Город будущего и вызов для главы
Стратегические планы развития муниципального округа прописаны в программе «Дзержинск-100».
Стратегические планы развития муниципального округа прописаны в программе «Дзержинск-100». Разбираемся вместе с экспертами, зачем она нужна дзержинцам, акцентируя внимание на самых важных проектах.
Деньги в обмен на юбилей?В 2022 году Иван Носков представил на суд общественности программу развития города к столетнему юбилею «Дзержинск-100». На федеральном и региональном уровне такого рода программы существовали всегда, начиная с пятилетних планов развития народного хозяйства в советское время.
Полувековой юбилей, кстати говоря, по традиции советских лет праздновался как новый этап в строительстве города: в 1980 году, на 50-летие, в Дзержинске построили новые здания универмага и драмтеатра. Кстати, в новое здание театра драмы тогда приезжали лучшие артисты страны. Я, например, школьником ходил на сольные концерты Евгения Леонова и Андрея Миронова, на которые тогда в Москве-то попасть было трудно. И вот уже маячит новый славный юбилей. В чем смысл программы «Дзержинск-100»?
За три десятилетия постсоветской истории нашего города не могу припомнить похожих стратегических планов развития Дзержинска. Возможно, какие-то документы «для внутреннего пользования» существовали в дзержинской мэрии и ранее. Но публичных программ стратегического развития на годы вперед точно не было.
Губернатор Валерий Шанцев в свое время заявлял предельно однозначно: тот или иной юбилей города, района или региона нужно использовать по максимуму для получения дополнительных средств. Деньги в обмен на юбилей, если предельно коротко, откровенно и прагматично. Поэтому в определенном смысле программа «Дзержинск-100» – хороший повод привлечь дополнительное финансирование из вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников для развития нашего города.
Работа на перспективу«Иван Николаевич Носков – топ-менеджер серьезного уровня. Поэтому предпочитает работать на перспективу. Как и любой сильный руководитель, руководствуется в своей работе какими-то вызовами. В том числе для того, чтобы избежать рутины. Программа «Дзержинск-100» – тот самый вызов для города, главы и его команды. Если мы живем без стратегических целей, мы начинаем существовать. Невозможно достичь следующего этапа, не поставив перед собой цель и не просчитав свои действия на несколько шагов вперед»,
считает политтехнолог Василий Смердов.«Существуют объективные факторы, которые должен учитывать в своей работе любой градоначальник: действующий механизм российской бюджетной системы, приоритетный характер национальных проектов и логика их финансирования, показатели эффективности деятельности органов публичной власти. Субъективные аспекты начинают работать позже, на этапе отбора наиболее выигрышных инструментов, с помощью которых можно достичь заявленных социально-экономических целей и задач. Глава города, работающий по-современному, постарается действовать системно, учитывая весь комплекс имеющихся возможностей. Вместе с тем, конечно, для Ивана Носкова предстоящий юбилей города – это своего рода вызов, причем, заметьте, в не самых благоприятных условиях санкционного давления со стороны коллективного Запада, российской инфляции, кадрового дефицита в Дзержинске. Однако Иван Николаевич этот вызов принял, и иного, судя по его жизненным установкам и стилю управления, просто быть не могло»,
говорит политолог Александр Егоров. Уйдёт ли тема экологии?В тексте программы указывается, что «в ближайшие годы город и его окрестности будут очищены от более 270 несанкционированных свалок. Планируется внедрить современный экологический мониторинг за состоянием окружающей среды». Удастся ли Ивану Николаевичу улучшить имидж Дзержинска как не самого благополучного в плане экологии города?
«Я бы внес уточнение. Предполагается ликвидация 273 несанкционированных свалок ТКО, из них 156 – на селитебной территории и 117 – на территории городских лесов, а также ликвидация 10 несанкционированных свалок промышленных отходов. К тому же в городе уже установлены посты онлайн-мониторинга экологической безопасности. К 2030 году предполагается расширение перечня измеряемых параметров до 248. Экологическая тема для Дзержинска постепенно будет уходить на второй план»,
поясняет Александр Егоров.В настоящее время наш город выбыл из числа наиболее загрязненных городов России, и этот тренд продолжит свое развитие. Причем время играет на стороне Дзержинска, поскольку он всё более открывается миру, к нам заходят передовые предприятия с «зелеными» безотходными технологиями.
«Невозможно управлять системой, не зная ее размеров. Проблему признали и даже измерили – сосчитали количество свалок. Это первый шаг. Когда власть заявляет что-то публично, значит, она знает, как эту проблему решить. Существуют различные экологические программы как на региональном, так и на федеральном и даже на партийном («Единая Россия») уровне. Поэтому ликвидация свалок – вопрос решаемый. Что касается экологии города в целом… Современные производства имеют очень серьезные ограничения по экологическим нормам. Без систем очистки ни одно производство сегодня не заработает.
Присутствие экологической повестки в программе развития Дзержинска – публичное признание проблемы. Больше того – заявление на тему «мы знаем, как ее решать». Иван Носков ставит амбициозные цели и закладывает их в программу развития города. Вспомните, что когда-то перед администрацией стояли совсем другие задачи – как выплатить зарплаты бюджетникам, как погасить муниципальные долги, как сделать так, чтобы в квартирах горожан зимой было тепло? Сейчас мы перешли на следующий уровень – решаем вопросы экологии. Потому что базовые вопросы обеспечения жизнедеятельности Дзержинска уже решены»,
считает Василий Смердов. Учиться разговаривать с людьмиСогласно тексту программы «Дзержинск-100» до 2030 года необходимо отремонтировать 100 процентов поселковых дорог. Построить новые дороги до Шуховской башни, а также от проспекта Ленинского Комсомола до улицы Самохвалова (по улице Комбрига Патоличева). По двум последним проектам работа началась в конце прошлого года. Часть жителей, проживающих рядом с будущими магистралями, выступили против их строительства. Мол, лишний шум под окнами их домов ни к чему. Но ведь дороги объективно нужны для всех жителей города (а в случае с Шуховкой еще и для туристов).
Несколько лет назад в Нижнем Новгороде так называемые «гражданские активисты» фактически заблокировали наиболее значимые объекты дорожного и жилищного строительства, о чем публично заявлял тогдашний глава администрации волжской столицы Олег Кондрашов. Стали разбираться. По одной версии за активистами стояли люди, преследующие коммерческий интерес (откаты в обмен на продолжение строительства). По другой – выступления «представителей гражданского общества» имели под собой реальную политическую подоплеку. А именно – давление на главу Нижнего Олега Сорокина и опосредованно – на губернатора Валерия Шанцева.
Возможно ли повторение ситуации с новостройками в областном центре в Дзержинске? И присутствует ли тут политика?
«В инфраструктурных (нашем случае, дорожных) проектах часто находят отражение противоречивые интересы. Нет ничего удивительного в том, что часть жителей, которые проживают рядом с будущими магистралями, выступают против их строительства. Жители оказываются в двойственном положении. С одной стороны, они в перспективе бенефициары (выгодополучатели). С другой – именно жители часто терпят лишения в ходе реализации дорожных проектов. Опять-таки, не все настроены на то, чтобы ждать позитива. Бывает, что захлестывают негативные эмоции. Тогда и появляются более искушенные в политике и экономике личности, которые способны направить протестный потенциал в нужное им русло. В такой ситуации многое зависит от властей. Сумеют ли они в доходчивой форме показать населению выгоды от реализации проекта? Проще говоря, нужно учиться разговаривать с людьми, а не жить по принципу «я – власть, мое слово – закон». Для администрации города ситуация упрощается тем, что социальной базы для сколько-нибудь серьезной протестной кампании в Дзержинске нет»,
считает Александр Егоров.«Чтобы объяснить людям ситуацию и выслушать их позицию, существует институт общественных слушаний. Всегда есть недовольные, которые пишут в соцсетях, а некоторые даже выходят на улицу. Но не каждый готов идти до конца, отстаивая, например, свою позицию в суде. Власть, безусловно, должна прислушиваться к мнению народа. В то же время, мы понимаем, что город должен развиваться. Жители, конечно же, не выступают против программы развития города в целом. Тем более что, насколько я знаю, программа в значительной степени базируется как раз на пожеланиях самих дзержинцев. Ситуации с блокированием строек, как в Нижнем Новгороде несколько лет назад, в Дзержинске не будет. Носков ведь всё это делает не для себя, а для людей. Если обществу это не нужно, давайте тогда решать, как надо. В любом случае, должен быть диалог власти и общества. Программа «Дзержинск-100» написана не «для Носкова» и не «под Носкова», а для города и его жителей. Кто бы ни был главой города в 2030 году, уже существует программа развития, которую нужно выполнять и под которую будут выделяться деньги. Возможно, у следующего главы Дзержинска уже не получится сравнительно легко привлекать финансовые ресурсы. А с юбилейной программой развития города сделать это будет гораздо проще»,
уверен Василий Смердов.Справка . Александр Егоров – политолог, директор Центра стратегических инициатив Дзержинского филиала РАНХиГС, кандидат исторических наук.
Василий Смердов – политтехнолог. В 2021 году работал в предвыборном штабе кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области Евгения Люлина. В 20222023 годах занимал должность первого заместителя руководителя исполкома регионального отделения партии «Единая Россия».
Напомним, в Нижегородской области по программе «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» обновят 85 территорий .
Сергей АНИСИМОВ
Фото автора и из архива редакции
Последние новости
Бюджет Нижнего Новгорода на 2024 год: дефицит и приоритеты
В следующем году город столкнется с дефицитом в 3,3 млрд рублей.
Транспорт в России: Дефицит и Праздник
Аналитики hh.ru выделили транспортную сферу среди самых дефицитных в стране.
Снижение автокредитов: новые тенденции в финансировании
Средний размер автокредита достиг рекордно низкого уровня.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку