший Васкова, стал почти национальным героем. И поэтому они решили снять фильм. С размахом и во многом основанный на нашем. Даже музыка похожа.
Фото со Станиславом Ростоцким на международном фестивале в Голландии Связующая нить– Обычно говорят, что женской дружбы, тем более в актёрской среде, не бывает, а вы до сих пор постоянно с девочками созваниваетесь и встречаетесь. В чём секрет такой многолетней дружбы?
– Дружба, которая идёт из юности, совсем другая – чистая и неомрачённая. А вот потом многие набивались в друзья – я, наивная, радовалась. А вскоре обнаружила, что большинство просто хотели светиться в лучах славы нашего фильма.
– Год назад юбилей отметил ваш партнёр по фильму Игорь Костолевский, тогда ещё никому не известный юноша, сыгравший в эпизоде. А через три года он также вкусил славы после роли декабриста Анненкова в «Звезде пленительного счастья». Каким же он был тогда, до того, как стал кумиром миллионов советских женщин? И какой он сегодня?
– Это был его первый эпизод в кино. Он был студентом – обаятельным и ужасно стеснительным. Страстно желал поехать с нами в Карелию – был готов быть там простым рабочим, но Ростоцкий ему отказал. С тех пор мы не раз встречались, и всегда он был рад этим встречам. Приезжал в наш театр со спектаклями. Встречались мы и на отдыхе, где я отдыхала с маленьким сыном – там по Игорю узнали, кто я. Он совершенно простой и искренний.
Если бы сегодня я вернулась на полвека назад, то снова бы согласилась сыграть Соню, зная, как фильм повлияет на судьбу. Ведь он подарил мне знакомство с удивительными людьми. А вот как дальше повернулось – можно было бы что-то в жизни и поменять!
Послеславие– Часто, сыграв знаковую роль, актёры не соглашаются на меньшее, чтобы не понизить планку. Ваша Соня – именно такая роль. Как вам удалось противостоять соблазнам, ведь предложения были? Говорят, что режиссёр фильма Станислав Ростоцкий предлагал вам остаться в Москве и даже приезжал в наш город, чтобы пригласить переехать столицу? Почему же вы выбрали театр? И что для вас Нижегородский ТЮЗ, которому вы ни разу не изменили?
– У меня уже был ребёнок, неизвестно было, найдёт ли в Москве работу муж. И я осталась тут, в театре. И не пожалела – в девяностые, когда многие звёздные актёры остались не у дел и работали грузчиками и дворниками, в театре я оставалась в профессии.
– А какая из ролей в театре стала столь же знаковой, как Соня?
– Первая – Виола в «Двенадцатой ночи» Шекспира. Мне, только что пришедшей в театр, её доверил Борис Наравцевич. «Анна Снегина», которую поставил Александр Палеес. И мой моноспектакль «Абонент безумно счастлив» по пьесе Нины Прибутковской. Там было столько моих придумок!
– Есть в вашей кинолетописи и ещё один фильм о войне – «Переводчик», снятый уже в 2014 году. Не менее тяжёлый, но показывающий людей на войне с совсем другой точки зрения. Что для вас этот новый, современный взгляд на войну?
– Андрей Прошкин – потрясающий режиссёр. Эти съёмки были как настоящая жизнь! Художники удивительные – они привезли трейлеры одежды. Я сама выбирала шапочку, пальто со стоечкой, ботиночки – всё по-настоящему. Точно найденная натура-двор, где живут семьи с разными судьбами, не очень дружные между собой, но в момент беды объединяющиеся и поддерживающие друг друга. Фильм получился правдивый. Трагическая судьба женщины, которую ты не играешь, а чувствуешь. Но это очень тяжело – рассказывать о судьбах людей, которых расстреливали в овраге…
– А что сегодня репетируете вы там, за закрытыми дверями ТЮЗа?
– Мы в самом начале пути – начались читки пьесы Островского «Воспитанница», в которой я буду играть роль Уланбековой. Ставит спектакль Елена Фирстова, и я уверена, что это будет очень интересно и для нас, и для зрителей.
Ольга СеврюгинаПоследние новости
Управляющий филиалом ортопедической компании в Нижнем Новгороде задержан
В Нижнем Новгороде правоохранительные органы взяли под стражу управляющего местным филиалом ортопедической компании.
Новые надземные переходы улучшат инфраструктуру города
В городе запланировано строительство двух новых надземных переходов для повышения безопасности пешеходов.
Спикер гордумы Нижнего Новгорода против создания спортивной ассоциации
Евгений Чинцов высказал свою точку зрения на заседании по соцполитике.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку