Город будущего и вызов для главы

Стратегические планы развития муниципального округа прописаны в программе «Дзержинск-100».

Стратегические планы развития муниципального округа прописаны в программе «Дзержинск-100». Разбираемся вместе с экспертами, зачем она нужна дзержинцам, акцентируя внимание на самых важных проектах.

Деньги в обмен на юбилей?

В 2022 году Иван Носков представил на суд общественности программу развития города к столетнему юбилею «Дзержинск-100». На федеральном и региональном уровне такого рода программы существовали всегда, начиная с пятилетних планов развития народного хозяйства в советское время.

Полувековой юбилей, кстати говоря, по традиции советских лет праздновался как новый этап в строительстве города: в 1980 году, на 50-летие, в Дзержинске построили новые здания универмага и драмтеатра. Кстати, в новое здание театра драмы тогда приезжали лучшие артисты страны. Я, например, школьником ходил на сольные концерты Евгения Леонова и Андрея Миронова, на которые тогда в Москве-то попасть было трудно. И вот уже маячит новый славный юбилей. В чем смысл программы «Дзержинск-100»?

За три десятилетия постсоветской истории нашего города не могу припомнить похожих стратегических планов развития Дзержинска. Возможно, какие-то документы «для внутреннего пользования» существовали в дзержинской мэрии и ранее. Но публичных программ стратегического развития на годы вперед точно не было.

Губернатор Валерий Шанцев в свое время заявлял предельно однозначно: тот или иной юбилей города, района или региона нужно использовать по максимуму для получения дополнительных средств. Деньги в обмен на юбилей, если предельно коротко, откровенно и прагматично. Поэтому в определенном смысле программа «Дзержинск-100» – хороший повод привлечь дополнительное финансирование из вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников для развития нашего города. 

Работа на перспективу

«Иван Николаевич Носков – топ-менеджер серьезного уровня. Поэтому предпочитает работать на перспективу. Как и любой сильный руководитель, руководствуется в своей работе какими-то вызовами. В том числе для того, чтобы избежать рутины. Программа «Дзержинск-100» – тот самый вызов для города, главы и его команды. Если мы живем без стратегических целей, мы начинаем существовать. Невозможно достичь следующего этапа, не поставив перед собой цель и не просчитав свои действия на несколько шагов вперед»,

считает политтехнолог Василий Смердов.

«Существуют объективные факторы, которые должен учитывать в своей работе любой градоначальник: действующий механизм российской бюджетной системы, приоритетный характер национальных проектов и логика их финансирования, показатели эффективности деятельности органов публичной власти. Субъективные аспекты начинают работать позже, на этапе отбора наиболее выигрышных инструментов, с помощью которых можно достичь заявленных социально-экономических целей и задач. Глава города, работающий по-современному, постарается действовать системно, учитывая весь комплекс имеющихся возможностей. Вместе с тем, конечно, для Ивана Носкова предстоящий юбилей города – это своего рода вызов, причем, заметьте, в не самых благоприятных условиях санкционного давления со стороны коллективного Запада, российской инфляции, кадрового дефицита в Дзержинске. Однако Иван Николаевич этот вызов принял, и иного, судя по его жизненным установкам и стилю управления, просто быть не могло»,

говорит политолог Александр Егоров. Уйдёт ли тема экологии?

В тексте программы указывается, что «в ближайшие годы город и его окрестности будут очищены от более 270 несанкционированных свалок. Планируется внедрить современный экологический мониторинг за состоянием окружающей среды». Удастся ли Ивану Николаевичу улучшить имидж Дзержинска как не самого благополучного в плане экологии города?

«Я бы внес уточнение. Предполагается ликвидация 273 несанкционированных свалок ТКО, из них 156 – на селитебной территории и 117 – на территории городских лесов, а также ликвидация 10 несанкционированных свалок промышленных отходов. К тому же в городе уже установлены посты онлайн-мониторинга экологической безопасности. К 2030 году предполагается расширение перечня измеряемых параметров до 248. Экологическая тема для Дзержинска постепенно будет уходить на второй план»,

поясняет Александр Егоров.

В настоящее время наш город выбыл из числа наиболее загрязненных городов России, и этот тренд продолжит свое развитие. Причем время играет на стороне Дзержинска, поскольку он всё более открывается миру, к нам заходят передовые предприятия с «зелеными» безотходными технологиями.

«Невозможно управлять системой, не зная ее размеров. Проблему признали и даже измерили – сосчитали количество свалок. Это первый шаг. Когда власть заявляет что-то публично, значит, она знает, как эту проблему решить. Существуют различные экологические программы как на региональном, так и на федеральном и даже на партийном («Единая Россия») уровне. Поэтому ликвидация свалок – вопрос решаемый. Что касается экологии города в целом… Современные производства имеют очень серьезные ограничения по экологическим нормам. Без систем очистки ни одно производство сегодня не заработает.

Присутствие экологической повестки в программе развития Дзержинска – публичное признание проблемы. Больше того – заявление на тему «мы знаем, как ее решать». Иван Носков ставит амбициозные цели и закладывает их в программу развития города. Вспомните, что когда-то перед администрацией стояли совсем другие задачи – как выплатить зарплаты бюджетникам, как погасить муниципальные долги, как сделать так, чтобы в квартирах горожан зимой было тепло? Сейчас мы перешли на следующий уровень – решаем вопросы экологии. Потому что базовые вопросы обеспечения жизнедеятельности Дзержинска уже решены»,

считает Василий Смердов. Учиться разговаривать с людьми 

Согласно тексту программы «Дзержинск-100» до 2030 года необходимо отремонтировать 100 процентов поселковых дорог. Построить новые дороги до Шуховской башни, а также от проспекта Ленинского Комсомола до улицы Самохвалова (по улице Комбрига Патоличева). По двум последним проектам работа началась в конце прошлого года. Часть жителей, проживающих рядом с будущими магистралями, выступили против их строительства. Мол, лишний шум под окнами их домов ни к чему. Но ведь дороги объективно нужны для всех жителей города (а в случае с Шуховкой еще и для туристов).

Несколько лет назад в Нижнем Новгороде так называемые «гражданские активисты» фактически заблокировали наиболее значимые объекты дорожного и жилищного строительства, о чем публично заявлял тогдашний глава администрации волжской столицы Олег Кондрашов. Стали разбираться. По одной версии за активистами стояли люди, преследующие коммерческий интерес (откаты в обмен на продолжение строительства). По другой – выступления «представителей гражданского общества» имели под собой реальную политическую подоплеку. А именно – давление на главу Нижнего Олега Сорокина и опосредованно – на губернатора Валерия Шанцева.

Возможно ли повторение ситуации с новостройками в областном центре в Дзержинске? И присутствует ли тут политика?

«В инфраструктурных (нашем случае, дорожных) проектах часто находят отражение противоречивые интересы. Нет ничего удивительного в том, что часть жителей, которые проживают рядом с будущими магистралями, выступают против их строительства. Жители оказываются в двойственном положении. С одной стороны, они в перспективе бенефициары (выгодополучатели). С другой – именно жители часто терпят лишения в ходе реализации дорожных проектов. Опять-таки, не все настроены на то, чтобы ждать позитива. Бывает, что захлестывают негативные эмоции. Тогда и появляются более искушенные в политике и экономике личности, которые способны направить протестный потенциал в нужное им русло. В такой ситуации многое зависит от властей. Сумеют ли они в доходчивой форме показать населению выгоды от реализации проекта? Проще говоря, нужно учиться разговаривать с людьми, а не жить по принципу «я – власть, мое слово – закон». Для администрации города ситуация упрощается тем, что социальной базы для сколько-нибудь серьезной протестной кампании в Дзержинске нет»,

считает Александр Егоров.

«Чтобы объяснить людям ситуацию и выслушать их позицию, существует институт общественных слушаний. Всегда есть недовольные, которые пишут в соцсетях, а некоторые даже выходят на улицу. Но не каждый готов идти до конца, отстаивая, например, свою позицию в суде. Власть, безусловно, должна прислушиваться к мнению народа. В то же время, мы понимаем, что город должен развиваться. Жители, конечно же, не выступают против программы развития города в целом. Тем более что, насколько я знаю, программа в значительной степени базируется как раз на пожеланиях самих дзержинцев. Ситуации с блокированием строек, как в Нижнем Новгороде несколько лет назад, в Дзержинске не будет. Носков ведь всё это делает не для себя, а для людей. Если обществу это не нужно, давайте тогда решать, как надо. В любом случае, должен быть диалог власти и общества. Программа «Дзержинск-100» написана не «для Носкова» и не «под Носкова», а для города и его жителей. Кто бы ни был главой города в 2030 году, уже существует программа развития, которую нужно выполнять и под которую будут выделяться деньги. Возможно, у следующего главы Дзержинска уже не получится сравнительно легко привлекать финансовые ресурсы. А с юбилейной программой развития города сделать это будет гораздо проще»,

уверен Василий Смердов.

Справка . Александр Егоров – политолог, директор Центра стратегических инициатив Дзержинского филиала РАНХиГС, кандидат исторических наук.

Василий Смердов – политтехнолог.  В 2021 году работал в предвыборном штабе кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области Евгения Люлина. В 2022­2023 годах занимал должность первого заместителя руководителя исполкома регионального отделения партии «Единая Россия».

Напомним, в Нижегородской области по программе «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» обновят 85 территорий . 

Сергей АНИСИМОВ

Фото автора и из архива редакции

Последние новости

Бюджет Нижнего Новгорода на 2024 год: дефицит и приоритеты

В следующем году город столкнется с дефицитом в 3,3 млрд рублей.

Транспорт в России: Дефицит и Праздник

Аналитики hh.ru выделили транспортную сферу среди самых дефицитных в стране.

Снижение автокредитов: новые тенденции в финансировании

Средний размер автокредита достиг рекордно низкого уровня.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Орехово-Зуево с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *